14-18 марта 2022 года в Санкт-Петербурге прошел 6-й Международный форум труда. На мероприятиях деловой программы Форума выступили генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин, заместитель генерального директора НАРК Алла Факторович и руководитель департамента систем оценки квалификаций НАРК Алексей Перевертайло.
17 марта в рамках Форума прошло пленарное заседание «Труд в новой реальности», которое предваряла церемония официального открытия Форума. С письменным приветствием к участникам Форума обратился Президент Российской Федерации Владимир Путин.
Красной нитью выступлений на заседании стало состояние рынка труда в условиях экономических санкций. Так, по данным HeadHunter, в марте этого года часть работодателей приостановила найм новых сотрудников, растет число активных резюме, создаваемых сотрудниками компаний либо по причине увольнения, либо из-за предчувствия будущих сокращений. Соотношение количества резюме к открытым вакансиям выросло с 3,9 на неделе с 14 по 20 февраля до 4,8 на неделе с 7 по 13 марта.
«Правительство России уделяет приоритетное внимание сфере занятости и рынку труда. В настоящее время ведется активная деятельность по предупреждению безработицы, сохранению рабочих мест. Реализуется целый комплекс финансовых инструментов для поддержки предприятий», – написал в приветственном слове к участникам Форума Председатель Правительства РФ
Михаил Мишустин.
Ряд спикеров затронули в своих выступлениях темы кадрового обеспечения, качества подготовки кадров и производительности труда.
«Самозанятость, удаленный труд, непрерывное обучение, использование новых форм профессионального образования, его стандартов и квалификаций во многих отраслях экономики – это вызовы, на которые нам необходимо достойно ответить», – отметила в приветственном обращении к собравшимся председатель Совета Федерации ФС РФ
Валентина Матвиенко.
Уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей
Борис Титов выделил ряд проблем рынка занятости:
1) сокращение рабочих мест (с 78,4 млн в 2015 году до 76,2 млн в 2020 году);
2) рост дефицита квалифицированных рабочих кадров;
3) низкая производительность труда (на 40% ниже, чем в США) и незаинтересованность предпринимателей в модернизации основных фондов;
4) ограниченная мобильность трудовых ресурсов;
5) высокая бюрократизация трудового законодательства.
События последних недель – уход из России ряда зарубежных компаний, рост трудовой миграции высококвалифицированных кадров – еще более усилили эти тенденции.
Тему качества подготовки кадров, повышения соответствия профессионального образования требованиям рынка труда развил в своем выступлении генеральный директор Национального агентства развития квалификаций
Артем Шадрин.
По его словам, в стране начат процесс адаптации образовательных программ к актуальным потребностям работодателей, к содержанию профессиональных стандартов. Но этот процесс идет очень инерционно несмотря на принятые новые стандарты обучения.
В качестве примера успешной трансформации образования Шадрин привел федеральный проект «Кадры для цифровой экономики». Успех проекта зависел от одновременного решения трех задач: актуализации профессиональных стандартов, разработки типовых образовательных программ по ИТ для различных отраслей экономики и переподготовки преподавателей вузов. Подобный системный подход может быть реализован и в других сквозных и отраслевых сегментах экономики, включая разработку новых материалов, биотехнологии, электронику, станкостроение, отметил спикер Национального агентства.
Другим важным направлением работы сегодня является привлечение работодателей непосредственно к реализации образовательных программ, считает Шадрин. Подобная деятельность может вестись в форматах прикладного проектного обучения с участием индустриальных партнеров, привлечения работодателей к управлению образовательными организациями и составлению учебных планов. Еще один способ организации совместной работы университетов и бизнеса – создание структурных подразделений вузов, таких как базовые кафедры, совместные лаборатории, научные центры и институты.
«Начинает развиваться формат многостороннего партнерства, когда несколько работодателей и университетов совместно работают над совершенствованием системы профессиональной подготовки в рамках учебно-производственных кластеров, – отметил Артем Шадрин. – Например, Министерство промышленности и торговли России поддерживает создание индустриальных кластеров, Министерство экономического развития России – кластеров в области малого и среднего предпринимательства. Программу создания межотраслевых кластеров реализует Правительство Москвы – Московский инновационный кластер. В нем создается целый набор межотраслевых кластеров по разным техническим и отраслевым направлениям». Спикер отметил, что при кураторстве Национального агентства создана сеть из 45 региональных методических центров профессиональных квалификаций. В них можно получить консультативную помощь по выстраиванию кооперативных связей между работодателями, СПО, вузами, а также органами власти и институтами развития.
В формате видеообращения выступили заместитель Председателя Правительства РФ Татьяна Голикова, заместитель министра труда и социальной защиты РФ Елена Мухтиярова, генеральный секретарь Шанхайской организации сотрудничества Чжан Мин; с приветственными словами к участникам Форума обратились губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Александр Бельский, ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Кропачев.
На заседании также выступили председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко, председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов, заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России Евгений Макаров, генеральный директор компании HeadHunter Михаил Жуков, генеральный директор Фонд ВЦИОМ Константин Абрамов.
Национальное агентство развития квалификаций (www.nark.ru) является базовой организацией Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, оператором системы независимой оценки квалификаций, обеспечивает организационно-методическую поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации; формирует согласованную позицию организаций, представляющих бизнес сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых, в том числе общественно – государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.