Меню Международный номер издания ISSN: 2409-4455
Профессиональное Образование России и СНГ
Современно Перспективно Оперативно
80-лет Профтехобразованию
Назад » » 2020 » Июль » 6

"Билет в будущее": Старт нового цикла проекта по ранней профессиональной ориентации

Об итогах проекта 2019 года, особенностях нового цикла, онлайн-диагностике и условиях участия расскажут первый заместитель министра просвещения РФ Дмитрий Глушко, генеральный директор "Союза Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)" Роберт Уразов, руководитель проекта "Билет в будущее" Евгения Кожевникова, вице-президент по управлению персоналом и организационному развитию "Р-Фарм" Иван Семенов, заместитель председателя правительства Самарской области Александр Фетисов и министр образования и науки республики Саха (Якутия) Михаил Сивцев.

"Билет в будущее" – проект по ранней профессиональной ориентации школьников 6-11 классов. Он входит в паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование". В 2020 году свой "Билет в будущее" получат школьники 78 регионов России, присоединившихся к проекту.

Мероприятие пройдет в онлайн-формате. Представители СМИ могут принять участие в пресс-конференции дистанционно при предварительной аккредитации. Для этого необходимо при регистрации указать личный мобильный номер с установленным приложением WhatsApp.

Форма аккредитации https://forms.gle/7VxttQBFAgF3bwZL9
Ссылка на прямую трансляцию: https://tass.ru/press/10445

Союз «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия)» запускает третий цикл проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 6-11-х классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее». В 2020 году свой «Билет в будущее» получат школьники 78 регионов России, присоединившихся к проекту.

«Билет в будущее» реализуется в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», закрепившего профориентацию школьников в числе приоритетных задач государства.

Основная цель проекта «Билет в будущее» - создание жизнеспособного механизма, побуждающего подростков к осознанному выбору профессиональной траектории, и обеспечение всего спектра мероприятий, предоставляющих условия для такого выбора.

Многочисленные исследования и итоги первых двух циклов «Билета в будущее» выявили ключевую проблему профориентации школьников: не более 15% старшеклассников оказались способны осознанно выбрать направление своей профессиональной самореализации. Выяснилось, что подросткам остро необходима помощь специалистов: больше всего они ощущают потребность в актуальной информации о наиболее востребованных профессиях и навыках, а лучше всего её воспринимают от непосредственных носителей знаний и компетенций - наставников. Закрепить полученную информацию школьникам помогают пробы в конкретных профессиях, во время которых они получают возможность погрузиться в практическую деятельность под руководством наставника.

Этапы проекта «Билет в будущее» органично сочетают в себе эти условия и предоставляют российским школьникам возможность пройти весь цикл осознанного формирования профессиональной траектории.

Проект состоит из трех этапов:
1. онлайн-диагностики,
2. практических мероприятий,
3. индивидуальных рекомендаций.

Первый этап – базовый: подростки проходят профориентационную онлайн-диагностику, которая в целом определяет персональный уровень самосознания и стадию готовности к выбору будущей специальности. Кроме того, диагностическая процедура выявляет сферу профессиональных интересов школьника, его знания и представления о конкретных компетенциях в разных профессиях. Ещё один параметр профдиагностики – измерение степени владения подростком ключевыми «гибкими навыками» (такими как память, внимание, пространственное мышление, коммуникативность и т.п.).

Итогом прохождения первого этапа становится повышение уровня осознания школьником необходимости сделать выбор в пользу того или иного направления профессионального развития, а также изучение собственных интересов и ресурсов. На этом этапе начинает формироваться «информационный след» подростка, который в перспективе прохождения всех этапов проекта «Билет в будущее» обретёт форму «информационного портфолио».

Весь процесс профориентационной диагностики проводится в онлайн-формате на электронном ресурсе (платформе), который является ключевым элементом проекта «Билет в будущее» и позволяет постепенно, этап за этапом, заполнять и обновлять параметры информационного портфолио школьника.

Платформа «Билет в будущее» - электронный ресурс Проекта https://bilet.worldskills.ru/ и многофункциональная информационная система в сети Интернет, обеспечивающая доступ и одновременную работу до 1 миллиона пользователей. Платформа была разработана и эксплуатируется в соответствии с требованиями 152-ФЗ «О персональных данных».

Основной функционал платформы предоставляет школьникам возможность пройти онлайн-диагностику, выбрать площадку для прохождения профессиональных проб и ознакомиться с индивидуальными рекомендациями в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями.

