Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » »

Эксперты подвели промежуточные итоги работы Центров компетенций платформы «Россия – страна возможностей» в вузах

Эксперты подвели промежуточные итоги работы Центров компетенций платформы «Россия – страна возможностей» в вузах

Поделитесь новостью
Федеральные новости






Авторы и разработчики проекта «Центры компетенций» президентской платформы «Россия – страна возможностей» презентовали свою методологию оценки и диагностики надпрофессиональных компетенций. Методологию оценили эксперты в области оценки компетенций из таких организаций, как SHL, «ЭКОПСИ Консалтинг», НИУ «Высшая школа экономики», TalentQ, DeTech и других.  По результатам встречи инструменты диагностики были высоко оценены экспертным сообществом.

С 2021 года платформа «Россия – страна возможностей» совместно с Министерством науки и высшего образования РФ по поручению Президента РФ реализуют проект «Центры оценки и развития управленческих компетенций». Центры компетенций – это площадка, где студенты сначала проходят диагностику своих надпрофессиональных компетенций (soft skills), а затем работают над ними в рамках индивидуальной траектории развития. На выходе каждый студент получает цифровое портфолио, а работодатель – специалиста с развитыми как профессиональными, так и надпрофессиональными компетенциями.

На сегодняшний день Центры компетенций платформы «Россия – страна возможностей» работают в более чем 100 российских вузах в 22 регионах Российской Федерации. В проект вовлечены более 120 тысяч студентов, почти 70 тысяч прошли полную оценку компетенций. В ближайшее время начнется оценка студентов, обучающихся в колледжах и техникумах.

«Мы проанализировали все проекты платформы «Россия – страна возможностей», множество различных конструкторов компетенций, которые есть на данный момент – всего более ста интерпретаций. Сформировали универсальный конструктор, который состоит из 19 компетенций, распределенных на четыре блока (управление взаимодействием, управление задачами, энергия, общие знания), и трех базовых ценностей – честность и этичность, служение Родине, семейные ценности, - рассказал руководитель департамента методологии и оценки АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля. - Нам нужно было понять, на каком языке говорить с системой образования, на каком языке говорят профессиональные оценщики. Оказалось, что все говорят на разных языках, одни и те же вещи называются по-разному. За этот год мы постарались систематизировать этот подход и совместно с Минобрнауки утвердили этот конструктор компетенций, представили его на экспертном совете нашего проекта, зафиксировали его с ведущими участниками рынка и работодателями. Далее к каждой позиции конструктора компетенций были привязаны конкретные инструменты оценки и анализа».

Дмитрий Гужеля добавил, что основными потребителями образовательных услуг являются работодатели. Эксперты департамента методологии и оценки опросили более 800 компаний и выяснили, какие надпрофессиональные компетенции нужны работодателям в первую очередь. Это партнерство/сотрудничество, клиентоориентированность, планирование и организация, ориентация на результат, анализ информации и выработка решений, следование правилам и процедурам, коммуникативная грамотность, саморазвитие, лидерство, стрессоустойчивость, эмоциональный интеллект.

По результатам обсуждения, экспертное сообщество высоко оценило предложенные инструменты диагностики и методологию оценки надпрофессиональных компетенций, признав их надежными для использования и дав ценные рекомендации для их дальнейшего развития

«Мы пошли по пути оснащения наших Центров компетенций теми оценочными инструментами, которые позволяют оценить первый блок самых востребованных работодателями компетенций», - подчеркнул спикер.

Руководитель отдела аналитики департамента методологии и оценки платформы «Россия – страна возможностей» Екатерина Степашкина рассказала об инструментах диагностики студентов в первый год реализации проекта. Оценивалось умение анализировать числовую и вербальную информацию, также участники проекта проходили опросник жизнестойкости, опросник мотиваторов-демотиваторов и универсальный личностный опросник.

Все используемые инструменты были разработаны в соответствии с национальными и международными стандартами тестирования. Разработка каждого инструмента начиналась с формулировки теоретической рамки на основе современных теорий в соответствующей области деятельности. После того как разработка инструментов была завершена, они проходили стадию апробации, по результатам которой оценивалось, насколько изначальные теоретические предположения о структуре конструкта подтверждались эмпирически. Для оценки качества инструментов применялись методы современной и классической теории тестирования. Значительный объем выборок (более 1000 человек) позволяет с большой точностью говорить о характеристиках инструментов измерения. Так как участниками Центров компетенций являются студенты, задания были специально адаптированы под те реалии, с которым они сталкиваются.

В пилотном году оценивалось шесть компетенций. Переход от отдельных конструктов к компетенциям происходил через оценку гипотез о содержательной близости конструктов с помощь статистических методов.  Эксперты департамента методологии и оценки АНО «Россия – страна возможностей» получили следующие промежуточные результаты:

  • стрессоустойчивость: у 24% опрошенных – начальный уровень проявленности, у 58% - средний и у почти 18% - высокий;
  • следование правилам: у 14,28% опрошенных – начальный уровень проявленности, у 62,18% - средний и у 23,54% - высокий уровень;
  • планирование и организация: у 21,9% опрошенных – начальный уровень проявленности, у 63% - средний и у почти 15% - высокий уровень;
  • партнерство/сотрудничество: начальный уровень проявленности – у 16% опрошенных, средний уровень – у 71,48% и высокий уровень – у 12,49%;
  • ориентация на результат: начальный уровень проявленности – у 25% опрошенных, средний уровень – у 59% и высокий – у 15,9% студентов;
  • анализ информации: у 20,6% опрошенных – начальный уровень проявленности компетенции, у 69,2% - средний и у 10,2% - высокий уровень.

После анализа результатов диагностики методами кластерного анализа, , можно выделить три группы студентов по уровню выраженности компетенций:

  1. «Звезды»: ориентированы на результат, хорошо планируют, стрессоустойчивы, умеренно следуют правилам, не очень хорошо умеют сотрудничать, вступать в партнерство (35%).
  2. «Сбалансированные»: хороши в партнерстве, умеренные в остальном (35%).
  3. «Педанты»: не ориентированы на результат, не стрессоустойчивы, имеют трудности с планированием, но при этом хорошо вступают в партнерство, максимально следуют правилам (30%).

 «Команда провела большую работу, хочется выразить восхищение и пожелать удачи. Вся эта деятельность может быть сфокусирована в одном из трех направлений, в зависимости от них будет разный состав критериев, инструментов и интерпретации данных. Первый вектор – помочь студентам адаптироваться и построить карьеру, стать более востребованными и успешными. Второй возможный фокус диагностики – как новый элемент системы образования, если утрировать – как ЕГЭ по soft skills. Третья возможная парадигма – это когда мы видим в студенте только субъект, который хочет быть более счастливым, самореализоваться, быть успешным в карьере, и наша задача – помочь в этом, а не оценивать», - отметил председатель Экспертного совета конкурса «Лидеры России», управляющий партнер «ЭКОПСИ Консалтинг» Павел Безручко.

Заместитель директора Института образования, заведующий лабораторией непрерывного образования взрослых Центра развития навыков и профессионального образования НИУ «Высшая школа экономики» Илья Коршунов считает: «Важно постоянно держать в голове, какие практические решения мы помогаем принять студентам на основе этих тестов, это позволит по-другому выстроить линейку испытаний, тестирований».  

В 2022–2023 гг. проект «Центры оценки и развития компетенций» планирует охватить не менее 150 тысяч студентов, будет расширяться география, количество и направленности Центров компетенций. Команда проекта намерена выстраивать системные отношения со студентами и работодателями, формировать группы студентов-амбассадоров, чтобы результаты работы уходили в практическую область.

Информационная справка:

Автономная некоммерческая организация (АНО) «Россия – страна возможностей» была создана по инициативе Президента РФ Владимира Путина. Ключевые цели организации: создание условий для повышения социальной мобильности, обеспечения личностной и профессиональной самореализации граждан, а также создание эффективных социальных лифтов в России. Наблюдательный совет АНО «Россия – страна возможностей» возглавляет Президент РФ Владимир Путин.

За 4 года работы платформы участниками её проектов стали 10,5 миллионов человек из всех регионов России и 150 стран мира, а партнерами – более 1500 компаний, вузов, государственных и общественных организаций.

АНО «Россия – страна возможностей» развивает одноименную платформу, объединяющую 26 проектов: конкурс управленцев «Лидеры России», клуб Лидеров России «Эльбрус», всероссийская олимпиада студентов «Я – профессионал», Всероссийский студенческий конкурс «Твой Ход», всероссийский конкурс «Большая перемена», всероссийский проект «Время карьеры», проект «ТопБЛОГ», проект «Профстажировки 2.0», проект «Культурный код», фестиваль «Российская студенческая весна», всероссийский конкурс «Мастера гостеприимства», «Грантовый конкурс молодежных инициатив», проект «Цифровой прорыв. Сезон: искусственный интеллект», всероссийский профессиональный конкурс «Флагманы образования», всероссийский конкурс «Лучший социальный проект года», чемпионаты по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья  «Абилимпикс», всероссийский молодежный кубок по менеджменту «Управляй!», Российская национальная премия «Студент года», движение Ворлдскиллс Россия, благотворительный проект «Мечтай со мной», конкурс «Моя страна – моя Россия», международный инженерный чемпионат «CASE-IN», «Национальная технологическая олимпиада», программа развития «Другое дело» и программа поощрительных поездок «Больше, чем путешествие».

В рамках деятельности АНО «Россия – страна возможностей» в феврале 2019 года создан образовательный центр – Мастерская управления «Сенеж». Он призван формировать генерацию активных граждан, в том числе компетентных государственных служащих, прошедших современную профессиональную подготовку и объединенных ценностью ответственного служения стране и обществу. Обучение в нем проходят участники проектов и конкурсов платформы, активная молодежь, а также управленцы и государственные служащие. Мастерская выступает площадкой для проведения различных образовательных и молодежных форумов, в том числе форума «Территория смыслов».

В рамках АНО «Россия – страна возможностей» в августе 2020 года создан Департамент методологии и оценки. Его задачами являются разработка и внедрение собственных инструментов оценки управленческих и деловых компетенций во все конкурсы и проекты платформы «Россия – страна возможностей» и партнеров, создание и поддержка центров компетенций в университетах, проведение оценки, организация обучения и подготовки кадров для деятельности центров компетенций. В вузах в 22 регионах страны создано 42 центра оценки и развития надпрофессиональных компетенций студентов.

Мы будем рады, если подпишитесь на наш канал Профобразование. Нам есть что обсудить и о чем поговорить!


или оставить свой комментарий
avatar