Вчера завершил свою работу VI Всероссийский форум НСК, в рамках которого был проведен онлайн-марафон «Национальная система квалификаций в моем регионе». Модератор встречи, директор по обучению и развитию Группы НЛМК Ирина Ефимчук, подчеркнула важность региональной повестки в развитии национальной системы квалификаций. Сегодня полным ходом эта работа идет уже в более чем половине субъектов Российской Федерации.
Со-модератор встречи, обозреватель «Российской газеты» Мария Агранович, обратила внимание на важную стратегическую задачу национальной экономики – повышение производительности труда, которая может быть решена, главным образом, за счет развития трудовых ресурсов. В этой связи национальная система квалификаций приобретает особую роль и значение.
Собравшимся участникам онлайн-марафона было предложено обсудить высказанные модераторами тезисы.
Виктор Новиков, руководитель Агентства труда и занятости населения Красноярского края, рассказал о том, что за основу модели развития был принят подход, при котором координатором развития системы квалификаций стал орган исполнительной власти. По словам спикера, избранная конфигурация облегчила и ускорила взаимодействие как на федеральном уровне: с Российским союзом промышленников и предпринимателей, Национальным агентством развития квалификаций, советами по профессиональным квалификациям, так и на региональном – с профильными министерствами, работодателями, образовательными организациями, центрами оценки квалификаций.
Следуя логике дискуссии, Виктор Новиков обозначил вопросы, решение которых считает важным для успешного внедрения национальной системы квалификаций. Среди них, в частности, возможность прохождения независимой оценки квалификации безработными и ищущими работу гражданами для повышения конкурентоспособности на рынке труда и формирование эффективного механизма компенсации предприятиям и образовательным организациям затрат на прохождение профессиональных экзаменов.
Светлана Грузных, начальник Департамента труда и занятости населения Томской области, в рамках дискуссии отметила, что активная фаза развития НСК в регионе началась в мае 2019 года. В это время была разработана областная дорожная карта по развитию необходимой инфраструктуры.
Представитель Томской области выделил три главные задачи, сопровождающие успешное внедрение НСК: включение профессиональных стандартов в практику деятельности региональных предприятий и организаций, развитие системы независимой оценки квалификации, проведение профессионально-общественной аккредитации образовательных программ для формирования региональной системы профобразования, ориентированной на потребности рынка труда. Особое внимание в своем выступлении Светлана Грузных уделила вопросу проведения мониторинга рынка труда с использованием инструментария, разработанного Национальным агентством, принципиальным отличием которого является мониторинг конкретных квалификаций, а не укрупненных групп профессий.
«Точечный» подход позволяет более четко спрогнозировать потребность региона в кадрах и сформировать правильный запрос образовательным организациям на подготовку специалистов. Светлана Грузных отметила: в мониторинге рынка труда (жизненного цикла квалификаций) приняли участие более 1000 работодателей Томской области, и особо подчеркнула, что его результаты позволили подготовить кадровый раздел Стратегии социально-экономического развития региона на ближайшие годы.
Анна Ласун, начальник управления труда и финансово-экономического обеспечения, заместитель начальника Департамента труда и занятости населения Вологодской области, в своем выступлении рассказала о нормотворческой деятельности в интересах развития НСК на уровне субъекта Российской Федерации.
В 2019 году были внесены изменения в областной закон «Об оплате труда работников государственных учреждений». Обновленный документ устанавливает минимальный размер должностных окладов по профессиональным квалификационным группам и профессиональным стандартам в госучреждениях. Анна Ласун заявила, что внедрению профессиональных стандартов в Вологодской области уделяется особое внимание. В частности, в организациях региона были утверждены планы по внедрению профстандартов, созданы рабочие группы по их применению. Кадровые службы предприятий провели анализ штатных расписаний на предмет соответствия профессиональным стандартам и определили потребность в профессиональном образовании и переподготовке.
![](/_bd/56/s46888520.jpg)
О том, как обстоят дела в Свердловской области, где тема независимой оценки квалификации находится в актуальной повестке не первый год, рассказала Валентина Федотова, директор Межотраслевого центра развития квалификаций при Уральском федеральном университете имени первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина. По ее словам, в настоящее время в реестре независимой оценки квалификации находится уже 22 центра оценки квалификаций и 56 экзаменационных площадок, действующих в Свердловской области. Экзамен можно сдать не только в Екатеринбурге, но и в отдаленных территориях региона на 11 площадках. «Динамика роста количества соискателей тоже убедительна: 250 человек в 2017-2018 годах, к концу 2019-го – 2043; к концу 2020 года – 2749», - сообщила Валентина Федотова. Все это стало возможным благодаря активной и слаженной работе всех участников национальной системы квалификаций в регионе, в том числе представителей бизнеса, которые уже смогли оценить эффект от независимой оценки.
