Рабочие специальности стали популярнее, однако уровень подготовки не всегда устраивает работодателей. В Казахстане планируют создание центров повышения компетенций, своего рода тренировочных баз для прохождения студентами практики и разработки новых образовательных программ.
Выступление казахстанской сборной на чемпионате Worldskills в октябре нынешнего года показало, что не все так плохо, как могло бы показаться. Наши ребята заняли 24-е место в общекомандном зачете среди 77 стран мира. А учитывая то, что Казахстан участвовал менее чем в половине дисциплин, то вполне можно говорить об успехе.
Однако по ряду специальностей стоит отметить, что мы отстаем, и серьезно. И тому есть несколько причин. К примеру, в компетенции «сантехника и отопление» участники от республики признали, что задание было сложным. Но не потому, что они плохо знают свое дело, а потому что в самых продвинутых странах, на которые равняются организаторы этого конкурса, используют более современный инструмент. Такого у нас нет. Аналогичная ситуация и с компетенцией «электромонтажное оборудование», нашего участника отправляли на стажировку в Россию. Причина проста: в Казахстане нет необходимого для участия в соревнованиях оборудования.
Можно качать головой и говорить, что все плохо, однако стоит признать, что Worldskills – не банальный конкурс профмастерства. Это площадка, где каждый раз страны показывают лучшие наработки. Здесь сложнейшие задания, постоянное обновление оборудования, технологий, методик. Недаром победителям в номинациях светят предложения от лучших работодателей мира. В Казахстане же местами до сих пор работают на советских станках. Есть и более свежие варианты. Однако стоит признать, что даже при наличии современного оборудования сотрудники компаний не всегда владеют полноценными знаниями по грамотной его эксплуатации. В этом система ТИПО (технического и профессионального образования) несколько проигрывает своим зарубежным коллегам.
Костанайскую область на международных стартах в октябре нынешнего года представляли два студента – веб-дизайнер и электромонтер. Сегодня Костанайский высший политехнический колледж активно продвигает идею развития системы профобразования через изменение подходов к подготовке специалистов.
– Мы осуществляем подготовку кадров с опережением, – говорит директор Костанайского высшего политехнического колледжа Алма Дощанова. – Раз наши дети не показали высоких результатов, значит, наши программы не соответствуют современным требованиям. Один из индикаторов, по которому оценивают эффективность нашей работы – обновление учебных программ с учетом требований Worldskills. Участие в этом конкурсе – не самоцель. Нам важно привить студенту необходимые навыки. Более того, с нового года мы будем готовить детей к участию в этом турнире на английском языке. Для технических специальностей это становится жизненной необходимостью.
В колледже считают, что такой подход повысит качество знаний, ведь с руководителей учреждений ТиПО требуют и высоких показателей по трудоустройству. В костанайском колледже он достигает 90%, по некоторым специальностям доходит до 100%. Но в этом случае речь идет о тех выпускниках, которых обучали по заказу работодателей.
Также в рамках подготовки к международному конкурсу профмастерства в республике планируется создание центров развития компетенций. По сути, речь идет о создании тренировочных баз по конкретным специальностям. Идея такова: создать в регионах Казахстана современные специализированные образовательные центры. По задумке будут формироваться своего рода мастерские, где на новейшем оборудовании лучшие студенты смогут практиковаться. Ожидается, что это будут своего рода структурные подразделения колледжей, но с отдельным финансированием.
В Костанае кандидатом на создание такого центра, помимо политехнического, можно назвать автомобильный колледж, ведь важна не только материально-техническая база, но и база знаний, методических наработок педагогов учебного заведения. Обсуждается вопрос финансирования в части закупа необходимого оборудования, по идее здесь оно должно быть самое современное, чтобы можно было готовить участников в том числе международного конкурса. А значит, стоить это будет очень дорого. Как быстро республика сможет выделить необходимые деньги – неизвестно. В то же время на региональном уровне допускают, что центры повышения компетенций смогут послужить и другим целям. К примеру, на их базе можно организовывать практику слушателей краткосрочных курсов, которые проводятся в рамках программы продуктивной занятости. Или разрабатывать и апробировать методические пособия по новым специальностям или отдельным предметам в рамках дуального обучения.
Автор: Евгения Ермакова, Костанайская область
Республиканская газета
«Казахстанская правда»