Апрельский номер электронного журнала Минпросвещения России
«Вестник образования» посвящён применению дистанционных технологий в системе СПО.
Заместитель Министра просвещения Российской Федерации Дмитрий Глушко ответил на вопросы журнала «Вестник образования». Профобразование приводит полный текст интервью.
Дмитрий Евгеньевич, учреждения СПО уже какое-то время работают в новых реалиях, связанных с эпидемиологической ситуацией в стране. На ваш взгляд, насколько успешно у них это получается? Я вижу ситуацию в целом и могу сказать, что система СПО, студенты и преподаватели достойно справляются с обучением в дистанционном формате. Приведу такой пример: в Краснодарском монтажном техникуме ребята со своими преподавателями придумали и даже начали изготавливать держатели для медицинских масок на оборудовании учебной лаборатории, на 3D-принтере. Первую партию передадут в краевую инфекционную больницу. Об этом уже написали в СМИ.
Не стоит забывать, что на электронное обучение, дистанционные технологии перешли более 2,6 миллиона студентов учреждений СПО очной формы обучения. И это, конечно, внушительные цифры, которые показывают, насколько наша молодежь охвачена средним профессиональным образованием.
Уровень инфраструктурного и информационного оснащения в колледжах разный. Около 40% из них расположены в сельской местности и малых городах с населением менее 50 тысяч человек. В нынешних условиях, когда требуется быстрый и массовый переход на электронное обучение и дистанционные технологии, такие колледжи нуждаются в особом внимании и поддержке – как методической, так и организационной. Важно помочь и негосударственному сектору СПО. Мы организовали специальную горячую линию и в ежедневном режиме оказываем колледжам и техникумам необходимую консультационную помощь.
За короткое время резко сменить привычный формат на новый, дистанционный, конечно, трудно… Именно поэтому мы разработали и направили в регионы ряд рекомендаций по организации образовательного процесса в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий.
При введении ограничительных мер, безусловно, нужно создать условия для получения всеми учащимися качественного среднего профессионального образования. Очень важно в каждом индивидуальном случае детально проработать все возможные варианты и потенциальные риски.
Приказом Минпросвещения России от 17 марта 2020 года № 103 утвержден временный порядок сопровождения реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе программ среднего профессионального образования.
Реализация программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий предусмотрена законодательством об образовании. Аналогичная норма закреплена и в федеральных государственных образовательных стандартах СПО по всем профессиям и специальностям.
А как в нынешней ситуации будут проходить практические занятия? Образовательные организации могут менять программы и календарные учебные графики, и это требует индивидуального подхода и методической поддержки.
Если посещать колледж или техникум нельзя, будут меняться сроки прохождения производственной практики в календарном графике учебного процесса – их согласовывают с предприятием, с которым заключено соглашение. На этот период могут, например, перенести теоретические занятия. Руководители практики от колледжа и предприятия готовят новое задание для студента-практиканта. Можно перейти на индивидуальный учебный план.
Если ограничений на посещение колледжа или техникума нет, то производственную практику можно проводить на базе учебно-производственных мастерских. Главное – достигнуть результатов программы практики, соблюдая санитарно-эпидемиологические требования.
Если нужно использовать оборудование, мы предлагаем скорректировать рабочие планы дисциплин (модулей) таким образом, чтобы сначала изучались теоретические темы и разделы, а лабораторные работы запланировать на конец учебного года или и вовсе перенести их на следующий учебный год.
Практические занятия можно организовать и без специального оборудования, используя сервисы, вебинары, тестирование и другие возможности электронного обучения.
Значительное количество вопросов поступило в связи с практическим обучением вождению. Многие учреждения СПО готовят водителей транспортных средств – это одна из самых массовых рабочих профессий, по которым реализуются основные программы профессионального обучения. Министерство подготовило соответствующие разъяснения и направило письмо в регионы. Это письмо размещено на официальном сайте Минпросвещения России.
Впервые преподаватели учат, а студенты учатся в ситуации ограничительных мер. Как это отразится на сроках проведения государственной итоговой аттестации? Мы пока не рассматриваем изменение сроков проведения ГИА. Как правило, обучение по образовательным программам СПО заканчивается 30 июня. Именно исходя из этих сроков, субъект формирует государственное задание и закладывает в бюджет выплаты стипендий, пособий, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, расходы на организацию питания. Кроме того, изменение сроков проведения ГИА может создать проблемы, связанные с призывной кампанией.
При проведении ГИА образовательные организации будут соблюдать все необходимые эпидемиологические требования, чтобы создать безопасные условия для студентов. В сложной эпидемиологической ситуации можно применять дистанционные образовательные технологии в соответствии с программой государственной итоговой аттестации и приказом Министерства от 16 августа 2013 года № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования».
Вы уже не раз выступали в прямых эфирах, разъясняя вопросы, касающиеся дат окончания учебного года и сдачи экзаменов студентами колледжей и техникумов. Какие решения в итоге приняты? Вопросы, связанные с окончанием учебного года, отменой учебных занятий и внеплановыми каникулами, решаются каждой образовательной организацией самостоятельно с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки в субъекте Российской Федерации.
Колледжи и техникумы сами определяют, как оценивать результаты освоения образовательной программы. Также они вправе зачесть эти результаты в установленных ими порядке и формах.
При проведении промежуточной аттестации они должны обеспечить взаимодействие между преподавателями и учащимися в соответствии с расписанием занятий и утвержденным графиком.
Со своей стороны, мы оказываем информационную и консультационную поддержку, заботимся о том, чтобы все колледжи и техникумы могли полноценно пользоваться образовательными интернет-ресурсами. На официальном сайте http://mipkkazan.ru Межрегионального института повышения квалификации специалистов профессионального образования создан перечень электронных ресурсов для дистанционного обучения, размещаются необходимые документы и инструкции. И как я уже говорил, работает федеральная горячая линия, в том числе по вопросам дистанционного обучения. Такие горячие линии запущены и в субъектах Российской Федерации. И это очень помогает сейчас людям оперативно получать ответы и решать проблемы. Выстраивая работу в каждом регионе, нужно использовать все имеющиеся информационные и технологические решения.
Как изменилась работа центров опережающей профессиональной подготовки? Чем они могут помочь сейчас колледжам и техникумам?
Все ЦОППы перешли на дистанционные технологии, каждый имеет цифровую платформу, которую можно использовать для организации дистанционного обучения. Авторизованные на платформе пользователи могут создавать и использовать интерактивные материалы, разработанные образовательные программы. Вот, например, ЦОПП РСО-Алания уже с 20 марта проводит обучение с помощью электронных приложений, чатов, соцсетей, отправляет и принимает задания по электронной почте. У всех есть горячие линии по вопросам дистанционного обучения. ЦОППы также серьезно отнеслись к защите персональных данных учащихся: в частности, цифровая платформа такого центра в Свердловской области размещена на оборудовании центра обработки данных Правительства Свердловской области, что обеспечивает повышенную безопасность.
Некоторые ЦОППы стали операторами совместных образовательных проектов с другими компаниями. В Кемеровской области реализуется инициатива с ПАО «Сбербанк» – образовательный проект «ЦифроСмена». Участники курсов могут освоить одну из четырех современных профессий: Data Analyst (аналитик данных), Data Engineer (дата-инженер), Data Scientist (специалист по анализу данных) и Java-разработчик. Обучение длится от шести до девяти месяцев.
Как, по-вашему, сложившаяся ситуация повлияет на систему СПО в России? Многие колледжи и техникумы давно и успешно используют дистанционные технологии, электронное обучение, как правило, для развития дополнительного профессионального образования. Но сейчас вся страна впервые столкнулась с необходимостью полностью перейти на такие технологии. Ситуация с коронавирусом заставила даже самые консервативные колледжи и техникумы изменить свои подходы к обучению.
Конечно, есть проблемы. Для многих преподавателей переход на дистанционные технологии и электронное обучение стал неожиданностью, и они оказались к этому не готовы. Педагогам приходится адаптировать учебные программы, осваивать новые сервисы и платформы, налаживать обратную связь со студентами. Подготовка и проведение занятий в дистанционном режиме пока сложнее, чем в очном. И этому нужно учить и педагогов, и управленческий состав колледжей и техникумов, и методические службы. Кроме того, нехватка мощности серверов не всегда позволяет проводить полноценные занятия, не везде есть доступ к высокоскоростному интернету, возникают проблемы с организацией производственной практики. Но мы видим, как достаточно быстрыми темпами и педагоги, и студенты погружаются в этот новый для себя формат взаимодействия, как совместно решаются проблемы, приходит понимание, что в сложившейся ситуации есть возможность освоить новые навыки, найти новые инструменты для самосовершенствования.
Так что положительного немало. Кстати, студенты более спокойно восприняли этот переход. В системе СПО уже есть интересные наработки и хорошие образовательные платформы для дистанционного обучения. Сейчас активно распространяются успешные практики, преподаватели осваивают новые инструменты и помогают друг другу. Многие образовательные компании и издательства открыли для студентов и преподавателей свободный доступ к своим ресурсам.
Надо понимать, что СПО больше всего ориентировано на практику, приобретение конкретных профессиональных навыков. Отталкиваясь именно от этого, мы и будем принимать системные решения для поддержки этого очень важного для развития и укрепления экономики страны уровня образования.
ТОЧНЫЕ ЦИФРЫ
Согласно статистике, в России насчитывается 3300 колледжей с 609 филиалами, а также 342 вуза с 441 филиалом, в которых реализуются образовательные программы СПО. Негосударственный сектор СПО включает 428 образовательных организаций.
Источник: https://vestnik.edu.ru/main-topic