25 мая в Государственном университете просвещения прошла стратегическая сессия «Наставничество в России как вызов времени». В рамках мероприятия участникам удалось обсудить ключевые вопросы, связанные с разработкой стратегических инициатив в сфере наставничества. Это мероприятие стало первым, где представители из разных сфер выступили в качестве “разработчиков” Профессионального стандарта и других правотворческих инициатив.
В обращении к участникам стратегической сессии директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Виктор Неумывакин отметил, что сегодня важно перейти от внутренних обсуждений к общественным, где будут собираться представители из государственного, корпоративного и общественного секторов. А именно, необходимо перейти от разработок и улучшений внутренних документов, регулирующих наставничество в каждой конкретной организации, к систематизации и обобщению всего существующего опыта.
Мероприятие собрало на своей площадке более 90 участников, включая представителей крупнейших российских предприятий и образовательных и общественных организаций: РЖД, Русгидро, Русагро, Роскомос, Северсталь, Росатом, Сбер, Татнефть, VK, Сколково, Национальное агентство развития квалификаций, Российский Союз Молодёжи и других.
В ходе стратегической сессии были озвучены подходы к тому, как должен выглядеть институт наставничества в России. С одной стороны, требуется учитывать специфику наставничества в каждой из сфер, а с другой стороны, определить и выделить конкретику, что именно объединяет наставников с производства, в образовании и социальной сфере.
Стратегическая сессия показала, что однозначно ответить на эти вопросы можно только через непрерывное взаимодействие и открытый диалог представителей государства, реального сектора экономики, образования и социальной сферы.
Участники обозначили ключевые вопросы, связанные с разработкой Профстандарта “Наставник”.
Например, необходимо уделить большее внимание проблемам определения функционала и вопросам подготовки наставников, а также разделить понятия “педагога” и “наставника”. Профстандарт “Наставник” должен иметь уровневую структуру и учитывать квалификацию наставника. При описании трудовых функций важно предусмотреть разработку программы наставничества.
Наставничество обсуждалось не только на рабочем месте, в образовании и социальной сфере, но и в волонтерской сфере, которое реализуется не в рамках трудовых отношений.
Все озвученные мнения и предложения разработчики учтут при подготовке Профстандарта “Наставник.
“Наставничество обсуждается уже не первый год на различных площадках. Многие компании и федеральные органы исполнительной власти серьезно преуспели в этом вопросе, создав стройную систему наставничества. В ходе сегодняшней стратегической сессии перед нами стоит практическая задача. Мы должны договориться о конкретных моментах, которые мы предпринимаем в подготовке документов по наставничеству с юридической и практической точки зрения”, — прокомментировал Виктор Неумывакин, директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России.
“Сегодня наш университет станет площадкой для диалога и объединения усилий по созданию будущего образа системы наставничества. В процессе нашей стратегической сессии мы сможем перейти от общих обсуждений непосредственно к разработке конкретных предложений”, — считает Ирина Кокоева, Исполняющая обязанности ректора Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования “Государственный университет просвещения”.
«Наставничество как социальное явление и профессиональная технология охватывает множество сфер. Наша задача на сегодня — обсудить, какие задачи стоят перед системой наставничества и каким содержанием необходимо наполнить нормативные документы, чтобы их решить. Один из этих документов — профстандарт. Он легитимизирует для организации найм сотрудника на должность наставника», — прокомментировала Любовь Духанина, Председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования.
От Национального агентства развития квалификаций (АНО НАРК) приняли участие в стратегической сессии «Наставничество в России как вызов времени» Алла Факторович, заместитель генерального директора, и Ольга Клинк, руководитель Базового центра подготовки кадров АНО НАРК. Они работали в группе экспертов, которые обсуждали концепцию наставничества на рабочем месте. По итогам мероприятия Алла Факторович отметила: «Разработка профессионального стандарта - серьезный вызов для профессионального сообщества. Востребованность этого стандарта очень высока, но и различных экспертных позиций много. Важно четко определить периметр наставнической деятельности, ее отличие от других, близких видов профессиональной деятельности. В рамках проектно-аналитической сессии были сформулированы интересные идеи и предложения, которые будут использоваться в дальнейшей работе над документом».
Организаторы
Государственный университет просвещения – один из старейших университетов, входит в топ-100 лучших вузов страны (65 место) и топ-20 – по подготовке лингвистов и переводчиков. В Университете обучается около 13 тысяч студентов со всей России и других стран. Вуз реализует более 200 образовательных программ (педагогика, естественные науки, медицина, история, филология, экономика и управление, юриспруденция, изобразительное искусство и дизайн, физическая культура, и другие), внедряет инновационные технологии в учебный процесс и развивает цифровую среду.
Национальное агентство развития квалификаций (www.nark.ru) является базовой организацией Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, оператором системы независимой оценки квалификаций, обеспечивает организационно-методическую поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации; формирует согласованную позицию организаций, представляющих бизнес-сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых, в том числе общественно – государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.