Треть омских абитуриентов мечтают о продолжении обучения в других регионах. Значительная часть выпускников вузов и даже уже подготовленные молодые специалисты видят карьерные перспективы за пределами Омской области. Эксперты в сфере профориентации уверены, что избежать кадрового голода могут те предприятия, которые разработали стратегию подготовки резерва и начинают селекцию своих будущих работников ещё со школьной скамьи.
В пресс-центре «АиФ в Омске» обсудили за круглым столом острые вопросы подготовки и профориентации молодых специалистов в Омской области. Своим мнением поделились сотрудники министерства образования региона, эксперты в вопросах образования и представители работодателей.
Эксперты обсудили вопросы образования. Фото: АиФ / Александра Горбунова Без работодателя подготовка будет неполной
По данным Инны Елецкой, начальника отдела кадровой политики министерства образования Омской области , в регионе подготовкой кадров занимается 24 образовательных организации высшего образования. Они ведут обучение по 168 направлениям подготовки. Ещё 48 профессиональных образовательных организаций реализуют программы подготовки специалистов среднего звена.
Инна Елецкая
«Это достаточно большое профессиональное сообщество, оно делает свою работу качественно», - говорит Инна Борисовна. – Но, безусловно, всегда возникает вопрос: соответствует ли подготовленный нами специалист требованиям работодателя? Тождества, наверное, никогда не удастся добиться, но мы работаем над тем, чтобы требования работодателя были максимально удовлетворены. Наша система образования формирует профессиональные компетенции. Но превратить эти компетенции в компетентности – это уже задача работодателя».
Более 9500 омских школьников изучают физику на повышенном уровне Взаимодействие образовательного учреждения и работодателя, по мнению эксперта, реализуется по трём направлениям. Во-первых, в рамках действующих стандартов работодатели должны принимать участие в разработке образовательных программ, что уже приближает содержание подготовки специалиста к требованию работодателя. Во-вторых, производственная практика является составной частью подготовки специалистов. Во всех омских образовательных организациях она происходит на территории работодателя. В-третьих, работодатель может участвовать в разработке измерительных материалов для итоговой аттестации студентов.
Светлана Романив
«Мы полностью поддерживаем ту образовательную политику, которую ведет министерство. Более того, занимаем активную позицию при подготовке молодых кадров, - говорит Светлана Романив, инженер по подготовке кадров АО «ЦКБА» . - В Обществе успешно работает базовая кафедра, благодаря которой мы можем значительно влиять на подготовку кадров. В частности, необходимые лабораторные работы полностью проводим у себя на предприятии. В образовательной подготовке студентов задействованы не только преподаватели вузов, но и наш научный сектор. Мы разработали стенды, на которых идет обучение в рамках той профессиональной специфики, с которой столкнется молодой специалист, придя на работу на наше предприятие».
Светлана Александровна подчеркнула, что благодаря этим усилиям АО «ЦКБА» получает высококвалифицированные кадры, которые помимо качественной подготовки отличаются пониманием специфики отрасли, в которой им предстоит работать.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ФОРМИРУЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ. НО ПРЕВРАТИТЬ ЭТИ КОМПЕТЕНЦИИ В КОМПЕТЕНТНОСТИ – ЗАДАЧА РАБОТОДАТЕЛЯ.
«В случае появления необходимости восполнить те или иные вакансии предприятие старается сотрудничать с образовательными учреждениями, эффективно и вовремя разрабатывать программу и отправлять сотрудников на переподготовку и повышение квалификации. Например, если нам нужны рабочие, то мы направляем их на обучение целыми группами. В частности, у нас был опыт подготовки монтажников электрооборудования в партнёрстве с Омским авиационным колледжем имени Жуковского. С нашей стороны были разработаны программы обучения, а они специально для нас готовили эти кадры», - рассказывает инженер по подготовке кадров АО «ЦКБА».
Десять омских школьников победили в олимпиаде по китайскому языку Сергей Кривальцевич, заместитель генерального директора по научной работе АО «ОНИИП», уверен, что сами учебные заведения никогда не смогут готовить кадры под конкретного работодателя. Для того чтобы получить максимально подготовленного по профилю работодателя специалиста, предприятие должно участвовать в процессе обучения.
Сергей Кривальцевич
«Кадрового голода у нас нет, но есть потребность в молодых и перспективных специалистах. В работе с высшими учебными заведениями мы, выступая в роли работодателя, заказываем целевые места.
Государство поддерживает эту работу путём выделения дополнительного финансирования, мы также вкладываем и собственные средства», - рассказывает Сергей Кривальцевич. При этом представитель АО «ОНИИП» отметил, что открытие предприятиями базовых кафедр часто является формальным.
Формальность подводит
«Я считаю, что ставка предприятий на этот формат пока не оправдалась. Это не омская проблема, она характерна для всей страны. Нам объявили, что предприятия могут создавать базовые кафедры, а законодательных ресурсов под это не выделено. Непонятен статус предприятия, статус учебного заведения. Остается много вопросов», - сетует Сергей Кривальцевич.
Согласен с представителем работодателей и Владимир Половинко, председатель комитета по образованию, науке, культуре и молодёжной политике Законодательного Собрания Омской области :
Владимир Половинко
«Многие предприятия пошли по пути создания базовых кафедр «для галочки». Руководителю предприятия лестно становиться заведующим кафедрой, получать должность профессора. Чистая формальность. И она может все загубить. Отдача от этого формата подготовки будет только тогда, когда у предприятий будет настроено прямое взаимодействие с вузами. В Омске не так много значительных примеров такого взаимодействия. Навскидку можно вспомнить опыт 3-4 предприятий».
Светлана Шагова, начальник отдела развития персонала АО «Газпромнефть-ОНПЗ» , уверена, что работодателю ничто не мешает правильно организовать работу базовой кафедры, чтобы получить тот эффект от подготовки специалистов, на который предприятие рассчитывает.
Светлана Шагова
«Омскому нефтезаводу, благодаря активной позиции руководства, удалось выстроить и отладить цепочку селекции кадров в рамках программы «Школа-вуз-предприятие». Мы сотрудничаем с девятью школами, двумя ссузами, открыли базовую кафедру «Газпром нефти» в ОмГТУ. И мы не можем отнестись формально к этой работе, ведь мы понесем имиджевые риски. К вопросу подготовки кадров мы подходим стратегически. Причём нас заботит не количество потенциальных работников, а в их профессиональные качества. И если они сегодня нас устраивает, то велика вероятность того, что завтра без серьёзного внимания они перестанут соответствовать производственным задачам. Потому что идет мощнейшая автоматизация предприятия», - уверяет Светлана Шагова.
Острый спрос на рабочие специальности
Жанна Емец, начальник отдела оценки и развития персонала ОАО «ОмскВодоканал» , отмечает, что кадровый голод у предприятий в регионе проявляется разве что во время поиска специалистов со средним профессиональным образованием.
11 талантливых омичей получат премию от президента России «На данный момент у нас есть вакансия токаря. Но в учреждениях образования нам не могут порекомендовать достойного выпускника: молодые люди либо уходят в армию, либо не хотят работать по профессии. Понятно, что для выпускников рабочих профессий мало кто может предложить достойную заработную плату», - рассказывает представитель компании. – Хотя есть и положительные примеры взаимодействия с образовательными учреждениями. В частности, для своевременного обновления кадров нашего лабораторного центра предприятие сотрудничает с Омским промышленно-экономическим колледжем. Выстраивать работу со студентами мы начинаем уже с первого курса: организуем ознакомительные экскурсии и производственные практики. В итоге с каждого выпуска к нам приходит молодое пополнение из числа тех, кто особенно проявил себя за годы обучения».
Оксана Гордиенко, начальник управления профессионального образования и науки министерства образования Омской области , уточняет, что подготовка по рабочим профессиям в регионе не прекращалась. В соответствии с новым законом об образовании в регионе функционируют профессиональные образовательные организации, которые ведут подготовку высококвалифицированных специалистов по рабочим профессиям.
Оксана Гордиенко
«Они получили даже большие возможности реализовывать программу подготовки рабочих кадров, специалистов среднего звена и при этом осуществляют профессиональную подготовку и переподготовку. С другой стороны, нельзя не учитывать такой немаловажный фактор для выбора профессии, как будущая заработная плата, а также те социальные условия, которые предлагаются на предприятии», - уверена Оксана Гордиенко.
По мнению Ирины Ларионовой, начальника отдела по взаимодействию с организациями высшего образования министерства образования Омской области , работодатели, которые нуждаются в пополнении за счёт специалистов со средним и высшим профессиональным образованием, могли бы использовать формат целевого обучения студентов.
Ирина Ларионова
«Организация может выбрать студента, который соответствует критериям вакансии, и заключить с ним договор о целевом обучении. В итоге по окончанию подготовки человек будет обязан отработать определённое время на предприятии. К сожалению, работодатели не охотно на это идут, так как этот договор должен включать и какие-то социальные гарантии и обязательства со стороны работодателя. Например, о дополнительной стипендии от организации. Компании малого и среднего бизнеса не могут допустить такие расходы. У представителей организаций ещё сильна память о временах социализма и системе распределения. Они требуют, чтобы мы готовили специалистов, которые гарантировано придут к ним работать. Но они не учитывают того, что Конституция предполагает свободу выбора для выпускника», - объясняет эксперт.
Кадры убегают?
Работодателей и экспертов особенно беспокоит существенный отток из региона молодых кадров, а также выпускников учебных заведений, которые ищут лучшей карьерной доли в других городах России.
В Омской области одобрили концепцию развития высшего образования на 10 лет По сведениям Владимира Половинко, проведённые исследования миграционных настроений молодёжи показали, что существуют три временных периода, когда желание покинуть город в среде молодых людей наиболее велико.
«Первый наступает по окончании школы. Около 32% абитуриентов имеют миграционные ожидания. Это не значит, что все они уедут, но они задумываются об этом. Фатально ли это? Нет. Мы видим, что если вузы плотно работают со школами и предприятиями, то удаётся сохранить в системе и медалистов, и олимпиадников. Школьникам нужно вовремя показать, что в Омске есть и никуда не делась нормальная система подготовки», - уверен депутат. – Второй период, когда уже 37% молодых людей думают о переезде, наступает по окончании вуза. Молодёжь не устраивает качество жизни в регионе, ей скучно, а в других регионах культурная жизнь бьёт ключом. А третий критический период наступает у молодого специалиста после трёх лет работы. Порядка 20% молодых специалистов мечтают продолжить карьеру в более богатых регионах. Их не устраивают перспективы карьерного роста, низкая заработная плата и возможности развития».
На распутье. Омских студентов не пугает среднее образование По мнению Инны Елецкой, существующая в стране система ЕГЭ создает условия для оттока абитуриентов. По итогам сдачи экзамена у выпускника появляется возможность выбирать любой вуз в стране. Причём речь идет о лучших выпускниках.
«Чтобы минимизировать риски, никак не обойтись без мотивационной работы. В частности, мы уделяем внимание тому, чтобы усилить интерес школьников к инженерной отрасли и предложениям омских предприятий. Причём эту работу надо начинать не со школьников, а с педагогов. Нужно своевременно обновлять технологии работы с детьми. Не зря министерство в 2015 году озаботилось повышением квалификации учителей физики. Более 800 педагогов пропустили через 4 очень интересных образовательных модуля, которые обязательно усилят их компетенции. Естественно, быстрых изменений мы не ждём, но в будущем мы надеемся, что эта работа даст положительный результат», - уверена представитель областного министерства образования.
СУЩЕСТВУЮЩАЯ В СТРАНЕ СИСТЕМА ЕГЭ СОЗДАЕТ УСЛОВИЯ ДЛЯ ОТТОКА АБИТУРИЕНТОВ.
Светлана Шагова уверяет, что профориентационную работу предприятиям нужно начинать как можно раньше, в идеале - со школьной скамьи. Причём эта подготовка в первую очередь должна быть направлена на мотивацию будущих сотрудников.
В Омске будут пересмотрены правила приёма в вузы «Не надо забывать, что мы имеем дело с новым поколением, и при работе с ним нужно полностью перестраивать систему взаимодействия. Сегодняшних старшеклассников пугают обязательства. Поэтому мы не можем мотивировать их выбрать конкретную профессию, приходится решать задачу шире: мотивировать ребят к выбору инженерной сферы деятельности. И если человек сориентируется на технический вуз - это уже плюс для нас. В работе с вузом у нас уже есть больше рычагов влияния: на базовой кафедре «Газпром нефти» в ОмГТУ предприятие серьёзно погружается в создание учебных программ, проводятся занятия в учебном центре на территории завода. Понятно, что и после окончания обучения любого специалиста нужно будет «доготовить», адаптировать к работе. Но тут возникает новый вопрос: захочет ли он работать годами на одном месте? Особенно на производстве. Это основная проблема. Мотивационная. И ею тоже нужно активно заниматься», - уверена эксперт.
Профориентация и трудовая подготовка
Жанна Майер
В соответствии с мониторингом министерства труда и социального развития Омской области, в регионе есть ряд профессиональных отраслей, которые остро нуждаются в обновлении и восполнении кадров. По сведениям Жанны Майер, заведующей отделением оценки профкомпетентности и профессиональной адаптации БУ «Областной центр профориентации» , среди наиболее востребованных можно выделить профессии для сельскохозяйственной отрасли. Кадровый голод существует в транспортной сфере, отрасли образования, есть потребность в воспитателях и медиаторах, необходимы специалисты в здравоохранении, причём нужны и врачи, и средний персонал (фельдшеры, акушеры, медсестры), а также фармацевты.
Учёба поблизости. Почему не стоит поступать в ближайший вуз? «При этом специалисты нашего центра стараются профессионально сориентировать школьников исходя из его интересов, способностей и склонностей. Одной востребованности профессии при выборе будущего недостаточно. Мы проводим так называемые «календари профессий». С сентября по январь прошло уже восемь таких календарей, в рамках которых школьники могли погружаться в ту или иную профессию и делать выводы о том, к чему у них лежит душа, - рассказывает Жанна Майер. –Бывают случаи, когда родители и их дети не согласны друг с другом в выборе профессии. Мы проводим мотивационные беседы с родителями, помогаем им увидеть карьерный рост в тех профессиях, которые склонен выбирать сам ребёнок, проводим родительские собрания и конференции, на которые приглашаем представителей предприятий и омских вузов. В итоге почти 90% школьников впоследствии выбирают именно те специальности, которые были им рекомендованы и к которым у них есть склонности».
Евгений Дрейлинг
Федерация омских профсоюзов также не забывает уделять внимание развитию и подготовке качественных кадров для омских предприятий. В частности, как рассказал Евгений Дрейлинг, председатель Омской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ , на уровне региона действует трёхстороннее соглашение о социальном партнёрстве на 2016-2018 годы, подписанное правительством Омской области, Омским областным союзом организаций профсоюзов «Федерация омских профсоюзов», Региональным объединением работодателей Омской области. В соглашении второй раздел посвящен развитию рынка труда и содействию занятости населения. Реализация данного блока задач и обязательств является стратегическим направлением для заинтересованных сторон.
Так, профсоюзы взяли на себя обязательства:
- добиваться через отраслевые и территориальные соглашения, коллективные договоры сохранения и создания новых рабочих мест, обеспечения необходимых условий для профессиональной подготовки, переобучения и повышения квалификации работников, в том числе предполагаемых к высвобождению;
- организовывать обучение членов профсоюзов, профсоюзного актива основам трудового законодательства и законодательства о занятости населения, проводить для них бесплатные консультации;
Два омских университета вошли в список лучших вузов страны - участвовать в профессиональной ориентации подростков и молодежи Омской области посредством организации на базе работодателей экскурсий, включающих ознакомление с методами работы на конкретных рабочих местах (профессиональные пробы), информационных встреч, посвященных перспективам трудоустройства, реализации долгосрочного проекта «Экономика региона в руках молодого поколения»;
- содействовать развитию профессиональной компетентности студентов посредством участия в учебно-методических объединениях и социально-психологической адаптации молодых специалистов на рабочем месте, развития системы наставничества, повышения квалификации и осуществление иных мероприятий в данной сфере.
Профсоюзы также уделяют особое внимание вопросам социального обеспечения работников, роста их заработной платы. Понятно, что достойная оплата труда, особенно в бюджетной сфере, в последнее время стала острым вопросом и решить его на региональном уровне не так просто. Но важно отметить, что профсоюзам под силу привлечь особое внимание к этой проблеме, в том числе и на уровне федерального центра.
Источник:
http://omsk.bezformata.ru