Чего удалось добиться Липецкой области за два года, сообщила Елена Походаева, исполняющий обязанности начальника Управления труда и занятости этого региона. По ее словам, основным трендом текущего года для региона стало создание многофункциональных ЦОК.
«Мы понимали: чтобы эффективно влиять на процессы, связанные с кадровым обеспечением региона, принимать взвешенные кадровые решения, необходимо выстроить систему, с одной стороны, партнерских отношений с уже действующими центрами оценки (интегрируя их в единую структуру), с другой – создать центры, предоставляющие возможность подтвердить квалификацию не в одной отрасли экономики, а сразу в нескольких отраслях, востребованных на региональном рынке труда – МЦОК», - рассказала участникам онлайн марафона Елена Походаева.
![](/_bd/56/s52457546.jpg)
Наталья Байда, руководитель направления по профессиональным квалификациям Группы НЛМК, рассказала о том, как в очень короткие сроки Новолипецкий металлургический комбинат создал на своей базе многопрофильный центр оценки квалификаций сразу в трех отраслях: горно-металлургическом комплексе, машиностроении и лифтовой отрасли. Площадки центра оценки квалификаций действуют сразу в двух областях, где представлены мощности комбината: Липецкой и Свердловской. В 2020 г. прошли первые квалификационные экзамены. Торжественное открытие многопрофильного центра оценки квалификаций состоялось 18 ноября этого года.
![](/_bd/56/s36479864.jpg)
Завершил марафон Александр Лейбович, генеральный директор Национального агентства развития квалификаций (НАРК). Свое выступление он посвятил дорожной карте развития НСК в субъектах Российской Федерации и ее комплексному инструментарию совершенствования регионального рынка труда. Александр Лейбович напомнил, что для глав регионов и органов исполнительной власти Национальное агентство подготовило (разработало) типовую дорожную карту. «Карта включает в себя основные задачи по развитию национальной системы квалификаций на региональном уровне и комплекс мероприятий по их решению, – пояснил он. – Каждое мероприятие, в свою очередь, характеризуется ожидаемым результатом. Для всех мероприятий региональной дорожной карты предложена сбалансированная группа исполнителей. В качестве срока планирования установлен 2024 год, т.к. именно этот год является предельным для федерального плана мероприятий по развитию национальной системы квалификаций, а также одной из «контрольных точек» проекта Стратегии развития до 2030 года».
В структуру документа входят пять укрупненных задач. Речь идет о формировании региональной инфраструктуры национальной системы квалификаций, внедрении профессиональных стандартов, развитии системы подготовки кадров региона с использованием инструментов НСК (в том числе цифровых платформ), применении независимой оценки квалификации предприятиями и образовательными организациями, мониторинге рынка труда в разрезе конкретных квалификаций.
![](/_bd/56/s53715953.jpg)
Также Александр Лейбович подвел итоги хакатона для разработчиков образовательного контента, отметив важность совместной работы экспертов. Генеральный директор Национального агентства подчеркнул, что программы-победители будут масштабироваться, поддерживаться и в ближайшее время найдут свое практическое воплощение. Хакатон должен стать постоянно действующей площадкой для формирования и обсуждения новых образовательных программ в сфере профессиональных квалификаций, чтобы каждый субъект Российской Федерации обладал собственной командой экспертов. «В этом случае мы сможем решить проблемы, которые стоят перед нами и которые обозначены в проекте Стратегии развития национальной системы квалификаций на период до 2030 года», – заявил Александр Лейбович.
В заключение модераторы онлайн-марафона выразили надежду на то, что статус региональных участников национальной системы квалификаций будет узаконен на федеральном уровне в самом скором будущем, а также поблагодарили Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, Минтруд России и Национальное агентство за организацию мероприятия.
Национальное агентство развития квалификаций (www.nark.ru) является базовой организацией Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, оператором системы независимой оценки квалификаций, обеспечивает организационно-методическую поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации; формирует согласованную позицию организаций, представляющих бизнес сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых, в том числе общественно – государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.