Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Профессиональное
Образование
России и СНГ
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » 2019 » Ноябрь » 28

Так ли уж необходимо высшее образование вашему ребенку?

Скворцов Олег Владимирович,
к.э.н., доцент Политехнического университета

Выскажу свое собственное мнение. Как отец трех детей (двое старших - уже имеют высшее, и успешно руководят собственными бизнесами, последний - и сейчас учится). Без сомнения – нужно, но в только трех случаях. Первое, если ваш ребенок с удовольствием учится в школе (неважно, отлично или нет), выполняет все «домашки» самостоятельно, ходит с энтузиазмом на факультативы и к репетитору. Учебой в вузе мы не только продлим ему детство, но и что важнее - продолжим развитие его мозга, ещё способного к развитию. После 40-ка лет мозг уже не развивается. Так сказать, глобальная закладка его жизненного успеха в будущем. Не забываем, что познание таких дисциплин как философия, высшая математика, логика - развивают личность студента и формируют из него интеллектуала. Кем бы он не стал впоследствии, он смотрит на мир иными глазами, оценивает события глобальнее. И, между прочим, возможности взлета по социальному лифту в другой уровень жизни у него увеличиваются многократно. Всего лишь по причине – с ним комфортно и интересно общаться. Даже анекдоты у каменщиков одни, а у юристов другие. Только ради мысли об этой возможности можно и нужно «затягивать пояса», работать на двух работах. Ведь образование почти всё платное. Откровенно говоря, и не ожидая встречной благодарности.

Ну, а если у ребенка «золотые руки» или спортивные достижения, то он вполне будет успешен и без высшего образования. Яркий пример, моего старшего сына – он уже на третьем курсе, обладая прекрасными навыками сборки компьютеров, позволяющими самостоятельно зарабатывать, решил «досрочно» закончить институт. Собственно говоря, «вымученный» диплом радиоакадемии и так и пылится в шкафу. Любое высшее образование, особенно техническое требует многочасовых занятий по сложным математическим и техническим дисциплинам. Не всем это по силам. Они сильны в другом. Правильнее было бы ему, закончить техникум электроники за три года, а не тянуть «резину» все 5.
Второе условие, если по вашему наставлению ребенок «собирается» работать на госслужбе. Туда - без диплома магистра не примут, даже при наличии высокопоставленного «дяди». Поэтому, только при условии если он у вас есть, то действительно, нужно вкладываться в высшее образование вашего «чадо». Целых 6 лет кормить, поить и одевать, а затем ещё лет 5, после окончания вуза. Почему так долго? Да потому, что первоначальные оклады, на которых начинают работать, например начинающие налоговики, равны 12 тыс. руб. Итак, годика 3. Лишь только потом пойдут премии и преференции.
Ну и третье важное условие, это ваше огромное желание вытолкнуть своего ребенка на иную, более высокую орбиту жизни в столице. При этом вы зарядились и свыклись с ОЧЕНЬ высокими финансовыми затратами. Обучение в вузах первой категории (МГУ, ВЭШ, ФУ и т.д.) обеспечит не только высокий уровень преподавания, но и позволит во время студенческих лет приобрести друзей из более обеспеченных социальных групп. Наконец, удачно выйти замуж или жениться. А чем не вариант?

Большинство вузов готовят студентов по специальностям, по которым найти хорошо оплачиваемую работу весьма проблематично, так как они не имеют реального применения в жизни. Поэтому, прежде чем отправлять своего ребенка в вуз, подумайте вместе с ним, что он будет делать потом, когда на руках у него будет диплом о высшем образовании — куда пойдет работать, какая зарплата его ожидает, перспективы карьерного роста и т.п. Стоит ли тратиться на обучение, особенно если оно платное.

Поступление в вуз как «бегство от армии» - то же не лучшее решение. Потому, что через четыре года эта проблема снова встанет перед юношей. Причин «косить» по болезни не появятся по причине того, что после окончания это будет уже юнец-школьник, а подготовленный физической культурой института мужчина (все 4 года физкультура в расписании). А вот, психологически будет трудно вливаться в строгую канву порядка армии, ведь познав все прелести студенческой свободной жизни. Вот и появляются намерения «уклониста», а это уже уголовная статья, простите. Так, что если ваш сын здоров – лучшее решение вначале отдать гражданский долг в армии, это вовсе недолго (год), а затем определиться с профессией. Вполне возможно, что впоследствии юноша захочет связать свою судьбу с профессиональной армией. Высокая зарплата, гарантии в обеспечении жильем, ранний выход на пенсию – неплохая мечта. Я и сам когда-то подростком мечтал о профессии воина-ракетчика, как мой дядя. Лишь проблемы по здоровью (близорукость) остудили эту мечту.

Многие родители, как и большинство работодателей до сих пор путаются в понятиях, что означает «бакалавриат» и «магистратура». Хотя собственно на эту двухступенчатую Болонскую систему высшего образования Россия перешла ещё 10 лет назад. Сами по себе бакалавр и магистр — это степени (как ступени ракеты) образования, которое получает студент. На бакалавра ему придется учиться 4 года, а на магистра — шесть лет. Проведем сравнение с существовавшей ранее классификацией образования: бакалавриат — это техникум, а магистратура — институт. Теперь все называется иначе, должности те же. К примеру, бакалавр — это среднее звено работников, может приступить к работе в должности мастера участка, старшего смены, то магистр может претендовать на начальника цеха, отдела, так сказать высшее звено управленцев. Напомним, что раньше, если студент после окончания техникума продолжал обучение по этой же специальности, то его брали сразу на 3-й курс института, так сказать он перескочил через две ступеньки.
Ряд специальностей сразу подразумевает 6-ти летнее обучение, т.е. полноценное высшее образование сразу, без этапов. Например, инженер-строитель уникальных зданий и сооружений в Политехническом университете.

