Меню Федеральное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » »

В Казахстане планируют создание центров повышения компетенций

В Казахстане планируют создание центров повышения компетенций

Поделитесь новостью
Федеральные профновости


Рабочие специальности стали популярнее, однако уровень подготовки не всегда устраивает работодателей. В Казахстане планируют создание центров повышения компетенций, своего рода тренировочных баз для прохождения студентами практики и разработки новых образовательных программ.

Выступление казахстанской сборной на чемпионате Worldskills в октябре нынешнего года показало, что не все так плохо, как могло бы показаться. Наши ребята заняли 24-е место в общекомандном зачете среди 77 стран мира. А учитывая то, что Казахстан участвовал менее чем в половине дисциплин, то вполне можно говорить об успехе.

Однако по ряду специальностей стоит отметить, что мы отстаем, и серьезно. И тому есть несколько причин. К примеру, в компетенции «сантехника и отопление» участники от республики признали, что задание было сложным. Но не потому, что они плохо знают свое дело, а потому что в самых продвинутых странах, на которые равняются организаторы этого конкурса, используют более современный инструмент. Такого у нас нет. Аналогичная ситуация и с компетенцией «электромонтажное оборудование», нашего участника отправляли на стажировку в Россию. Причина проста: в Казахстане нет необходимого для участия в соревнованиях оборудования.

Можно качать головой и говорить, что все плохо, однако стоит признать, что Worldskills – не банальный конкурс профмастерства. Это площадка, где каждый раз страны показывают лучшие наработки. Здесь сложнейшие задания, постоянное обновление оборудования, технологий, методик. Недаром победителям в номинациях светят предложения от лучших работодателей мира. В Казахстане же местами до сих пор работают на советских станках. Есть и более свежие варианты. Однако стоит признать, что даже при наличии современного оборудования сотрудники компаний не всегда владеют полноценными знаниями по грамотной его эксплуатации. В этом система ТИПО (технического и профессионального образования) несколько проигрывает своим зарубежным коллегам.

Костанайскую область на международных стартах в октябре нынешнего года представляли два студента – веб-дизайнер и электромонтер. Сегодня Костанайский высший политехнический колледж активно продвигает идею развития системы профобразования через изменение подходов к подготовке специалистов.

– Мы осуществляем подготовку кадров с опережением, – говорит директор Костанайского высшего политехнического колледжа Алма Дощанова. – Раз наши дети не показали высоких результатов, значит, наши программы не соответствуют современным требованиям. Один из индикаторов, по которому оценивают эффективность нашей работы – обновление учебных программ с учетом требований Worldskills. Участие в этом конкурсе – не самоцель. Нам важно привить студенту необходимые навыки. Более того, с нового года мы будем готовить детей к участию в этом турнире на английском языке. Для технических специальностей это становится жизненной необходимостью.

В колледже считают, что такой подход повысит качество знаний, ведь с руководителей учреждений ТиПО требуют и высоких показателей по трудоустройству. В костанайском колледже он достигает 90%, по некоторым специальностям доходит до 100%. Но в этом случае речь идет о тех выпускниках, которых обучали по заказу работодателей.

Также в рамках подготовки к международному конкурсу профмастерства в республике планируется создание центров развития компетенций. По сути, речь идет о создании тренировочных баз по конкретным специальностям. Идея такова: создать в регионах Казахстана со­временные специализированные образовательные центры. По задумке будут формироваться своего рода мастерские, где на новейшем оборудовании лучшие студенты смогут практиковаться. Ожидается, что это будут своего рода структурные подразделения колледжей, но с отдельным финансированием.

В Костанае кандидатом на создание такого центра, помимо политехнического, можно назвать автомобильный колледж, ведь важна не только материально-техническая база, но и база знаний, методичес­ких наработок педагогов учебного заведения. Обсуждается вопрос финансирования в части закупа необходимого оборудования, по идее здесь оно должно быть самое современное, чтобы можно было готовить участников в том числе международного конкурса. А значит, стоить это будет очень дорого. Как быстро республика сможет выделить необходимые деньги – неизвестно. В то же время на региональном уровне допускают, что центры повышения компетенций смогут послужить и другим целям. К примеру, на их базе можно организовывать практику слушателей краткосрочных курсов, которые проводятся в рамках программы продуктивной занятости. Или разрабатывать и апробировать методические пособия по новым специальностям или отдельным предметам в рамках дуального обучения.

Автор: Евгения Ермакова, Костанайская область
Республиканская газета «Казахстанская правда»
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar