Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » »

Регионы заинтересованы в эффективных инструментах развития НСК

Регионы заинтересованы в эффективных инструментах развития НСК

Поделитесь новостью
Новости НАРК






Вчера завершил свою работу VI Всероссийский форум НСК, в рамках которого был проведен онлайн-марафон «Национальная система квалификаций в моем регионе». Модератор встречи, директор по обучению и развитию Группы НЛМК Ирина Ефимчук, подчеркнула важность региональной повестки в развитии национальной системы квалификаций. Сегодня полным ходом эта работа идет уже в более чем половине субъектов Российской Федерации.

Со-модератор встречи, обозреватель «Российской газеты» Мария Агранович, обратила внимание на важную стратегическую задачу национальной экономики – повышение производительности труда, которая может быть решена, главным образом, за счет развития трудовых ресурсов. В этой связи национальная система квалификаций приобретает особую роль и значение.

Собравшимся участникам онлайн-марафона было предложено обсудить высказанные модераторами тезисы.


Виктор Новиков, руководитель Агентства труда и занятости населения Красноярского края, рассказал о том, что за основу модели развития был принят подход, при котором координатором развития системы квалификаций стал орган исполнительной власти. По словам спикера, избранная конфигурация облегчила и ускорила взаимодействие как на федеральном уровне: с Российским союзом промышленников и предпринимателей, Национальным агентством развития квалификаций, советами по профессиональным квалификациям, так и на региональном – с профильными министерствами, работодателями, образовательными организациями, центрами оценки квалификаций.

Следуя логике дискуссии, Виктор Новиков обозначил вопросы, решение которых считает важным для успешного внедрения национальной системы квалификаций. Среди них, в частности, возможность прохождения независимой оценки квалификации безработными и ищущими работу гражданами для повышения конкурентоспособности на рынке труда и формирование эффективного механизма компенсации предприятиям и образовательным организациям затрат на прохождение профессиональных экзаменов.

Светлана Грузных, начальник Департамента труда и занятости населения Томской области, в рамках дискуссии отметила, что активная фаза развития НСК в регионе началась в мае 2019 года. В это время была разработана областная дорожная карта по развитию необходимой инфраструктуры.


Представитель Томской области выделил три главные задачи, сопровождающие успешное внедрение НСК: включение профессиональных стандартов в практику деятельности региональных предприятий и организаций, развитие системы независимой оценки квалификации, проведение профессионально-общественной аккредитации образовательных программ для формирования региональной системы профобразования, ориентированной на потребности рынка труда. Особое внимание в своем выступлении Светлана Грузных уделила вопросу проведения мониторинга рынка труда с использованием инструментария, разработанного Национальным агентством, принципиальным отличием которого является мониторинг конкретных квалификаций, а не укрупненных групп профессий.
«Точечный» подход позволяет более четко спрогнозировать потребность региона в кадрах и сформировать правильный запрос образовательным организациям на подготовку специалистов. Светлана Грузных отметила: в мониторинге рынка труда (жизненного цикла квалификаций) приняли участие более 1000 работодателей Томской области, и особо подчеркнула, что его результаты позволили подготовить кадровый раздел Стратегии социально-экономического развития региона на ближайшие годы.


Анна Ласун, начальник управления труда и финансово-экономического обеспечения, заместитель начальника Департамента труда и занятости населения Вологодской области, в своем выступлении рассказала о нормотворческой деятельности в интересах развития НСК на уровне субъекта Российской Федерации.
В 2019 году были внесены изменения в областной закон «Об оплате труда работников государственных учреждений». Обновленный документ устанавливает минимальный размер должностных окладов по профессиональным квалификационным группам и профессиональным стандартам в госучреждениях. Анна Ласун заявила, что внедрению профессиональных стандартов в Вологодской области уделяется особое внимание. В частности, в организациях региона были утверждены планы по внедрению профстандартов, созданы рабочие группы по их применению. Кадровые службы предприятий провели анализ штатных расписаний на предмет соответствия профессиональным стандартам и определили потребность в профессиональном образовании и переподготовке.


О том, как обстоят дела в Свердловской области, где тема независимой оценки квалификации находится в актуальной повестке не первый год, рассказала Валентина Федотова, директор Межотраслевого центра развития квалификаций при Уральском федеральном университете имени первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина. По ее словам, в настоящее время в реестре независимой оценки квалификации находится уже 22 центра оценки квалификаций и 56 экзаменационных площадок, действующих в Свердловской области. Экзамен можно сдать не только в Екатеринбурге, но и в отдаленных территориях региона на 11 площадках. «Динамика роста количества соискателей тоже убедительна: 250 человек в 2017-2018 годах, к концу 2019-го – 2043; к концу 2020 года – 2749», - сообщила Валентина Федотова. Все это стало возможным благодаря активной и слаженной работе всех участников национальной системы квалификаций в регионе, в том числе представителей бизнеса, которые уже смогли оценить эффект от независимой оценки.

Чего удалось добиться Липецкой области за два года, сообщила Елена Походаева, исполняющий обязанности начальника Управления труда и занятости этого региона. По ее словам, основным трендом текущего года для региона стало создание многофункциональных ЦОК.
«Мы понимали: чтобы эффективно влиять на процессы, связанные с кадровым обеспечением региона, принимать взвешенные кадровые решения, необходимо выстроить систему, с одной стороны, партнерских отношений с уже действующими центрами оценки (интегрируя их в единую структуру), с другой – создать центры, предоставляющие возможность подтвердить квалификацию не в одной отрасли экономики, а сразу в нескольких отраслях, востребованных на региональном рынке труда – МЦОК», - рассказала участникам онлайн марафона Елена Походаева.


Наталья Байда, руководитель направления по профессиональным квалификациям Группы НЛМК, рассказала о том, как в очень короткие сроки Новолипецкий металлургический комбинат создал на своей базе многопрофильный центр оценки квалификаций сразу в трех отраслях: горно-металлургическом комплексе, машиностроении и лифтовой отрасли. Площадки центра оценки квалификаций действуют сразу в двух областях, где представлены мощности комбината: Липецкой и Свердловской. В 2020 г. прошли первые квалификационные экзамены. Торжественное открытие многопрофильного центра оценки квалификаций состоялось 18 ноября этого года.


Завершил марафон Александр Лейбович, генеральный директор Национального агентства развития квалификаций (НАРК). Свое выступление он посвятил дорожной карте развития НСК в субъектах Российской Федерации и ее комплексному инструментарию совершенствования регионального рынка труда. Александр Лейбович напомнил, что для глав регионов и органов исполнительной власти Национальное агентство подготовило (разработало) типовую дорожную карту. «Карта включает в себя основные задачи по развитию национальной системы квалификаций на региональном уровне и комплекс мероприятий по их решению, – пояснил он. – Каждое мероприятие, в свою очередь, характеризуется ожидаемым результатом. Для всех мероприятий региональной дорожной карты предложена сбалансированная группа исполнителей. В качестве срока планирования установлен 2024 год, т.к. именно этот год является предельным для федерального плана мероприятий по развитию национальной системы квалификаций, а также одной из «контрольных точек» проекта Стратегии развития до 2030 года».

В структуру документа входят пять укрупненных задач. Речь идет о формировании региональной инфраструктуры национальной системы квалификаций, внедрении профессиональных стандартов, развитии системы подготовки кадров региона с использованием инструментов НСК (в том числе цифровых платформ), применении независимой оценки квалификации предприятиями и образовательными организациями, мониторинге рынка труда в разрезе конкретных квалификаций.


Также Александр Лейбович подвел итоги хакатона для разработчиков образовательного контента, отметив важность совместной работы экспертов. Генеральный директор Национального агентства подчеркнул, что программы-победители будут масштабироваться, поддерживаться и в ближайшее время найдут свое практическое воплощение. Хакатон должен стать постоянно действующей площадкой для формирования и обсуждения новых образовательных программ в сфере профессиональных квалификаций, чтобы каждый субъект Российской Федерации обладал собственной командой экспертов. «В этом случае мы сможем решить проблемы, которые стоят перед нами и которые обозначены в проекте Стратегии развития национальной системы квалификаций на период до 2030 года», – заявил Александр Лейбович.

В заключение модераторы онлайн-марафона выразили надежду на то, что статус региональных участников национальной системы квалификаций будет узаконен на федеральном уровне в самом скором будущем, а также поблагодарили Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, Минтруд России и Национальное агентство за организацию мероприятия.

Национальное агентство развития квалификаций (www.nark.ru) является базовой организацией Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, оператором системы независимой оценки квалификаций, обеспечивает организационно-методическую поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации; формирует согласованную позицию организаций, представляющих бизнес сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых, в том числе общественно – государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.
Присоединяйтесь к телеграм-каналу Профобразование



Подписывайтесь на наш Дзен-канал Профобразование