1 марта состоялся форум «Социально-трудовые аспекты устойчивого развития в современных условиях». Мероприятие прошло в рамках Недели российского бизнеса, организованного Российским союзом промышленников и предпринимателей.
Ключевыми темами обсуждения стали перспективы развития рынка труда, факторы устойчивого развития компаний, партнерство бизнеса и власти в интересах устойчивого развития социально-трудовой сферы. В работе форума принял участие генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин.
В своем выступлении он подчеркнул, что последние решения в сфере развития Национальной системы квалификаций позволили сделать её более динамичной и эффективной. В частности, благодаря принятию в октябре 2022 года приказа Минтруда от 11.07.2022 года №410н, в несколько раз ускорилась процедура подготовки и утверждения профессиональных квалификаций. Одновременно большим шагом к соответствию системы подготовки кадров требованиям работодателей является проект по совмещению государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификации в вузах, реализуемый при поддержке Минобрнауки России совместно с Рособрнадзором.
В качестве еще одного важного направления работы Национального агентства Шадрин отметил проект в области наставничества, направленный на содействие успешной адаптации новых сотрудников и эффективное встраивание их в производственные процессы. Проект реализуется Национальным агентством как Базовым центром профессиональной подготовки рабочих кадров.
Руководитель Национального агентства отметил также ряд других инструментов – в частности, «Профессионалитет», «Передовые инженерные школы», обеспечивающих вовлечение работодателей в реализацию образовательных программ.
«Нам предстоит в ближайший год сделать следующий шаг и помочь сфокусировать инструменты: профессиональные стандарты, разработку государственных образовательных стандартов, разработку примерных образовательных программ, переподготовку преподавателей, – рассказал Артем Шадрин. – Необходимо увязать их между собой и сделать переход от выявления новых потребностей в квалификации, до их реального встраивания в образовательный процесс максимально коротким, динамичным и быстрым».
В качестве примера успешной настройки отраслевого фокуса в подготовке кадров руководитель Национального агентства привел проект «Кадры для цифровой экономики». В рамках данной работы в течение двух лет разрабатывались профессиональные стандарты и типовые программы вузов, одновременно велась переподготовка преподавателей (порядка шестнадцати тысяч в год). Также Шадрин отметил такие прецеденты, как концепция подготовки кадров в транспортной сфере и концепция подготовки педагогических кадров, утвержденные распоряжением Правительства. «Вместе с СПК в сфере строительства и университетом МИСИ с консорциумом вузов был разработан проект концепции и дорожная карта по развитию кадрового потенциала в строительстве. Она была доложена вице-премьеру Марату Хуснуллину и сейчас идет доработка документа», – добавил спикер.
Артем Шадрин также сообщил, что 22 марта, на ближайшем заседании Национального совета, планируется рассмотрение проекта методических рекомендаций по учету вопросов разработки профессиональных стандартов и реализованных в соответствии с ними образовательных программ в государственной программе Российской Федерации, национальных, федеральных и ведомственных проектах. Проект рекомендаций направлен на рассмотрение в профильные министерства и отраслевые советы по профессиональным квалификациям. Принятие рекомендаций должно способствовать включению отраслевой фокусировки программ подготовки кадров и развития системы квалификации в отраслевые документы стратегического планирования наряду, с традиционными форматами поддержки капитальных вложений, исследований и разработок.
«2 марта в Красноярске планируется подписать соглашение с Правительством Красноярского края о сотрудничестве Национального агентства и, соответственно, будем предлагать коллегам реализовывать соответствующий пилотный проект по системному подходу в комплексном развитии системы подготовки кадров и развитии квалификаций в субъекте Российской Федерации, – сообщил Артем Шадрин. – Мы готовы такие же системные проекты поддерживать в других субъектах Российской Федерации, совмещая инструменты профессиональных стандартов, оценки квалификации и участие работодателей на системной основе в разработке и реализации образовательных программ, таких как проектное обучение, дуальное образование. В целом мы видим положительный опыт и считаем, что такого рода формат работы мы сможем в течение ближайшего года-двух сделать по-настоящему массовым и востребованным в разных регионах и секторах экономики».
В мероприятии приняли участие министр труда и социальной защиты Российской Федерации Антон Котяков, президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков, член Целевой группы по будущему сферы труда, квалификациям и мобильности «Деловой двадцатки» (В20), председатель группы компаний Махиндра Раджив Дубей, губернатор Новгородской области, председатель комиссии Государственного совета Российской Федерации по направлению «Социальная политика» Андрей Никитин, заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Шаханов, заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Андрей Исаев, губернатор города Севастополь, председатель комиссии Государственного совета Российской Федерации по направлению «Образование» Михаил Развожаев и другие.
Видеозапись трансляции форума можно посмотреть по ссылке https://youtu.be/IvQGNqrzsIU
Национальное агентство развития квалификаций (www.nark.ru) является базовой организацией Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, оператором системы независимой оценки квалификаций, обеспечивает организационно-методическую поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации; формирует согласованную позицию организаций, представляющих бизнес-сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых, в том числе общественно – государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.