Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » »

Советы по профквалификациям могут стать драйверами развития партнерства работодателей с образовательными организациями

Советы по профквалификациям могут стать драйверами развития партнерства работодателей с образовательными организациями

Поделитесь новостью
Новости НАРК






25 августа в рамках деловой программы Международного военно-технического форума «АРМИЯ-2021» состоялась проектная сессия «Национальная система квалификации: нормативная и методическая база».


Мероприятие было нацелено на выработку предложений по внесению изменений в нормативные и методические документы, регулирующие вопросы наделения полномочиями центров оценки квалификации и их функционирования, также обсуждались вопросы, связанные с разработкой, актуализацией и закреплением за советами профессиональных стандартов.

С установочными выступлениями перед собравшимся обратились генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артём Шадрин, директор по персоналу ПАО «ОАК», заместитель руководителя Совета по профессиональным квалификациям в авиастроении Любава Шепелева; руководитель департамента специальных проектов ОООР «СоюзМаш России», заместитель Совета по профессиональным квалификациям в машиностроении Станислава Романовская.

В своем выступлении Артем Шадрин в качестве актуальных задач деятельности развития Национальной системы квалификаций (далее - НСК) выделил:
• Сокращение сроков подготовки и согласования документов НСК с переходом к пакетной разработке профтстандартов, квалификаций и оценочных средств.
• Актуализация профстандартов и оценочных средств с учетом развития цифровых технологий. Планируется сотрудничество Национального агентства с Университетом Иннополис при активном взаимодействии с советами по профессиональным квалификациям.
• Гармонизация подходов к формированию и оценке общих компетенций (soft skills). Здесь важно партнерство Национального агентства с АНО «Россия - страна возможностей» . Коллеги формируют центры компетенций в вузах, а Национальное агентство будет в первую очередь участвовать в развитии soft skills у студентов СПО.
• Расширение масштабов профессионально-общественной аккредитации учебных программ. Национальное агентство будет активно содействовать в развитии этого направления в партнерстве с советами по профессиональным квалификациям (далее – СПК).
• Расширение практики рейтингования профессиональных образовательных программ. Национальное агентство готово помочь СПК в разработке методологии рейтинговой оценки и ее реализации.
• Содействие участию работодателей в масштабировании практики дуального образования, сетевых образовательных программ, прикладного проектного обучения.
• Поддержка инициативы Минпросвещения России по качественному расширению участия компаний в управлении организаций СПО. Это одна из позиций, рассматриваемых в рамках проекта «Профессионалитет».
• Содействие распространению практики сопряжения итоговой аттестации выпускников СПО и вузов с процедурой оценки профессиональных квалификаций. В отношении вузов соответствующий проект уже второй год реализуется в рамках деятельности СПК в сфере нанотехнологий, и апробирован уже почти в 30 университетах. Сейчас ведётся совместная работа с Минобрнауки России по проработке возможностей тиражирования этого опыта.
• Развитие ИТ-сервисов, рекомендующих программы профессионального обучения, позволяющие получить компетенции, наиболее востребованные на рынке труда.

В рамках проектной сессии были проведены обсуждения в рамках двух тематических групп: «Нормативные и методологические аспекты при создании и функционировании центров оценки квалификации» и «Нормативные и методологические аспекты при разработке, актуализации и закреплении профессиональных стандартов».
Первой группой рассматривались вопросы:
• Какой пакет документов необходим для подачи заявки на наделение полномочиями центра оценки квалификаций
• Требования к организации, подающей заявление на наделение полномочиями центра оценки квалификаций
• Оценка студентов и выпускников учебных заведений
• Оценка сотрудников предприятий

По её итогам участники высказали предложения о внесении изменений в нормативные документы независимой оценке квалификации и о необходимости разработки рекомендаций и типовых документов по вопросам, касающимся:
содержания положения о центрах оценки квалификаций (ЦОК), срока полномочий и создания единой базы данных экспертов ЦОК;
совершенствования процедур прохождения независимой оценки квалификации для студентов, еще не имеющих на момент проведения экзаменов дипломов об образовании, работников предприятия, выступающего в качестве площадки для проведения экзаменов, и по другим актуальным темам.

Второй группой рассматривались следующие вопросы:
• Процедура утверждения профессиональных стандартов
• Закрепление профессиональных стандартов за советами по профессиональным квалификациям
• Процедура согласования и утверждения актуализируемых профессиональных стандартов

По результатам дискуссии участники представили свои предложения, направленные на решение следующих задач:
-ускорение создания национальной и отраслевых рамок квалификаций на основе отдельного нормативного документа, закрепляющего форму и правила их разработки;
-сокращение за счет пакетной процедуры сроков создания профессиональных стандартов, квалификаций, оценочных средств, примерных образовательных программ;
-ускорение создания национального реестра (каталога) квалификаций, упорядочивание процедур закрепления за советами видов профессиональной деятельности; оптимизацию сроков подготовки и утверждения профессиональных стандартов и их актуализации.

Для этого предлагается:
-внести изменения в Федеральный закон № 247-ФЗ;
-усовершенствовать внутренний регламент Минтруда России по рассмотрению проектов квалификаций;
-продолжить практику отмены устаревших квалификационных справочников и замены их профессиональными стандартами;
-ускорить принятие одобренных Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям рекомендаций Минтруда России о разработке профессиональных стандартов и о новом макете профессионального стандарта;
-устранить дублирование и унифицировать процедуры проведения мониторинга рынка труда;
-закрепить указанные предложения в плане мероприятий (Дорожной карте) к Стратегии развития Национальной системы квалификаций до 2030 года и выпустить разъяснения Минтруда России по указанным вопросам.

Артём Шадрин в целом поддержал высказанные предложения и гарантировал поддержку Агентства активной деятельности советов по профессиональным квалификациям в решении поставленных задач.

По итогам проектной сессии будет сформирован пакет предложений по первоочередным мерам развития Национальной системы квалификаций для обсуждения и доработки с заинтересованными советами по профессиональным квалификациям. Затем материалы будут направлены для рассмотрения в профильные рабочие группы Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям и Минтруд России.

Национальное агентство развития квалификаций (www.nark.ru) является базовой организацией Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, оператором системы независимой оценки квалификаций, обеспечивает организационно-методическую поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации; формирует согласованную позицию организаций, представляющих бизнес сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых, в том числе общественно – государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.

Университет Иннополис ( https://innopolis.university/). Специализируется на образовании, исследованиях и разработках в области информационных технологий и робототехники. В Университете Иннополис действуют 15 лабораторий и 7 научных центров, в которых ведется исследовательская работа в области искусственного интеллекта, робототехники, big data, разработки ПО, информационной безопасности. Определен в качестве Опорного образовательного центра и Единого учебно-методологического центра подготовки кадров в сфере цифровых технологий в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики»

«Россия — страна возможностей» (https://rsv.ru/) — открытая площадка для общения талантливых и неравнодушных людей всех возрастов, обмена опытом между предпринимателями, управленцами, молодыми профессионалами, добровольцами и социальными активистами, создана в 2018 году по инициативе Президента России Владимира Путина. Она объединяет кадровые, социальные и образовательные проекты со всей России, каждый из которых имеет свою аудиторию и предлагает различные пути к успеху.
Мы будем рады, если подпишитесь на наш канал Профобразование. Нам есть что обсудить и о чем поговорить!


или оставить свой комментарий
avatar