☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆       
    +16

Главная » Файлы » Методический материал » Разработки уроков

Внешнеэкономическая деятельность предприятия
10.09.2015, 11:47
План проведения урока
Дисциплина: «Экономика организации»
Тема: «Внешнеэкономическая деятельность предприятия»
Тип урока: Комбинированный.
Вид урока: урок теоретических и практических работ (изложение нового материала сопровождается показом слайдов).
Продолжительность урока: 1 час 30 минут.
Цели урока:
 Образовательная: раскрыть сущность внешнеэкономической деятельности предприятия в условиях современной рыночной экономики.
 Развивающая: активизировать мыслительную деятельность студентов, формировать у студентов навыки прогнозирования и анализа деятельности предприятия на мировом рынке, развивать умение делать выводы, развивать в каждом студенте внутренние возможности и способности к логическому мышлению; повысить интерес студентов к изучаемому материалу.
 Воспитательная: воспитать чувство самоорганизации, ответственность за принятие решения.
Технические средства и наглядные пособия:
Наглядные пособия: презентация PowerPoint (Приложение 6)
Технические средства: проектор, ПК.
Раздаточный материал:
Карточки с задачами, задания для проверки и закрепления полученных знаний (Приложение 2,3).
План урока:
1. Организационная часть.
2. Вступительная беседа об актуальности внешнеэкономической деятельности предприятий в условиях рынка.
3. Объяснение нового материала с показом слайдов (Приложение 1 – развёрнутый план урока).
4. Решение ситуационных задач (по кейс-методу) (Приложение 4).
5. Закрепление пройденного материала.
6. Выдача домашнего задания.
Приложение 1
Развёрнутый план урока
1. Организационная часть
2. Вступительная беседа об актуальности внешнеэкономической деятельности предприятия в условиях рынка.
Многие страны, обладающие ограниченным набором ресурсов и относительно небольшим внутренним рынком, не в состоянии производить все необходимые товары. Поэтому, они зависят от международной торговли.
Международная торговля является одним из элементов внешнеэкономической деятельности предприятий.
Внешнеэкономическая деятельность – это сфера производственно-хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной и научно-технической кооперацией, с экспортом и импортом товаров и услуг.
Внешнеэкономическая деятельность предприятия – это деятельность предприятия, связанная с перемещением денег, товаров, капиталов, технологий, услуг через государственную границу.
Попробуем проследить последовательность внешнеторговых операций, совершаемых некоторой условной фирмой, производящей валенки (используя раздаточный материал, студенты вместе с преподавателем пытаются выявить основные операции, связанные с внешнеэкономической деятельностью некоторого предприятия).
Операция 1. Фирма «Валенки», получив информацию, что в стране А изобретен новый валенкоделательный станок, решила его закупить. Однако, имея на руках исключительно национальную валюту, для совершения этой операции обменяла на валютном рынке определенное количество национальных денежных единиц на столь же определенное количество денежных единиц страны А.
Операция 2. Фирма закупила в стране А необходимый ей валенкоделательный станок.
Операция 3. Произведя, с помощью купленного станка партию валенок новой модели с улучшенными потребительскими характеристиками, фирма транспортировала и реализовала ее в стране В.
Операция 4. Почувствовав, что спрос на валенки в стране В резко подскочил, фирма решила расширить производство. Столкнувшись с нехваткой средств, она привлекла капитал фирмы, действующей в стране В, и создала совместное производство.
Операция 5. Осознав, что валенки – дело прибыльное и перспективное, ведущие обувные фирмы страны В перепрофилируют свое производство на изготовление валенок. Правительство страны В, радея за своих национальных производителей, издает закон об ограничении ввоза валенок в страну. Чтобы не потерять рынок и быть конкурентоспособной, фирма «Валенки» создает на территории страны В полностью принадлежащий ей филиал.
Операция 6. Валенки вошли в моду по всему миру, ряд стран решают также производить валенки, но не знают как. Фирма принимает решение о продаже в страну С описания технологии производства валенок.
Страна А Фирма «Валенки» Страна В

Экспорт товара Импорт Экспорт Импорт товара
товара товара

Экспорт Импорт капитала
капитала

Экспорт капитала Импорт Страна С
капитала
Экспорт
технологии
Покупка Импорт
иностранной технологии
валюты
Все вышеперечисленные операции, несмотря на их различия, входят в сферу внешнеэкономической деятельности предприятия. Любое предприятие может выступать как экспортер или как импортер. Оно может экспортировать (импортировать) как товары, так и капитал и технологии.
Формы ВЭД (предлагаются студентами):
- внешняя торговля,
- совместные предприятия,
- иностранные предприятия на территории России,
- научно-техническое сотрудничество,
- иностранный туризм,
- привлечение иностранной рабочей силы,
- сотрудничество в банковской сфере и т.д.
3. Объяснение нового материала
Конечно, сфера внешнеэкономической деятельности шире, чем в представленных операциях. Изучением этой деятельности МЫ сегодня займемся.
P.S. С данного момента объяснение нового материала сопровождается показом слайдов.
Реформа ВЭД началась еще в 1986 году в СССР, а в 1992 году была продолжена российским правительством. На начальном этапе реформ наша страна не могла приблизиться к уровню Западных стран. Сырье и материалы составляли 70%, готовые изделия, в том числе машины, - 30%. С того момента, как предприятия получили право самостоятельного выхода на внешний рынок, структура ВЭД значительно изменилась. Увеличилась доля экспорта промышленных товаров, техники, товаров народного потребления.
Планируя выход на мировой рынок, предприятия решают ряд вопросов:
- изучить мировой рынок в целом,
- выбрать иностранного партнера,
- проанализировать деятельность зарубежных фирм,
- провести маркетинговые исследования,
- решить вопросы делового общения.
В зависимости от того, ограничивает или, наоборот, стимулирует государство ввоз (вывоз) товаров, выделяют четыре основных вида внешнеэкономической стратегии государства:
1. Стратегия изоляции – это стратегия исключения государства из мирохозяйственных связей. Данная стратегия проводится из политических и идеологических соображений. Экономически эта стратегия никак не оправдана.
2. Стратегия протекционизма – стратегия защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Данная стратегия проводится в том случае, если национальное производство неконкурентоспособно, т.е. необходимо создать «тепличные» условия для отечественных предпринимателей (пример с японским автомобилестроением: японское правительство проводило политику протекционизма в период становления знаменитых ныне автомобильных фирм «Мазда», «Ниссан». В 1932г. правительство взвинтило пошлины на импорт зарубежных машин и запчастей, чтобы защитить свои автокомпании от американских гигантов автомобильной индустрии).
3. Стратегия свободной торговли («фритредерство») – стратегия уменьшения до минимума ограничений во внешней торговле. Данная стратегия используется странами, занимающими лидирующее положение на рынке, которым нет необходимости опасаться подрыва конкурентоспособности своих товаров.
4. Стратегия наполнения дефицитного рынка – эффективна в случае большого дефицитного национального рынка, на котором найдется место всем.
Государство может выбрать одну или несколько внешнеэкономических стратегий (выбор будет зависеть от политической, социальной и экономической обстановки в стране).
Оценив свой потенциал и изучив внешнеэкономическую среду, фирма должна решить, собирается ли она совершить разовую экспортную сделку или же выйти на внешний рынок «всерьез и надолго». Основными стратегиями захвата внешнего рынка являются следующие:
1. «МУРАВЕЙ» - способ медленного «переползания» с одного сегмента на другой до завоевания оптимального числа сегментов (здесь студенты вспоминают о том, что такое сегмент рынка).
2. «СТРЕКОЗА» - охват вначале максимально большого количества сегментов рынка, затем постепенный отказ от менее прибыльных сегментов в пользу более прибыльных, доведение, таким образом, числа сегментов до оптимального для фирмы.
4. Решение ситуационных задач с использованием технологии кейс-метода
Студентов делят на группы и группам выдаются карточки с задачей, которую они должны решить и представить аудитории (Приложение 2, 4).
Продолжение объяснения нового материала
Совершенно очевидно, что вопрос об отборе рынков тесно связан с вопросом о товаре, выносимом на мировой рынок. Поэтому одновременно с решением об отборе рынков принимается решение и о товаре.
Здесь может быть три варианта:
1. Решение о выходе на внешний рынок с тем же товаром, что и на внутренний рынок. Такое решение будет оправдано для большинства средств производства (станки, оборудование, сырьё). Однако при выходе на внешний рынок с потребительскими товарами необходимо учитывать национальные, языковые, культурные особенности потребителя, его вкусы, уровень доходов.
Примеры:
- так, марочное название товара на одном языке звучит красиво, а на другом – нелепо. На финском языке название легкового автомобиля «Запорожец» звучит как «свиной хвостик». Поэтому пришлось для машин, экспортируемых в Скандинавию, подобрать другое название: они стали называться «Ялтами».
- такая же языковая неурядица заставила переименовать «Жигули» в «Ладу». На французском языке «жиголе» означает сводник, «жигу» – дылда, а на арабском языке «джалули» – глупец, неуч.
- искуснейшие французские мастера парфюмерии потерпели поражение от японских коллег в «битве» за рынок сбыта в одной из африканских стран (Судан). Изображение японца в кимоно на этикетке флакона было принято набожными суданцами за одежду священнослужителя, а само содержимое парфюмерной бутылочки, естественно, за «воду священника».
2. Решение о частичном приспособлении товара к внешнему рынку.
3. Решение о выходе на внешний рынок с новым товаром.
Во внешнеторговой деятельности предприятия выделяются, прежде всего, операции по обмену товарами в материальной форме. С этой точки зрения можно рассмотреть четыре основных вида операций:
1. Экспорт – продажа товара иностранному покупателю с вывозом его из страны продавца за границу (должны уплачиваться вывозные таможенные пошлины).
2. Импорт – покупка товара у иностранного продавца и ввоз его в страну покупателя (ввозимые товары должны соответствовать ГОСТам страны покупателя, должны соблюдаться меры экономической безопасности, учитываться ограничения, уплачиваться пошлины, налоги и иные таможенные платежи).
3. Реэкспорт – это вывоз ранее ввезенного из-за границы товара без какой-либо его переработки в стране.
4. Реимпорт – обратный ввоз ранее вывезенного из страны товара, не подвергавшегося переработке за рубежом.
Внешнеторговые операции могут осуществляться как напрямую – непосредственно между экспортером и импортером, так и с участием посредников.
5. Закрепление пройденного материала
1. Ответить на вопросы
 Дать определение внешнеэкономической деятельности,
 Назвать проблемы, с которыми сталкивается предприятие при выходе на внешний рынок,
 Назвать виды внешнеэкономической стратегии государства (изоляция, протекционизм, свободная торговля (фритредерство), наполнение дефицитного рынка),
 Назвать стратегии захвата внешнего рынка
 Определите, как принимается решение о товаре для внешнего рынка.
 Назвать виды внешнеторговых операций (экспорт, импорт, реэкспорт, реимпорт).
2. Выполнить синквейн на слово: «внешняя торговля». (Приложение 5)
6. Выдача домашнего задания
Подготовиться к опросу по пройденному материалу и ответить на вопросы
- Почему в экспорте России до сих пор доминирует сырьевая направленность?
- В чем состоят основные проблемы внешнеэкономической деятельности и как их можно решить? (Приложение 3).