Что же такое колледж? На данный момент колледж можно приравнять… к профтехучилищу времен СССР, а не к техникуму, как многие думают.

Объясню почему. Сегодняшняя система образования построена таким образом, что попасть в 10-й класс может только школьник, сдавший обязательные ГИА на 4 и 5, при условии, что по остальным предметам у него тоже за 9-й класс не будет в аттестате троек. Поскольку получение полного среднего образования — это обязательное условие, то все «троечники» после 9-го класса попросту ОБЯЗАНЫ поступить в колледж и завершить там свое среднее образование, а заодно получить специальность. Парня даже в армию не призовут без полного среднего образования. В ином варианте он вынужден пойти работать на производство и получать среднее образование в вечерней школе.
Колледж в наши дни - это ПТУ времен СССР.

Теперь разберемся, кто сейчас может поступить в вуз (то есть получить высшее образование). Во-первых, это школьники, закончившие 11-й класс и сдавшие ЕГЭ на положительные оценки, причем от суммы баллов будет зависеть, в какой ВУЗ их возьмут, на какую специальность и будет ли обучение бесплатным или платным. Во-вторых, это те, кто закончил колледж (поступив в него на базе 9-ти классов) и СДАЛ ЕГЭ или внутренние вступительные экзамены в ВУЗе (при продолжении обучения по своему профилю).

Повторимся, что по завершении обучения в колледже в настоящее время выпускнику выдадут только ДИПЛОМ. А диплом не является документом для автоматического поступления в ВУЗ. Поэтому выпускник колледжа должен подать в Управление образования заявку и записаться на сдачу ЕГЭ (сделать это можно только на последнем году обучения в колледже), если результаты ЕГЭ нужны ему для поступления в ВУЗ не по профилю своего первоначального обучения. В колледже по программе к сдаче ЕГЭ никого готовить не будут. Хочешь сдавать ЕГЭ — занимайся самостоятельно, а потом также самостоятельно сдавай его на тех же условиях, что и школьники, заканчивающие 11-й класс.
Не будем прятаться от себя - если ребенок после 9-го класса уходит в колледж по причине того что он учился на тройки в школе, то вероятность поступления в вуз очень мала. Весьма маловероятно, что он перестроит свое мировоззрение и будет специально готовиться к поступлению в ВУЗ и к экзаменам.

Впрочем, и здесь есть исключения из правил. Так если колледж является структурным подразделением вуза. Например, в нашем вузе (Политехнический институт) есть четыре отделения СПО. Выпускников могут принять для получения высшего образования автоматически (на основании диплома). Уточнить этот вопрос следует сразу при поступлении в колледж, чтобы потом не оказаться перед необходимостью сдавать еще и ЕГЭ.
Второй удобный вариант – поступление в вуз на ту же самую специальность, по которой окончен колледж. В этом случае возможно ускоренное обучение по программе бакалавра. Многие вузы применяют эту практику, как в нашем Политехническом университете – бухгалтера получают высшее образование после техникумов торговли за два-три года.

В завершение нашего экскурса отметим, что всё больше и больше завоевывает популярность комбинированный вариант получения высшего образования: модель трехступенчатого обучения «колледж – бакалавр заочно – магистратура». Ведь после колледжа, на руках всего через три года, а не через четыре или шесть лет, будет диплом и профессия, которая точно сможет прокормить. Вдобавок, в колледже первые два года изучают лишь необходимые для профессии дисциплины, а биологию, географию, химию «штурмуют» в средней школе их сверстники, сами того не понимая зачем и пригодится ли она им в жизни.

Почти все колледжи финансируются государством, поэтому для родителей в большинстве своем – бесплатны. В некоторых, даже стипендию выплачивают. Небольшую сумму конечно, но на кино и мороженное хватит.
В некоторых колледжах выплачивают стипендии.
Полученный диплом колледжа позволит учиться в вузе по своей специальности без сдачи ЕГЭ, всего лишь сдав внутренний вузовский экзамен.

Вместе с тем отметим, что опытные рабочие в любой отрасли всегда заработают в 2-3 раза больше, чем тот же клерк или архитектор, сидящий в государственной конторе или в маленькой фирме в небольшом городке. Чем не мотивация остановиться в гонке за образованием? Тем более современные машины и оборудование сплошь и рядом компьютеризированы, и работа на них не так уж тяжела: огромные экскаваторы управляются движением джойстика – это уже веление времени.

Пожалуй, самой важной причиной популярности этой модели получения образования является тот факт, что успешно (на высокие баллы) сдать ЕГЭ становится всё труднее и дороже (стоимость услуг репетиторов всё возрастает и возрастает). С малым количеством баллов не берут даже в периферийные вузы, например в наш, по предметам ЕГЭ должно быть менее 34 баллов. Многие мои знакомые педагоги своих детей настраивают учиться по этому варианту.
Выбор за Вами!
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar