Национальное агентство развития квалификаций опубликовало результаты исследования рынка труда Москвы, Республики Татарстан и Новгородской области, проведенного в целях развития Национальной системы квалификаций в 2023 году.
Целью исследования является регулярное наблюдение за изменениями, происходящими в квалификационной структуре рынка труда для выявления потребностей в работниках, установления квалификационных требований к ним, определения востребованности независимой оценки квалификации. Результаты мониторинга также помогают определить степень влияния различных экономических и социальных факторов на развитие рынка квалификаций. Мониторинг рынка труда реализуется Национальным агентством в качестве одного из инструментов достижения целей федерального проекта «Содействие занятости».
Респондентами мониторинга стали руководители и специалисты по управлению персоналом организаций различных форм собственности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образовательных, научных организаций и др. Всего в 2023 году в мониторинге рынка труда приняли участие представители 6700 организаций из 83 субъектов Российской Федерации.
По трем регионам, принявшим наиболее активное участие в мониторинге, эксперты Национального агентства провели подробный анализ результатов опроса. Полученная репрезентативная выборка позволяет транслировать полученные результаты на весь региональный рынок труда в целом.
По такому показателю, как кадровая потребность регионов в Республике Татарстан наибольшее число запросов наблюдается в техническом и обслуживающем персонале (36,7%) и квалифицированные рабочие (36,2%). В Москве наибольшая потребность ощущается в специалистах высшей квалификации, отвечающих за основную деятельность компаний (38%), на втором месте – так же квалифицированные рабочие (33,5%). В Новгородской области также ощущается дефицит специалистов высшей квалификации, занятых в подразделениях, отвечающих за основную деятельность компаний (24,2%) и квалифицированных рабочих (22,9%).
Одновременно данные опроса показывают, что развитие современных информационных технологий повышает спрос на квалификации, связанные с компьютерными технологиями, программированием. Респонденты оценили по пятибалльной шкале значимость различных компетенций работников в области ИТ.
В Республике Татарстан на первом месте по значимости оказались компетенции, связанные с развитием ИТ-инфраструктуры (3,80 баллов), вторую позицию занимают навыки в сфере бережливого производства (3,73 балла), третье – в области использования и защиты данных (3,73 балла).
Московские работодатели высоко ценят наличие компетенций по использованию и защите данных (4,00 балла), разработке инженерных решений (3,84 балла). Компетенции в области организации и развития бережливого производства и в области цифровой грамотности и безопасности набрали по 3,83 балла каждая. В Новгородской области работодатели считают наиболее важным наличие компетенций, связанных с разработкой инженерных решений (4,04 балла) и использованием и защитой данных (4,00 балла).
Важным инструментом оценки при приеме на работу по-прежнему остается обязательная аттестация. Её наличие и доверие к ней со стороны работодателей стали главными причинами неиспользования независимой оценки квалификации. Некоторые работодатели также отметили наличие дополнительной финансовой нагрузки на работодателя, связанной с проведением независимой оценки квалификации.
Национальное агентство развития квалификаций (www.nark.ru) является базовой организацией Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, оператором системы независимой оценки квалификаций, обеспечивает организационно-методическую поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации; формирует согласованную позицию организаций, представляющих бизнес-сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых, в том числе общественно – государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.