Представители реального сектора считают, что главный эффект независимой оценки квалификации заключается в повышении производительности труда. Об этом свидетельствуют данные мониторинга рынка, проведенного НАРК в 2023 году. Аналитический отчет по IV ежегодному экспертному опросу в рамках мониторинга рынка труда отражает потребности различных сфер в трудовых ресурсах, запрос на личностные компетенции работников, а также отношение работодателей к дополнительному профессиональному обучению и оценке персонала
Участниками опроса стали представители 6 786 организаций и индивидуальных предпринимателей из 83 субъектов Российской Федерации. Суммарная численность персонала, работающего на этих предприятиях, составляет свыше 2,1 млн человек, или 2,9% от среднегодовой численности занятых в Российской Федерации (по информации на конец 2022 года). Данные, использованные в исследовании, поступали от респондентов в течение июля – августа 2023 года.
Мониторинг позволил составить краткосрочные прогнозы потребностей рынка труда, которые могут быть использованы:
∙ в аналитической деятельности советов по профессиональным квалификациям, федеральных и региональных органов исполнительной власти, работодателей;
∙ при корректировке кадровой политики на региональном уровне;
∙ для определения потребности в различных формах образования и переподготовки работников и последующей корректировки программ обучения под требования работодателя в изменяющихся экономических условиях;
∙ для совершенствования содержания профессиональных стандартов и квалификаций, механизмов независимой оценки квалификации.
В числе прочего данные мониторинга показали, что три четверти респондентов (в том числе более 90% организаций машиностроения и электроэнергетики) испытывают сложности с замещением вакансий, существующих на предприятиях. При этом в организациях ЖКХ главной проблемой является несоответствие предлагаемого уровня оплаты труда ожиданиям соискателей, а в машиностроительной отрасли – отсутствие соискателей по нужным профессиям и специализациям. В наименьшей степени дефицит кадров испытывают органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.
Наиболее популярным среди респондентов является запрос на квалифицированных рабочих. В учреждениях культуры и спорта, а также организациях отрасли «Информация и связь», наиболее востребованная профессиональная группа работников – исполнители и специалисты высшей квалификации. Региональные и местные органы власти нуждаются в работниках, способных занять руководящие должности. Отсутствие кадрового дефицита чаще других отмечали организации сферы обслуживания.
В пятерку самых востребованных рабочих профессий вошли операторы металлообрабатывающих станков, электромонтеры, слесари-ремонтники, сварщики и машинисты дорожно-строительных машин. Среди специалистов высшей квалификации наиболее востребованы специалисты в области здравоохранения, инженеры по гражданскому строительству и инженеры на производстве, педагогические работники в средней школе и разработчики программного обеспечения.
К наиболее востребованным профессиональным и личностным компетенциям респонденты отнесли навыки исполнительской работы, – в частности ответственный подход к поставленным задачам, внимательность и четкость их выполнения. Существенно менее востребованы навыки в области руководства и управления, такие, как оценка последствий принимаемых решений, инициативность, умение обучать других, лидерские качества. Невысок также спрос работодателей на креативные навыки, к числу которых относятся открытость новым идеям и умение находить неординарные решения, умение работать в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач, а также аналитические способности. Наименее востребованной компетенцией современного работника, по мнению участников мониторинга, является навык кризис-менеджмента.
Треть участников мониторинга указали, что в их организациях нет потребности в дополнительном профессиональном обучении работников, причем организации с численностью до 15 человек выбирали этот вариант ответа в два раза чаще компаний со штатом более 250 сотрудников. В числе препятствий к дополнительному образованию респонденты отмечали затраты на обучение и необходимость отрыва от работы. Организации машиностроения и обрабатывающие производства чаще остальных указывали на отсутствие нужных программ для обучения. Для транспортных и логистических предприятий сложностью является отсутствие дистанционных форм подготовки, в сельском хозяйстве и ЖКХ помехой является возраст работников, не подходящий для обучения.
Наиболее популярным способом оценки профессиональных компетенций работников, по мнению участников мониторинга, служит аттестация, проводимая по инициативе работодателя. Более 20% респондентов направляют или планируют отправить своих работников на независимую оценку квалификации (НОК), при этом востребованность этого способа оценки профессиональных компетенций выше в частных организациях и организациях со значительной численностью персонала.
Основной эффект от применения НОК заключается в повышении производительности труда – такое мнение высказали более половины респондентов, вне зависимости от формы собственности и вида экономической деятельности.
Ежегодный экспертный опрос в рамках мониторинга рынка труда проводится Национальным агентством развития квалификаций совместно с советами по профессиональным квалификациям при поддержке Минтруда России.
Национальное агентство развития квалификаций (
www.nark.ru) является базовой организацией Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, оператором системы независимой оценки квалификаций, обеспечивает организационно-методическую поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации; формирует согласованную позицию организаций, представляющих бизнес-сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых, в том числе общественно – государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.
Аналитический отчет