В Москве начал свою работу Международный конгресс «Молодые профессионалы: кадровый потенциал экономики», посвящённый итогам развития системы среднего профессионального образования (СПО) в 2021 году. Свыше 500 экспертов собрались в павильоне «Россия - моя история» на ВДНХ, чтобы обсудить проблемные вопросы, перспективы и ключевые проекты сферы СПО в России.
Главным событием дня стало пленарное заседание участников конгресса. Министр просвещения России
Сергей Кравцов в своем приветственном слове сказал, что движение «Молодые профессионалы» помогло вывести нашу страну в лидеры на международной арене в сфере среднего профессионального образования.
«Уровень профессиональных компетенций, которые показывают сегодня студенты профтеха на демонстрационных экзаменах и в ходе национальных чемпионатов профмастерства, а также победы нашей сборной на европейском чемпионате в Граце дают нам уверенность в том, что стратегия выбрана верно».
Министр просвещения также рассказал о новом проекте «Профессионалитет», который стартует в 2022 году. «Эта программа охватит студентов, обучающихся в разных сферах, сроки обучения будут сокращены за счет практико-ориентированного подхода. Участниками проекта станут потенциальные работодатели, которые готовы инвестировать в развитие среднего профессионального образования».
С докладом о новых трендах в развитии системы СПО выступил директор Департамента государственной политики в сфере профессионального образования и профессионального обучения министерства просвещения
Виктор Неумывакин.
«У СПО сейчас невиданная до этого времени популярность и внушительные результаты: 60% школьников выбирают для поступления учреждения системы среднего профессионального образования. В этом году в учебные заведения СПО поступили 1 миллион 200 тысяч школьников, по этому показателю мы обогнали первые курсы всех вузов страны», - заявил он.
Виктор Неумывакин акцентировал внимание профессионального сообщества на необходимости помнить, что «нашему студенту выходить на рынок труда не сегодня, а завтра, и он должен в этом мире не потеряться. Наша задача – педагогическая: мы должны помочь студенту быть востребованным в современном мире».
Особое внимание руководитель профильного департамента уделил факторам, влияющим на развитие среднего профессионального образования в современных условиях.
«Мы не должны забывать, что мы отдельный уровень образования, который готовит кадры для экономики страны, наравне с другими уровнями образования. Мы – наследники государственной системы трудовых резервов и это обязывает нас быть не исполнителями, а производителями инноваций, абсолютно нового качества образования и обучения», - заключил он.
Об изменениях в образовательной сфере применительно к экономике говорил в своем докладе и
Павел Лукша, профессор практики Московской школы управления СКОЛКОВО. Он рассказал о некоторых выводах исследования постковидной эпохи, которое было проведено в 49 странах. Современные события влияют на развитие мировой экономики.
«Мы столкнулись с серьезной проблемой устойчивости мировых систем. Цифровая экономика помогает нам справиться с трудностями за счет цифровых решений, но какого-то системного ответа на возникающие проблемы у нас нет. Мы должны устраивать устойчивую экономику, переходя к регенеративной экономике, которая восстанавливает ресурсы на нашей планете. Главный принцип новой человекоцентричной экономики — это творчество, и оно становится важной частью профессий, что показало движение молодых профессионалов Worldskills. Нам нужны кадры другого типа, необходимо переходить на новые формы образования, обучения и партнерства. Это своеобразная экосистема образования, в которой множество разных партнеров выращивают талант и сопровождают его в течение всей его жизни», - убеждён эксперт.
О тенденциях изменений в системе среднего профессионального образования в мире рассказала
Екатерина Лошкарева, член совета директоров движения Worldskills. В результате большого международного движения удалось определить некоторые тренды и влияния в сфере образования. Прежде всего во многих странах участники образовательного процесса озабочены доступом к интернету. Актуальность этого показала пандемия Covid-19 во всем мире, когда неустойчивая связь стала препятствием к получению знаний. Вызовы экономики и требование регенеративных форм экономической деятельности тоже стали вызовом для образования. Обучение профессии уже не рассматривается как законченный образовательный процесс, мир переходит к концепции «обучение на всю жизнь», это необходимо, чтобы следовать и новым технологиям, и изменениям в мировой экономике. Еще одним важным трендом образования становится партнерство колледжей, учебных заведений и сообществ в решении различных образовательных задач. Выработка единых стандартов качества и профессиональной сертификации, а также внимание к развитию «мягких навыков – софтскилз», таких как, аналитическое мышление, разработка новых идей, программирование, технологии сотрудничества и т.д.
«Мы должны всегда задавать вопрос: как мы готовим выпускников, соответствуем ли новым тенденциям?» - задала вопрос аудитории
Екатерина Лошкарева.
«Мир становится все более неустойчив, но система образования должна стать одной из немногих точек устойчивости. Проект «Професссионалитет» через гибкость и партнерство предоставляет нам новые инструменты для дальнейшего развития системы», - объединила мнения коллег модератор дискуссии, руководитель Института развития профессионального образования
Наталия Золотарева.
Опытом внедрения проекта поделился заместитель начальника отдела научно-технической политики и учета результатов интеллектуальной деятельности Департамента стратегического развития Минпромторга России
Никита Антонов. Он рассказал о создании 40 образовательных кластеров в 29 регионах страны в таких отраслях как: металлургия, фармацевтика, легкая, химическая, машиностроение. Общий объем инвестиций в этот проект составит 5619,9 млн рублей.
В проекте «Профессионалитет» очень важно внимание каждого региона к развитию профобразования и партнерству учебных организаций с работодателем. О том, как ведется исследование региональных возможностей и потенциала региона в сфере профессионального обучения на примере СКФО рассказал
Вадим Бобровский, начальник отдела экономики образования Департамента развития социальной сферы Министерства экономического развития России.
О партнерстве образования и бизнеса говорилось много. Среди выступающих на пленарном заседании Конгресса были и представители крупных работодателей –
Элла Деткова, HR-директор компании CLAAS. «Наши студенты – наше всё» - отметила она, рассказав об опыте работы корпоративного университета компании. Университет Клаас большое внимание уделяет как раз тем актуальным направлениям в современном профессиональном обучении, которые выделяют многие эксперты. В качестве актуальных трендов: дуальное (практико-ориентированное) обучение, программа стажировок и развития молодых специалистов «Trainee», наставничество, интеграция, обучение профессиональное и личностное.
Элла Деткова раскрыла профессиональный «секрет» тренеров компании:
«У нас есть такое корпоративное понятие - Мы не тратим деньги на образование – мы инвестируем. Лучше мы вложим деньги и человек уйдет из компании, чем не вложим и человек останется непрофессионалом». За три года компании удалось добиться потрясающих результатов в подготовке специалистов своей отрасли.
Не менее впечатляющие достижения и в Первоуральском металлургическом колледже, о них рассказала директор учреждения
Ольга Антипова. Дуальное обучение – когда теоретическая часть подготовки здесь проходит на базе колледжа, а практическая — на рабочем месте. Это помогает готовить специалистов, соответствующих уровню предприятия.
«Мы хотим создать цифровые двойники наших работодателей, чтобы привлечь современных продвинутых студентов к производству», - поделилась планами она.
Сергей Гиль, научный руководитель ресурсной платформы «Карьера в России» подвел итог пленарного заседания:
«Базовый паззл новой экономики – это партнерство. Партнерство работодателя, бизнеса, студентов, преподавателей и руководителей образовательного процесса».
Всего в рамках Конгресса пройдет более 30 мероприятий: панельные дискуссии, круглые столы, мастерские, на которых эксперты обсудят вопросы синхронизации образовательных программ с потребностями современной экономики в регионах России, модернизации образовательной среды, инклюзивного профессионального образования, работу в обновленных мастерских колледжей, реализацию проекта «Профессионалитет» и повышение квалификации кадров в рамках проекта. Спикеры также поговорят о становлении молодых педагогов в системе СПО, личностном развитии студентов и сопоставят системы среднего профессионального образования стран Евразийского союза для развития общего рынка труда в будущем.
Организаторы Конгресса «Молодые профессионалы» - Министерство просвещения Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития профессионального образования».
По информации пресс-службы Института развития профессионального образования: firpo.ru