Пресс-конференция, посвященная вопросам функционирования и приоритетного развития системы СПО в России, состоялась в четверг, 21 марта 2019 года, в МИА «Россия сегодня».
Обновление перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования поможет точно настроить систему под современный рынок труда. В колледжах можно будет получить инновационные профессии, а "вымирающие" специальности будут исключены из образовательных программ. Об этом сообщили участники пресс-конференции "Среднее профессиональное образование: обновление перечней профессий и специальностей и другие приоритетные задачи", выступая на площадке МИА "Россия сегодня".
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере профессионального образования и опережающей подготовки кадров Министерства просвещения России Алексей Левченко отметил, что в последние годы остро встал вопрос об актуализации перечня профессий и специальностей.
"Анализ показывает, что есть ряд профессий и специальностей, которые за последние три года не имеют набор, на них не формируется государственный заказ, отсутствует заказ бизнеса на подготовку таких кадров. Ряд профессий в своих наименованиях утратил актуальность и не вызывает должного внимания со стороны абитуриентов, поскольку они не понимают, что это за профессии", - заявил Алексей Левченко, добавив, что в связи с этим необходимо изменить список, исключив из него неактуальные специальности и добавив новые и востребованные.
Курирует работу над перечнем Национальное агентство развития квалификаций. По словам заместителя генерального директора агентства Аллы Факторович, работа по переформированию перечня ведется второй год. Созданы отраслевые экспертные группы, в которые входят представители федеральных учебных методических объединений и советов по профессиональной квалификации. Также привлечены отдельные педагоги, методисты профессиональных образовательных организаций и представители предприятий, поскольку они понимают, что это документ определит, какие кадры выйдут на российский рынок труда.
Алла Факторович подчеркнула, что в работе над списком нужен глубокий экспертный анализ. Необходимо отличать действительно новые профессии от уже существующих, быть уверенным, что рынок труда примет выпускников, понимать, какие профессии устарели и не нужны на рынке.
Начальник Центра развития профессионального образования Московского политехнического университета Алексей Овчинников выразил мнение, что перечень – это важный, но не единственный инструмент грамотной и точной настройки системы под современный рынок труда.
"У колледжей уже появились такие инструменты в рамках мероприятий государственной политики. В частности, новый ГОС имеет 30% вариативную часть, колледж может на 30% поменять учебную программу, настраивая ее под конкретные запросы местного рынка труда", - сообщил Алексей Овчинников, напомнив, что сейчас существует четыре разных системы оценки квалификации: государственная итоговая аттестация, экзамен WorldSkills, независимая оценка в соответствии с профессиональными стандартами и отраслевые, корпоративные стандарты, которые помогают колледжам выпускать востребованных профессионалов.
Алексей Овчинников отметил, что невозможно синхронизировать позицию работодателя и системы образования, поскольку у них разные цели и задачи. Работодатель хочет получить квалифицированного работника под конкретные задачи, а колледж должен подготовить ребенка к будущему, чтобы он мог наладить свою жизнь.
Первый проект перечня профессий и специальностей будет представлен 5 апреля 2019 года, затем последует его обсуждение. В средине мая на всероссийском совещании будут объявлены результаты этого обсуждения, после чего последует доработка документа. Относительно завершенный перечень будет опубликован в июле 2019 года, далее последуют процедуры согласования в Министерстве образования. Обучение студентов по обновленному перечню планируется начать уже в сентябре 2020 года.
По информации
РИА Новости Мероприятие прошло при поддержке Союза "Профессионалы в сфере образовательных инноваций" (Рособрсоюз).