Меню Федеральное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » »

Компоненты консьюмеризма на уроках по дисциплине «Документационное обеспечение управления»

Поделитесь с коллегами
Данилова Е.А., преподаватель
ФГОУ СПО «Беловский политехнический колледж»
Современный рынок предлагает огромное количество товаров и услуг и поток этот нескончаем. Одной из характерных черт консьюмеризма последних лет является увеличение объемов потребления каждым участником рынка потребления. С ранних лет дети становятся полноправными участниками процесса купли-продажи. Очень часто дети и подростки не готовы к этим отношениям, так как не обладают достаточными знаниями для защиты своих прав. Поэтому необходимо учить, какие права есть у покупателей и как их отстаивать.
Консьюмеризм - организованное движение защиты интересов и прав потребителей, связанное с обеспечением физической безопасности потребителей, защитой их экономических интересов, борьбой с выпуском недоброкачественной продукции, недобросовестной конкуренцией и т.д.
Консьюмери́зм, консумеризм, консюмеризм (англ. Consumerism от consumer — потребитель) — движение граждан или государственных организаций за расширение прав потребителей и усиление их воздействия на продавцов и производителей, обеспечение качества потребительских товаров (услуг) и честной рекламы.
Консьюмеризм – организованное движение потребителей за расширение и защиту своих прав, а также усиление воздействия потребителя на производителей и торговцев.
Мы будем рассматривать консьюмеризм в последнем значении.
Уже давно в странах с развитой рыночной экономикой потребители выступают на рынке как организованная масса. Это заставляет товаропроизводителей и торговцев учитывать права потребителей. Обман, низкое качество товаров, невнимание к претензиям рассматриваются как попрание законных прав потребителей.
Консьюмеризм в таком смысле возник в середине 60-х годов. Его теоретики рассматривают движение потребителей как продукт экономической эволюции, как переход от экономики производителей к экономике потребителей, от рынка продавца к рынку покупателя.
В современной России движение потребителей в защиту своих прав приобретает все более широкое развитие. Активно используются реклама, консультации потребителей, независимые экспертизы товаров, судебные иски по некачественным товарам, просветительская работа по воспитанию потребителей, культуре потребления.
Впервые права потребителей были сформулированы в 1961 году в США. В настоящее время в мировой практике основными считаются семь прав потребителей:
1 Право выбирать товар для удовлетворения своих основных потребностей в условиях достаточного разнообразия предложений по конкретным ценам и при ограничении какого-либо монопольного воздействия на потребителя
2 Право на безопасность товаров и их функционирование в точном соответствии с предложением продавца (производителя)
3 Право на информированность о наиболее важных свойствах товаров, способах продажи, гарантиях и т.п., помогающее потребителю сделать разумный выбор или принять решение
4 Право на защиту от недоброкачественных товаров и возмещение ущерба, связанного с их использованием
5 Право быть выслушанным и получить поддержку при защите своих интересов от государственных и общественных органов
6 Право на получение потребительского просвещения, приобретение всесторонних знаний и навыков, облегчающих потребителю принятие решения
7 Право на здоровую окружающую среду, не представляющую угрозы достойной и здоровой жизни нынешнего и грядущего поколений.
Защита основных прав потребителей в нашей стране обеспечивается Законом «О защите прав потребителей».
К сожалению, товар не всегда обладает теми качественными характеристиками, о которых рассказывает продавец, производитель товара и на которые рассчитывает потребитель при покупке. Это заставляет потребителей искать законные методы воздействия на недобросовестных производителей товаров и услуг.
В Законе «О защите прав потребителей» написано, что потребитель имеет право при покупке товара знать его производителя, стандарт качества и перечень основных потребительских свойств, а продавец и изготовитель обязаны обеспечивать всю требуемую информацию. Предоставление неполной или недостоверной информации может повлечь за собой материальную ответственность продавца за вред, причиненный здоровью покупателя.
Требования об исправлении недостатков могут быть предъявлены в пределах гарантийных сроков, а если они не установлены, то в течение шести месяцев; для недвижимого имущества – не позднее двух лет со дня передачи товара потребителю.
Права потребителя защищают:
1. суд;
2. государственные органы в центре и на местах;
3. общественные организации потребителей
У потребителей есть не только права, но и обязанности защищать самих себя, не перепоручая этого никому другому. Потребитель, считающий, что с ним обошлись недобросовестно, может восстановить справедливость несколькими способами, в том числе обратиться с письмом к президенту фирмы или в средства массовой информации, обратиться в органы федерального правительства, подать иск в суд.
На уроках по «Документационному обеспечению управления» студенты учатся составлять претензию и исковое заявление в суд.
Сначала подробно изучается порядок работы с данными документами. Затем правила составления и оформления, а также состав реквизитов, из которых состоят данные документы. Затем студенты пробуют составлять претензию и исковое заявление. Разбираются вопросы, связанные с юридической силой данных документов.
Во время изучения данной темы проигрываются реальные ситуации, или те, в которых участвовали студенты и их родители, если ребята приводят реальные ситуации, сравнивается поведение их в таких ситуациях и поведение грамотного покупателя.
Работа по данной теме формирует у студентов навыки по отстаиванию своих прав, грамотность при осуществлении сделки купли-продажи. Оценивается роль документации в реальной жизни современного человека, когда порой каждая бумажка (документ) может сыграть определенную роль.
Литература
1 Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»
2 Барышев А.Ф. Маркетинг: учебник. //[Текст] А.Ф.Барышев. – М.:Издательский центр «Академия», Мастерство, 2002. – 208 с.
3 Котлер, Ф. Основы маркетинга //[Текст] Ф.Котлер. – Прогресс, 2004. – 684 с.
4 Делопроизводство (организация и технология документационного обеспечения управления). Учебник для ВУЗов под ред. Т.В.Кузнецовой. - М: ЮНИТИДАНА, 2008- 178 с.
5 Райзберг, Б. А., Лозовский, Л. Ш., Стародубцева, Е. Б.Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. //[Текст] Б. А.Райзберг, Л. Ш.Лозовский, Е. Б.Стародубцева,— М.: ИНФРА-М,2007. — 495 с.
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar