17 апреля в городе Пересвет Московской области стартовал первый очный модуль программы повышения квалификации региональных управленческих команд проекта «Профессионалитет». Модуль продлится 3 дня. Программу реализует Мастерская управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей» в рамках одноименного федерального проекта, который начал работу в январе 2022 года.
Проект «Профессионалитет» направлен на создание в системе среднего профессионального образования новой гибкой модели подготовки квалифицированных кадров в соответствии с актуальными запросами реального сектора экономики.
«Создание новой системы требует новых специалистов или, точнее сказать, новых подходов к формированию образовательной среды, где обучаются и воспитываются студенты, подходов к образовательным программам. Изменения, которые необходимы, невозможны без построения сообщества, которое и будет их продвигать. Меняться – сложно, но вы, участники программы «Профессионалитет», готовы к этим изменениям, и именно с вас начинает трансформироваться вся система СПО», – приветствовала участников на торжественном открытии Юлия Гребеникова, руководитель программы подготовки управленческих команд проекта «Профессионалитет» Мастерской управления «Сенеж» платформы «Россия – страна возможностей».
В 2022 году в рамках проекта было создано 70 кластеров путем объединения колледжей и предприятий реального сектора экономики, в 2023 – откроется еще 70 кластеров. К 2024 году их количество достигнет 210. В этом году образовательные программы реализуются в рамках 16 ключевых отраслей: металлургия, машиностроение, атомная промышленность, легкая промышленность, транспортная отрасль, химическая отрасль, сельское хозяйство, горнодобывающая промышленность, строительная отрасль, железнодорожный транспорт, фармацевтическая отрасль, лесная промышленность, топливно-энергетический комплекс, электротехническая промышленность, информационные технологии, радиоэлектроника. В результате ежегодного конкурсного отбора исходный перечень будет расширяться.
«В отличие от предыдущих проектов развития СПО «Профессионалитет» предполагает комплексную модернизацию образовательного процесса, которая включает не только закупку оборудования, не только повышение квалификации, не только обновление учебных планов. «Профессионалитет» – это создание экосистемы, взаимосвязь всех процессов. И это – сложнейшая управленческая задача. Те кластеры, которые вошли в «Профессионалитет» в прошлом году, доказали эффективность выбранной модели. Управлять изменениями всегда сложно. И одна из ключевых сложностей – это работа по вовлечению и мотивации педагогов, которым придётся оптимизировать свои образовательные программы, выстраивать новые организационные и педагогические модели. И успешное выполнение этой важнейшей задачи несомненно зависит от вашей готовности к ее решению, ведь именно управленческие команды стоят во главе всех изменений», – прокомментировала Наталия Золотарева, и.о. ректора ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования».
Содержательную часть программы открыла экспертная дискуссия: «Профессионалитет»: путь кластера, первые результаты и практики для успешного масштабирования проекта», в которой приняли участие Дмитрий Ковалёв, проректор ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования», Нерсес Нерсесян, директор ГБОУ СПО МО «Подмосковный колледж «Энергия», кандидат экономических наук и Виталий Гражданкин, заместитель начальника Центра сопровождения проектов и программ развития системы среднего профессионального образования ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования». На ней обсудили не только кардинальные системные изменения для участников второй волны проекта, трансформацию регламентов со стороны контролирующих органов и поддержку ускорения трансформации СПО, но и главные векторы профессионального воспитания, возможности эффективного вовлечения каждого участника образовательно-производственного кластера, планы по трансформации прав и обязанностей предприятий, колледжей, студентов в действующем законодательстве.
«Профессионалитет» существует второй год. В 2022 году прошел глобальный эксперимент по запуску «Профессионалитета», и первый год мы прошли достаточно плотно. 347 программ запустились в том году, и мы постепенно расширяемся. К 71 кластеру 2022 года добавили 70 кластеров 2023 года, и в ближайшее время, прямо в конце месяца, будет подведённый итог, конкурсного отбора шестидесяти малых кластеров, которые тоже войдут в «Профессионалитет». Для нас очень важно выйти на следующий этап. Мы отрабатываем основные механизмы, расширяем, углубляем и потенциально вводим новую образовательную технологию «Профессионалитета», которая должна развернуть систему подготовки кадров от нашего работодателя. Практически работодатель является соучастником процесса, он встраивается в процесс подготовки кадров от самого начала, от запроса, и до демонстрационного экзамена, как итога подготовки по «Профессионалитету», – подчеркнул Дмитрий Ковалёв, проректор ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования»
Первый очный модуль посвящен темам, касающимся внутренних политик кластера как залога реализации целей, а также принципам построения команд для успешной реализации проектов. Программа предполагает различные форматы взаимодействия участников – как по функциональным ролям, так и в рамках отраслевой специфики.
«Мы начали в сложное время, когда все менялось, но сильную команду сложности делают только ещё сильнее. Федеральный проект «Профессионалитет» – самый интересный проект, который мне за 10 лет в статусе директора колледжа удавалось реализовать. Это проект не про материально-техническую базу, не про деньги. Этот проект про то, как научиться плотно взаимодействовать с предприятиями, помогать им решать самые сложные производственные проблемы. Потому что только так получается выстроить очень честное взаимодействие и быть полезными. Второй год реализации проекта для нас ещё более ответственный, потому что сократились сроки подготовки, и в этом году наши студенты уже пойдут на предприятия. У нас будет возможность сравнить качество подготовки ребят, обучавшихся по старым программам и тех, кто учился на «Профессионалитете». Самое главное для нас – это эффективное наполнение отрасли рабочими кадрами», – поделился своим опытом Нерсес Нерсесян, директор ГБОУ СПО МО «Подмосковный колледж «Энергия», проходивший обучение на первом потоке программы «Профессионалитет» в 2022 году и принимающий участие в новом потоке уже в качестве эксперта.
Для проведения мастер-классов и тренингов для слушателей приглашены Сергей Гиль, профессор, федеральных эксперт по развитию профессионального образования, научный руководитель группы «Карьера в России» («Дорожная карта кластера: целеполагание команды в «Профессионалитете», миссия кластера»; Тахир Базаров, заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова (тренинг «Лидерство в управленческой команде в условиях высокой неопределенности»); Владимир Пирожков, российский промышленный дизайнер, футуролог («Как кластер может повлиять на будущее, и что из будущего нужно учесть кластеру?»). Также участников ждет учебная экскурсия «Обзор лучших практик. Как добиться успеха в «Профессионалитете»?». Для участия в мероприятиях программы приглашены представители Министерства просвещения РФ и Института развития профессионального образования.
Олимпийский чемпион, телекомментатор, государственный деятель Александр Легков выступил с мастер-классом «Путь к победе»: «Всегда сложно сделать первый шаг. Это касается всего того, что мы делаем в жизни. Да, печально, когда ты приезжаешь на финиш и проигрываешь всего 3 секунды сопернику, занявшему первое место, а следующая олимпиада через 4 года. Но самое сложное – заставить себя думать о следующем шаге и ставить дальнейшие цели. И начинать идти к ней. Но как только ты заставляешь себя продолжать тренироваться или делать что-то, ты начинаешь забывать о неудачах и двигаешься дальше. Мои основные турниры часто начинались с поражений, но в итоге заканчивались победой. И я желаю вам только побед!»
Участниками программы повышения квалификации региональных управленческих команд федерального проекта «Профессионалитет» стали представители учреждений среднего профессионального образования, органов власти и реального сектора экономики. Это инновационный подход, который впервые позволил на одной площадке собрать воспитателей кадров, работодателей и методологов образовательных процессов. Слушатели образовательной программы разделены на 70 междисциплинарных управленческих команд. Это 350 человек из 40 регионов страны. В каждой команде – 5 человек: три представителя колледжа (управленческий персонал образовательной организации (директор и его заместители); один представитель предприятия (представитель из числа административно-управленческого персонала организации-работодателя); представитель от региональных органов исполнительной власти из категории высшей группы должностей.
«В проекте «Профессионалитет» я принимаю участие второй год. В прошлом году я отвечала только за программу популяризации «Профессионалитета» в нашем регионе, а сейчас я являюсь частью управленческого команды химического кластера Республики Башкортостан. Мы с коллегами приехали сюда, в первую очередь, зарядиться энергией участников, послушать про новые интересные практики и подсмотреть хорошие идеи, уже реализованные коллегами других кластеров. И, конечно, я жду, что наш кластер станет такой точкой притяжения, которая, как вихрь, будет закручивать все остальные учебные заведения и предприятия региона, настраивать их на хорошую драйвовую работу. Потому что в нынешней экономической и политической ситуации жить по-другому просто невозможно», – поделилась Кира Галямова, директор Центра опережающей профессиональной подготовки Республики Башкортостан, участница «Профессионалитета».
По окончании очного модуля участники продолжат работу над дорожной картой развития кластера под руководством модератора программы. Второй очный модуль программы состоится в июле.