Меню Международный номер издания ISSN: 2409-4455
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » 2020 » Ноябрь » 9

«Учитель на замену»: как молодые педагоги приходят на помощь школам в пандемию

Найти замену учителю из группы риска и временно отсутствующему по болезни педагогу больше не проблема. Директора школ могут воспользоваться сервисом «Учитель на замену» и в течение трех часов найти педагога.

Даже пандемия коронавирусной инфекции не может остановить учебный процесс в столице. Ребята продолжают получать знания: учащиеся средних и старших классов — удаленно, а ученики с первого по пятый класс — в школах.

Однако некоторым педагогам — старше 65 лет или с хроническими заболеваниями — сейчас лучше оставаться дома. В Москве около 1,3 тысячи учителей находятся в группе риска. Для их безопасности в столице возобновил работу сервис «Учитель на замену». С его помощью можно найти замену педагогу среди студентов педагогических вузов, учителей или специалистов из учреждений дополнительного образования.

Удобно ли пользоваться сервисом, с какими трудностями сталкиваются педагоги и как это отражается на обучении школьников — в материале mos.ru.

Как сервис себя оправдал

Сервис «Учитель на замену» начали разрабатывать еще в 2019-м. В прошлом году школы им пользовались во время роста заболеваемости ОРВИ. Спустя год проект доработали, с октября 2020-го им воспользовалось уже 114 школ.

По словам директора школы № 1539 Виталия Карагашкина, пользоваться сервисом оказалось удобно. Для входа на сайт директор школы использует адрес своей официальной электронной почты. При заполнении заявки трудностей не возникло, сам интерфейс оказался тоже понятным.

В школе № 1539 требовалось найти всего одну замену — преподавателя биологии. Процедура подбора проходит в течение трех часов. Это время использует оператор, чтобы найти подходящие кандидатуры в базе данных проекта.

«Нам ответили в течение 30 минут с предложением кандидатуры для замены педагога. Приятно, что сервис себя оправдал. Я прекрасно понимаю, что предмет биология довольно специфический, не так много людей его преподают. И объем нагрузки педагога, вместо которого нужно было выйти, довольно серьезный»
Виталий Карагашкин, директор школы № 1539


В школе начал работать педагог дополнительного образования Кирилл Гаврилин. В первой половине дня он трудится здесь, а после обеда ведет дистанционные занятия в Московском детско-юношеском центре экологии, краеведения и туризма.

«Сейчас сложная ситуация в связи с эпидемией, многие учителя действительно не могут вести занятия в школах. Поэтому я и мои коллеги из центра экологии, краеведения и туризма решили, что нужно поддержать педагогов», — поделился Кирилл Гаврилин.

Преподаватель ведет очно занятия у пятых классов, дистанционно — в шестых — 11-х. С учениками быстро нашел контакт, ребята уже привыкают к новому учителю. По словам Кирилла Гаврилина, это важный опыт для него как для специалиста.

«Вижу, чем живет современная школа, могу это как-то экстраполировать на свои занятия в системе дополнительного образования. Понимаю, что мне нужно давать на дополнительных занятиях, не повторяясь с основной программой. Плюс, конечно, навыки работы с информационными системами, электронным журналом, в целом с “Московской электронной школой”. Участие в проекте “Учитель на замену” дает полезные возможности для профессионального роста и получения нового опыта»
Кирилл Гаврилин, педагог дополнительного образования


Оценить работу педагога могут не только ученики. В сервисе «Учитель на замену» есть обратная связь. Директора школ могут поставить оценку заменяющему учителю и в целом качеству работы сервиса.

«Мы были удивлены, насколько специалист качественно подготовлен. Он только недавно окончил педагогический университет. Для него “Московская электронная школа” не стала каким-то препятствием. Я лично посетил урок в пятом классе. Педагог в первый день работы использовал ресурсы “МЭШ”. Он не только берет готовые материалы из библиотеки, но и дорабатывает их сам. Это о многом говорит», — добавил Виталий Карагашкин.

Как школы заботятся о педагогах

В проекте работают 433 студента педагогических вузов и педагогов дополнительного образования. Студенты выступают в роли ассистентов, они выходят в школы и помогают вести уроки основным педагогам, которые находятся дома и преподают дистанционно.

Нина Мусатова, учитель начальных классов, работает в школе № 1253. Ей 69 лет, из них более 40 лет она трудится в общеобразовательном учреждении. Сейчас учитель ведет второй класс.

«Сначала я боялась доверить детей чужому человеку. Но на данный момент это уже необходимость. Как еще по-другому помочь детям учиться? И конечно, приятна забота о моей безопасности, рада, что мне дали возможность остаться дома»
Нина Мусатова, учитель начальных классов в школе № 1253


Учитель проводит уроки в формате видеоконференции. При этом дети находятся в классе вместе с ассистентом. Нина Мусатова тщательно готовится к урокам, проводит диктанты, презентации, слушает ответы учеников.


С Ниной Мусатовой работает студентка педагогического колледжа № 10 Айгуль Юсипова. Она во время урока организует работу класса, иногда передает учителю ответы детей. Кроме того, ассистент проверяет некоторые задания, распечатывает при необходимости тестовые задания или контрольные работы. А непосредственно после видеоконференции Айгуль Юсипова обеспечивает самостоятельную работу детей.

«Я набираюсь опыта, когда нахожусь в классе вместо учителя. Помогаю, сотрудничаю, нахожу общий контакт с детьми. До этого у меня уже была практика в школе, но учителя были с нами, а сейчас я одна в классе. Конечно, с учителем мы на связи, он помогает, если возникают какие-то вопросы. Родители учеников тоже отнеслись хорошо, они понимают, что учитель находится дома для безопасности»
Айгуль Юсипова, студентка педагогического колледжа № 10


По словам Нины Мусатовой, ассистент ее выручал, когда возникали сложности с техникой. Библиотекой «МЭШ» учитель пользуется уже давно, а видеоконференциями — только с этого года.

«Мне приятно, что я вижу детей, а они меня. Мы скучаем друг без друга и с удовольствием общаемся по видеосвязи. Дети доброжелательные, они спокойно отнеслись к новому человеку. Вообще это важно, что мы можем поберечь себя», — добавила Нина Мусатова.

Студенты последних курсов работают в школах в рамках педагогической практики. Модель такого обучения студентов будут развивать и дальше, в образовательных программах университетов намечены изменения.

«Колледж получил заявку, что нужен педагог. И меня отправили в эту школу. Я не ожидала, что практика будет именно такой. Но она мне дала больше опыта, чем обычная, в паре с учителем, который находится непосредственно в классе. Мне интересно работать с детьми, искать индивидуальный подход к каждому ребенку, смотреть на его особенности. С практикой я только укрепила свое желание работать по специальности», — добавила Айгуль Юсипова.


Чтобы стать заменяющим учителем, нужно разместить свое резюме на сайте проекта. В банк соискателей попадают только те кандидаты, которые успешно проходят независимую предметную диагностику в Московском центре качества образования. Она доступна дистанционно, результаты нужно добавить в электронную анкету соискателя. В базе «Учителя на замену» есть данные о 1356 кандидатах.

«Действительно нужный сервис, который позволяет школам не прерывать учебный процесс, детям получать качественное образование, а нам, педагогам дополнительного образования, повышать свою квалификацию», — сказал Кирилл Гаврилин.

Как продолжается обучение в пандемию

Столичное образование невозможно представить без «Московской электронной школы». А во время пандемии проект стал просто необходимым. Дистанционные занятия проводятся с помощью программы Microsoft Teams, которая интегрирована в «МЭШ». Преподаватели и школьники входят в «МЭШ» через электронный журнал и дневник на сайте mos.ru. Затем они находят нужный урок в своем расписании, кликают на него и попадают в виртуальный класс.

Такому формату школьников и педагогов научили во время осенних каникул. С ними провели более 85 тысяч тренировочных классных часов. Затем только за первую неделю дистанционного обучения к занятиям одновременно подключались более 600 тысяч пользователей. В среднем в день проводили 140 тысяч уроков.

«Спасибо всем городским ресурсам, которые сейчас реально помогают нам работать в довольно непростых условиях. Благодаря такой слаженности мы продолжаем успешно работать. Конечно, это непросто, но образовательный процесс не останавливается», — добавил Виталий Карагашкин.

В этом учебном году «Московская электронная школа» стала еще удобнее, в ней появились новые сервисы. Для учащихся и их родителей теперь доступен комплексный учебный план с расписанием занятий, описанием тем и материалов ко всем урокам на год вперед. Также школьники могут посещать занятия в формате видеоконференций, закреплять свои знания с помощью видеоуроков и проводить опыты при помощи новых виртуальных лабораторий в библиотеке «МЭШ».
Мы будем рады, если подпишитесь на наш канал Профобразование. Нам есть что обсудить и о чем поговорить!


Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar