Чемпионатные движения, переподготовка преподавателей, новые образовательно- производственные центры и синхронизация подготовки специалистов с кадровыми потребностями региона – об изменениях в сфере среднего профессионального образования и планах на 2023 год рассказала Наталия Золотарева, руководитель Института развития профессионального образования на пресс-конференции в ТАСС.
Институт развития профессионального образования – оператор проектов- локомотивов изменений в системе СПО, который реализует государственную политику в сфере среднего профессионального образования в России. Учредитель Института – Министерство просвещения Российской Федерации.
Диалог с представителями СМИ Наталия Золотарева начала с презентации итогов работы федерального проекта «Профессионалитет», который, по ее словам, стал «флагманским проектом Министерства просвещения Российской Федерации по трансформации всей экосистемы среднего профессионального образования». В рамках проекта создаются образовательно-производственные кластеры на базе лучших колледжей и опорных предприятия при участии органов исполнительной власти регионов. На данный момент создан 71 кластер в 8 ключевых отраслях российской экономики: машиностроение, металлургия, атомная, фармацевтическая и химическая отрасли, легкая промышленность, железнодорожный транспорт и сельское хозяйство. В этих образовательно- производственных центрах ведется подготовка по 103 профессиям и специальностям, в колледжах-участниках проекта обучаются 150 тысяч человек.
В 2022 году на «Профессионалитет» из федерального бюджета выделено 70 грантов по 100 млн рублей каждый. Кроме того, 1,5 млрд рублей обязались инвестировать в научно- образовательные комплексы предприятия-партнеры и 1,18 млрд рублей – бюджеты субъектов федерации. В колледжах и техникумах устанавливают новейшее оборудование; проводят переподготовку педагогических работников; совершенствуют программы обучения; повышают качество знаний и навыков выпускников, которых ждут на работу опорные предприятия. Один кластер создан по предложению Правительства Москвы, без привлечения средств федерального бюджета, и финансируется из средств города и предприятия-партнера.
За первый год реализации проекта были вовлечены 300 образовательных организаций (71 базовый колледж и 229 сетевых), а также 201 опорное предприятие в 43 регионах страны.
В 2023 году, по словам Золотаревой, число индустриальных кластеров удвоится. Количество регионов, где будут созданы такие кластеры, вырастет до 55, а число вошедших в них колледжей и техникумов – до 600. В 2024 году планируется создать 211 кластеров в базовых отраслях экономики страны.
К следующему году Министерство просвещения России готовит отдельную программу создания образовательно-производственных центров для малого и среднего бизнеса. Туда смогут войти небольшие компании из сфер туризма, образования, информационных и коммуникационных технологий, профилактической медицины, креативных индустрий. «В рамках этого трека от предприятий не будет требоваться софинансирование, но гарантии участия в проектировании и реализации образовательного процесса, а также приема выпускников на работу остаются», — отметила Наталия Золотарева.
В результате развития проекта «Профессионалитет» должен произойти качественный сдвиг в изменении образовательных программ профессиональной подготовки под нужды и потребности предприятий реального сектора экономки.
Наталия Золотарева рассказала, что Институт развития профессионального образования разработал и внедрил аналитическую систему «Цифровая карта синхронизации». Продукт позволяет руководителям региональных органов власти видеть, насколько возможности, а также результаты деятельности системы СПО соответствуют потребностям экономики субъекта федерации, и принимать управленческие решения.
Руководитель Института развития профобразования представила результаты ключевых проектов модернизации системы СПО, в том числе федерального проекта «Молодые профессионалы». В него входят программы повышения квалификации и переобучения педагогических кадров, а также создание в регионах страны центров опережающей профессиональной подготовки и работа по модернизации содержания образования.
«При реализации всех проектов мы следуем принципу профессиональной соревновательности –– это залог повышения эффективности образовательной и проектной деятельности в системе СПО. Мы развиваем чемпионатные движения, которые охватывают преподавателей и наставников, студентов, а также специалистов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, — отметила Наталия Золотарева. — Такие проекты, как Всероссийский конкурс «Мастер года», «Мастерская года», Национальный чемпионат профессионального мастерства «Абилимпикс» сегодня определяют динамику позитивных изменений, происходящих в сфере профобразования».
Наталия Золотарева напомнила, что следующий год объявлен Президентом России «Годом педагога и наставника», и заверила, что позитивные изменения в системе СПО в этот год получат дополнительный импульс.
Дополнительные материалы по перечисленным выше и другим проектам Института развития профессионального образования и Министерства просвещения России можно найти на официальных сайтах Министерства просвещения России edu.gov.ru и ИРПО firpo.ru.
Материалы к итоговой пресс-конференции 2022 года «Кадры СПО – ресурс для экономического роста России».
Пресс-служба ФГБОУ ДПО ИРПО