- 6 Загрузок
- 4287 Просмотров
- Обсудить
- Добавлено: 20.06.2020 в 13:10
- Категория: Контрольно оценочные средства
- Добавил: Taty
Автор: Ваничкина Татьяна Владимировна - Email автора: tatiana030876@mail.ru
Поделитесь с коллегами
ОГАПОУ "Старооскольский индустриально-технологический техникум"
В настоящее время актуальными становятся требования к личным качествам современного студента - умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материа¬ла, быть творческой личностью. Ориентация учебного процесса на само¬развивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учета индивидуально-личностных особенностей обучаемых, предостав¬ления им права выбора путей и способов учения. Появляется новая цель образовательного процесса - воспитание компетентной личности, ориен¬тированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкрет¬ной ситуации.
Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятель¬ной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимули¬рование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.
Внедрение в практику учебных программ с повышенной долей са¬мостоятельной работы активно способствует модернизации учебного процесса.
1. Функции, цели и виды самостоятельной работы студентов
Необходимость организации со студентами разнообразной самостоя¬тельной деятельности определяется тем, что удается разрешить противоре¬чие между трансляцией знаний и их усвоением во взаимосвязи теории и практики.
Самостоятельная работа выполняет ряд функций, к которым относятся:
• Развивающая (повышение культуры умственного труда, приобще¬ние к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуаль¬ных способностей студентов);
• Информационно-обучающая (учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях, неподкрепленная самостоятельной работой, становится малорезультативной);
• Ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается профессиональное ускорение);
• Воспитывающая (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста);
• Исследовательская (новый уровень профессионально-творческого мышления).
В основе самостоятельной работы студентов лежат принципы: само-стоятельности, развивающе-творческой направленности, целевого плани¬рования, личностно-деятельностного подхода.
Самостоятельная работа студентов проводиться с целью:
— систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
— углубления и расширения теоретических знаний;
— формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
— развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
— формирования самостоятельности мышления, способностей к са-моразвитию, самосовершенствованию и самореализации;
— развития исследовательских умений.
Для достижения указанной цели студенты на основе плана самостоя¬тельной работы должны решать следующие задачи:
— изучить рекомендуемые литературные источники;
— изучить основные понятия, представленные в глоссарии;
— ответить на контрольные вопросы;
— решить предложенные задачи, кейсы, ситуации;
— выполнить контрольные и курсовые работы.
Работа студентов в основном складывается из следующих элементов:
1. Изучение и усвоение в соответствии с учебным планом программ¬ного материала по всем учебным дисциплинам;
2. Выполнение письменных контрольных и курсовых работ;
3. Подготовка и сдача зачетов, курсовых работ, итоговых экзаменов;
4. Написание и защита дипломной работы.
Самостоятельная работа включает такие формы работы, как:
• индивидуальное занятие (домашние занятия) - важный элемент в
работе студента по расширению и закреплению знаний;
• конспектирование лекций;
• получение консультаций для разъяснений по вопросам изучаемой
дисциплины;
• подготовка ответов на вопросы тестов;
• подготовка к экзамену;
• подготовка к занятиям, проводимым с использованием активных
форм обучения («Круглые столы», деловые игры, конференции);
• выполнение контрольных, курсовых и дипломных работ;
• подготовка научных докладов, рефератов, эссе;
• анализ деловых ситуаций (мини кейсов) и др.
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно рабочей про¬граммы учебной дисциплины. Распределение объема времени на внеауди¬торную самостоятельную работу в режиме дня студента не регламентиру¬ется расписанием.
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содер¬жание и характер могут иметь вариативный и дифференциальный харак¬тер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины, инди¬видуальные особенности студента.
Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:
Для овладения знаниями:
• чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литера¬
туры);
• составление плана текста;
• графическое изображение структуры текста;
• конспектирование текста;
• выписки из текста;
• работа со словарями и справочниками;
• ознакомление с нормативными документами;
• исследовательская работа;
• использование аудио- и видеозаписи;
• работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet;
Для закрепления и систематизации знаний:
• работа с конспектом лекции (обработка текста);
• повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточ¬
ника, дополнительной литературы, аудио-видеозаписей);
• составление плана и тезисов ответа;
• составление альбомов, схем, таблиц, ребусов, кроссвордов для
систематизации учебного материала; изучение нормативных доку¬
ментов;
• выполнение тестовых заданий;
• ответы на контрольные вопросы;
• аннотирование, реферирование, рецензирование текста;
• написание эссе, писем-размышлений, сочинений;
• подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов;
• составление глоссария, кроссворда или библиографии по конкрет¬ной теме;
• работа с компьютерными программами;
• подготовка к сдаче экзамена;
Для формирования умений:
• решение задач и упражнений по образцу;
• решение вариативных задач и упражнений;
• выполнение чертежей, схем;
• выполнение расчетно-графических работ;
• решение ситуационных производственных (профессиональных) за¬дач;
• подготовка к деловым играм;
• участие в научных и практических конференциях;
• выпуск газеты, телепередачи, организация выставки;
• проектирование и моделирование разных видов и компонентов
профессиональной деятельности;
• создание проспектов, проектов, моделей;
• составление памяток, рекомендаций, советов, кодексов;
• экспериментальная работа, участие в НИР;
• рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием
аудио- видеотехники и компьютерных расчетных программ и электронных практикумов;
• подготовка курсовых и дипломных работ;
Правильная организация самостоятельных учебных занятий, их сис¬тематичность, целесообразное планирование рабочего времени позволяет привить студентам умения и навыки в овладении, изучении, усвоении и систематизации приобретаемых знаний в процессе обучения, обеспечивать высокий уровень успеваемости в период обучения, привить навыки повы¬шения профессионального уровня в течении всей трудовой деятельности.
Похожие материалы
Поделитесь своим мнением с остальными.