За ввод персональных данных подростков в систему отвечают родители (законные представители), которые могут создать собственные кабинеты на платформе для мониторинга движения ребенка по Проекту и проведения дальнейшей рефлексии. Свои форматы кабинетов получили на платформе региональные операторы, а также площадки профориентационных мероприятий, наставники и другие участники проекта.

Начиная с 2019 года на платформе размещаются образовательные материалы для участников проекта, включая онлайн-курсы. Важным аспектом развития платформы стала интеграция с действующими федеральными и региональными информационными системами, связанными с профориентацией школьников, дополнительным образованием, работой с талантами и т.п.

Второй этап проекта «Билет в будущее» представляет собой серию практических мероприятий, которые проводятся в очном и онлайн форматах. Итоги прохождения этого этапа расширяют картину мира профессий для школьника и позволяют ему лучше понять самого себя через призму своих интересов, способностей и ограничений в дискурсивном поле тех или иных профессий. На этом этапе подросток уже начинает выделять интересные ему сферы для профессиональной самореализации, а его цифровое портфолио пополняется итогами прохождения профессиональных проб.

Третий этап подводит итоги предыдущих: каждый школьник – участник проекта получает индивидуальные рекомендации по построению образовательной траектории. Сохранение цифрового следа всех пройденных диагностик, полученного участниками опыта профессиональных проб и обратной связи с наставниками позволяет собрать надежную основу для выработки системы рекомендаций как персонального инструмента выбора. По итогам этого этапа информационное портфолио школьника обретает форму целеустремленного персонального проекта, в продвижении которого принимают участие сам подросток, система образования и наставники-практики.

В общем контексте реализации проекта «Билет в будущее» параллельно развиваются институты наставников, для которых предусмотрены отдельные системы подготовки. Таким образом формируется и пополняется кадровый ресурс, обладающий необходимыми компетенциями для решения задач проекта.

Кроме того, профориентация и построение молодым человеком своего профессионального пути связаны не только с его личной успешной самореализацией, но и с вкладом будущего профессионала в экономическое развитие региона и страны в целом. В этой связи проект «Билет в будущее» предоставляет линейку сервисов по повышению качества и связности инструментов профориентации разных уровней. Фактически, проект ведёт учёт, с одной стороны - специфики региона и особенностей региональной экономики, а с другой – ключевых направлений развития профессий, появления перспективных, в том числе цифровых специальностей и компетенций. Таким образом, «Билет в будущее» интегрирует в содержание своих программ и мероприятий актуальные потребности экономики как регионов, так и отдельных отраслей. Еще одно направление развития проекта - интеграция с действующими системными профориентационными программами как отдельных регионов, так и корпораций.

История проекта «Билет в будущее» началась в 2018 году, когда в пилотном запуске приняли участие более 100 тыс. школьников из 34 регионов страны.

В 2019 году к проекту подключились уже 63 субъекта; 36 из них стали победителями конкурсного отбора и получили доступ к широкой линейке практикумов проекта. Не прошедшие отбор 27 регионов воспользовались возможностями проекта в тестовом режиме - с правом организовать на своей территории регистрацию участников на платформе «Билет в будущее» для профориентационного тестирования и провести практические мероприятия.

В прошлом году:
• весь цикл проекта (в 3 этапа) завершили более 280 тыс. российских подростков;
• процесс тестирования полностью прошли более полумиллиона подростков;
• к концу 2019 года на платформе «Билета в будущее» зарегистрировались 1, 2 миллиона пользователей.
• В шести регионах России были проведены масштабные профориентационные мероприятия в формате «Фестиваля профессий», в которых приняли участие более 37 тысяч школьников.

«Билет в будущее» - 2020

В 2020 году в мероприятиях проекта участвуют уже 78 регионов 8 федеральных округов. В этом году «Билет в будущее» вводит ряд новаций.

Свободный вход на электронный ресурс означает, что зарегистрироваться и создать личные кабинеты на платформе смогут не только подростки, но и их родители, для которых проект подготовил отдельные программы обучения в формате онлайн-курсов.
Часть профориентационных мероприятий перейдет в онлайн-формат – это нововведение обусловлено заботой об участниках проекта и обеспечивает профилактику распространения коронавирусной инфекции. При этом в ряде регионов состоятся и отдельные запланированные очные мероприятия, которые будут сопровождаться особыми мерами безопасности.

«Билет в будущее»-2020 стартует в регионах России в июле.
Итоги реализации проекта подведут в ноябре.

Контакт для справок: Ольга Малючкова, o.malyuchkova@agt-agency..ru, +7-906-716-43-93
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar