29–30 апреля в очном и онлайн-формате проходит IХ Московский Международный салон образования – крупнейшее мероприятие в сфере образования в России: открытый форум и масштабная выставка технологий, инфраструктурных и интеллектуальных решений. В панельных дискуссиях принимают участие эксперты, участники и победители проектов президентской платформы «Россия – страна возможностей».
В ходе сессии «Университет ON AIR: драйвер медиакоммуникации или мемориал неработающих практик?» ее участники обсудили коммуникационные задачи и возможности современного университета. Модераторами дискуссии выступили руководитель департамента коммуникаций АНО «Россия – страна возможностей» Сергей Коляда и научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сженов.
О востребованных и актуальных форматах подачи информации рассказала заместитель генерального директора АНО «Диалог» Юлия Аблец.
«Помните про мультиформатность, не нужно концентрироваться на чем-то одном, объективно спрогнозировать, что выстрелит, очень сложно. Чем больше у вас точек соприкосновения с аудиторией, тем лучше. Сейчас у молодежи очень популярными становятся подкасты, вузам нужно концентрировать внимание на этом формате, он достаточно простой в реализации и очень эффективный», – отметила эксперт.
Юлия Аблец добавила, что в регионах по-прежнему очень популярен формат карточек – коротких текстов, которые тезисно, емко и понятно рассказывают ту или иную новость.
«Следующий тренд – персонализация. Каждый хочет видеть контент про себя и про свою жизнь, их вуза, улицы, семьи. Нужно внимательно изучать свою аудиторию, проводить исследования. Здесь именно вузы могут задавать тренды, так как для этого есть и методики, и платформы. С другой стороны, персонализация – тренд о том, что обезличенная новость, выпущенная от условной пресс-службы, органа власти, в абсолютном большинстве случаев не интересна, интересна новость от конкретного человека, – сказала эксперт. – Еще один важный тренд заключается в том, что любой человек в информационном пространстве сегодня становится медиа. Поэтому вузам нужно формировать сеть амбассадоров. Это студенты, преподаватели, эксперты, партнеры. Вузы должны быть в своих регионах точкой формирования смыслов, где сходятся информационная повестка, академические исследования, где студенты говорят о том, что их действительно волнует».
Исполняющий обязанности ректора МГУ им. Н. П. Огарева Дмитрий Глушко рассказал о том, что начал выстраивать коммуникационную стратегию университета с привлечением экспертов извне, но конструировать ее – своими силами, вовлекая студентов: «Мы подключили всех, кому это интересно, кто считает себя блогерами, чтобы у студентов, представителей общественных, молодежных организаций была возможность с нами поспорить, на них мы проверяем свои тезисы, с той ли аудиторией мы работаем. Контент должен быть интересен разным людям. Подача сигнала о жизни университета во вне должна повышать монетизацию самого университета, значимость для студентов и преподавателей, что они находятся в этом большом коллективе».
Далее эксперты обсудили, как сделать так, чтобы медиаслужба вуза стала центральной площадкой для улучшения диалога студентов, преподавателей и администрации университета.
По мнению старшего директора по коммуникациям НИУ ВШЭ Андрея Лаврова, университет – это огромное медиа: «Высшая школа экономики последние полтора года много сил вложила в построение университетских бренд-медиа. Это всегда двусторонняя связь, у нас нет протокольных новостей. Есть четкий контент-план, как в любой редакции. Крайне важный момент – очень гибкая и оперативная система согласования контента. И еще один принцип – мы идем не от себя, не от того, какие у нас есть новости, мы идентифицируем аудиторию, ее боль и запросы, например, очень востребована тема ментального здоровья, и мы делаем инфопродукты, исходя из этого запроса наших студентов. Всегда нужно вовлекать аудиторию в создание контента, лучше самих студентов новости вуза, интересные темы не раскроет никто».
О развитии блогов, трендах в соцсетях, об организации медиакоммуникаций в вузе также рассказали кандидат юридических наук, эксперт в области интеллектуального права, научный блогер Елена Гринь, заместитель генерального директора ООО «Цифровое образование» (платформа «Сферум»), директор по связям с университетами в VK Сергей Марданов, руководитель дирекции корпоративного развития Томского политехнического университета Мария Моисеенко, руководитель пресс-службы Волгоградского государственного университета Вера Фетисова, руководитель пресс-службы НТИ Юрий Сушинов.
«Сейчас очень высокая конкуренция за внимание аудитории, фактически любой коммуникатор конкурирует со всем информационным полем за возможность попасть в смартфон своей целевой аудитории. Чтобы быть успешным, нужно использовать все каналы коммуникаций. Также университетам крайне важно вовлекать в медиаработу студентов, сегодня зачастую именно студенты снимают самые качественные ролики, вузы могут использовать их опыт для реализации собственных задач. Для прокачки компетенций пресс-служб вузов одним из лучших инструментов выступает совместный проект платформы «Россия – страна возможностей» и АНО «Диалог» «Мастерская новых медиа», который реализуется на базе образовательного центра платформы – Мастерской управления «Сенеж». Рекомендую всем подавать заявку на обучение, это точно позволит усилить навыки медиакоммуникации», - подвел итог дискуссии руководитель департамента коммуникаций АНО «Россия – страна возможностей» Сергей Коляда.
На выставке «Московский международный салон образования» также прошла сессия «Одной командой: открытый разговор о работе с молодежью и для молодежи без границ министерств и ведомств», посвящённая тому, как сделать работу разных акторов российской системы образования системной и скоординированной. Спикеры говорили не только о необходимости достижения синергетического эффекта в работе с молодежной аудиторией, но также предлагали решения по социализации трудных подростков через волонтерство и расширение возможностей для студентов средне-профессиональных образовательных учреждений.
На сессии выступил заместитель генерального директора АНО «Россия - страна возможностей» Антон Сериков:
«Раньше молодежная политика была сегментирована – часть осуществлялась в вузах, часть воспитательной работы выполняли школы и СПО. В стране проходило большое количество разрозненных мероприятий, периодически дублирующих друг друга, и как следствие, конкурсы и форумы посещали одни и те же активные ребята. Мы реализуем проекты для людей всех возрастов и профессий. Все мы хотим достигнуть ту аудиторию, которая о них не знает. При этом не нужно, чтобы молодой человек глубоко вникал в то, кто является организатором мероприятия – «Россия – страна возможностей», «Росмолодежь» или общество «Знание», ведь большинство проектов уже давно реализуются совместно. Молодежная политика является сервисом для граждан, поэтому нам важно общими усилиями выстроить экосистему, где главной целью было бы предоставление молодежи возможностей для самореализации в самых разных направлениях».
В ходе дискуссии «Как высокотехнологичные проекты меняют экосистему и будущее образования?» эксперты обсудили вопросы импортозамещения, как уход с российского рынка многих зарубежных производителей техники, комплектующих и программного обеспечения изменили систему образования.
Руководитель департамента методологии и оценки АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля обострил дискуссию, сместив вектор обсуждения с презентаций высокотехнологичных проектов на обсуждение их смыслов, содержания и результатов: «За последние несколько сотен лет, по факту, методически в системе образования мало что изменилось – образовательная экосистема при смене внешней оболочки внутри осталась точно такой же – передача знаний, их фиксация и верификация идёт все по тем же каналам. И поэтому при обсуждении влияния современных технологий на образование важно говорить не о том, насколько ярче стала картинка, которая транслируется слушателям, и не о том, сколько пользователей охватили новый курс или платформа, важно помнить о результате. Необходимо анализировать не процесс, а достижение конечной цели, отвечая при этом на вопрос «зачем?». Держа в фокусе результат, вы спровоцируете появление качества».
Олимпиада «Я – профессионал» стала организатором панельной дискуссии «Гармонизация рынка труда: новые вызовы — новые инструменты», посвященной адаптации программ высшего образования и профессиональных навыков к реальным запросам работодателей в новых условиях рынка труда, а также трендам для проведения прорывных направлений олимпиады «Я — профессионал».
«Мир изменился и никогда не будет прежним. Сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, что и рынок труда, и работодатели, и сами студенты с представлением о своих карьерных траекториях находятся в состоянии турбулентности, в которой невозможно зафиксироваться. На сегодняшний день дихотомия работодателя и студента только укрепляется, потому что работодатель хочет, чтобы студент выбирал его с горящими глазами и приходил к нему готовый. Молодежь же хочет прийти в коллектив, в котором будет уютно, комфортно. Кроме того, 48% работающих студентов не устраивает их уровень заработной платы – они уже не хотят работать 24/7, но при этом стремятся зарабатывать больше за счет своих компетенций. Также для молодых специалистов важна значимость своей работы. Чем конкурентнее молодой человек, тем больше он хочет осмысленности – 59% дипломантов олимпиады «Я – профессионал» отмечают, что им важно не просто заработать и потратить восьмичасовой рабочий день, им хочется ощущать себя профессионалами. И как между молотом и наковальней протиснуться работодателю, который должен и зарплату хорошую предложить, и условия и производительность труда сохранить», – отметила руководитель олимпиады «Я – профессионал» Валерия Касамара.
На сессии «Региональные вузы в пространственном развитии России: как не стать жертвой «территориального неравенства» ее участники обсудили, как органам власти на местах и университетам грамотно выстроить эффективное партнерство. Опытом поделились министр науки и высшего образования Кемеровской области – Кузбасса Ирина Ганиева, и.о. ректора Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарёва Дмитрий Глушко, ректор Череповецкого государственного университета Екатерина Целикова, ректор Севастопольского государственного университета Владимир Нечаев, ректор Адыгейского государственного университета Дауд Мамий.
««Российские вузы живут и работают в традиционной для России системе отношений «центр – регионы». При этом важно отметить, что в последнее время существует тенденция переноса внимания федеральной власти от университетов Москвы и Санкт-Петербурга к региональным вузам. Региональные университеты обретают свою новую субъектность, встраиваются в региональные программы развития, становятся востребованы у абитуриентов и растут в различных рейтингах. Благодаря такой качественной трансформации, усилиям новых команд на местах, региональные вузы становятся драйверами пространственного развития России», – подвел итог дискуссии заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Антон Сериков.
30 апреля в 13.00 состоится дискуссия на тему «Корпоративный университет: роскошь или необходимость?», в которой примут участие проректор по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж» платформы «Россия – страна возможностей» Мария Афонина, ректор Корпоративного университета правительства Нижегородской области Елена Александрова, генеральный директор центра развития талантов и трансформации управления при губернаторе Самарской области «Таволга» Егор Крюнькин, генеральный директор АНО «Корпоративная академия Росатома» Юлия Ужакина, директор центра корпоративного обучения Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Наталья Шумкова. Модератором выступит заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Антон Сериков.
Информационная справка:
Автономная некоммерческая организация (АНО) «Россия – страна возможностей» была создана по инициативе Президента РФ Владимира Путина. Ключевые цели организации: создание условий для повышения социальной мобильности, обеспечения личностной и профессиональной самореализации граждан, а также создание эффективных социальных лифтов в России. Наблюдательный совет АНО «Россия – страна возможностей» возглавляет Президент РФ Владимир Путин.
АНО «Россия – страна возможностей» развивает одноименную платформу, объединяющую 26 проектов: конкурс управленцев «Лидеры России», всероссийская олимпиада студентов «Я – профессионал», конкурс «Твой ход», всероссийский конкурс «Большая перемена», всероссийский проект «Время карьеры», проект «ТопБЛОГ», проект «Профстажировки 2.0», проект «Культурный код», фестиваль «Российская студенческая весна», всероссийский конкурс «Мастера гостеприимства», «Грантовый конкурс молодежных инициатив», конкурс «Цифровой прорыв», всероссийский профессиональный конкурс «Флагманы образования», всероссийский конкурс «Лучший социальный проект года», соревнования по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью «Абилимпикс», всероссийский молодежный кубок по менеджменту «Управляй!», Российская национальная премия «Студент года», движение Ворлдскиллс Россия, благотворительный проект «Мечтай со мной», конкурс «Моя страна – моя Россия», международный инженерный чемпионат «CASE-IN», «Национальная технологическая олимпиада», проект «Хакатоны и лекции по искусственному интеллекту» и платформа «Другое дело».
В рамках деятельности АНО «Россия – страна возможностей» в феврале 2019 года создан образовательный центр – Мастерская управления «Сенеж». Он призван формировать генерацию активных граждан, в том числе компетентных государственных служащих, прошедших современную профессиональную подготовку и объединенных ценностью ответственного служения стране и обществу. Обучение в нем проходят участники проектов и конкурсов платформы, активная молодежь, а также управленцы и государственные служащие. Мастерская выступает площадкой для проведения различных образовательных и молодежных форумов, в том числе форума «Территория смыслов».
В рамках АНО «Россия – страна возможностей» в августе 2020 года создан центр оценки компетенций – Департамент методологии и оценки. Задачами центра является разработка и внедрение собственных инструментов оценки управленческих и деловых компетенций во все конкурсы и проекты платформы «Россия – страна возможностей» и партнеров, создание и поддержка центров компетенций в университетах, проведение оценки, организация обучения и подготовки кадров для деятельности центров компетенций.