Приложение 2
Фирма «Бизон»
Допустим, что некоторое акционерное предприятие «Бизон» продавало в страну А пакетики с хрустящим картофелем (чипсы), завоевавшие массового покупателя отличными вкусовыми качествами и относительно невысокой ценой. Заваленное картофельной шелухой предприятие решило закупить большую партию крупного рогатого скота, чтобы скармливать ему очистки. Дела у «Бизона» пошли в гору, и уже через год оно стало продавать замороженные бифштексы с картофельным гарниром в той же стране. И здесь предприятию сопутствовал успех – бифштексы охотно покупались, поскольку репутация у предприятия в связи с продажей хрустящего картофеля была очень высокой. Для того чтобы увеличить урожай картофеля, «Бизон», имея скот, стал производить удобрения из натурального навоза, а излишки стал продавать жителям все той же страны А, которые охотно откликнулись на новое предложение.
1. Какую стратегию захвата внешнего рынка использовало предприятие «Бизон» (дать пояснение к ответу)?
2. Смоделируйте наиболее эффективные, на ваш взгляд, стратегии захвата внешнего рынка для воображаемых фирм.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3
1. Почему в экспорте России до сих пор доминирует сырьевая направленность?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. В чем состоят основные проблемы внешнеэкономической деятельности и как их можно решить?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Категория: Разработки уроков | Добавил: violetta90
Просмотров: 482 | Загрузок: 27 | Рейтинг: 1.0/4
Всего комментариев: 0
avatar