
- 26.11.2020
- 2501 Просмотр
- Обсудить
Осенью этого года российская сборная завоевала пять золотых медалей, заняв первое место в неофициальном командном зачете на Международной олимпиаде по астрономии и астрофизике.
Об особенностях международной и всероссийской олимпиады школьников по астрономии и о том, как к ним подготовиться, рассказал Борис Эскин, старший преподаватель СПбГУ, руководитель российской сборной, член центральной предметно-методической комиссии по астрономии.
Оператором всероссийской олимпиады школьников в 2020 году является Академия «Просвещение», входящая в одноименную Группу компаний. Участие сборных команд в международной олимпиаде организует Российский университет дружбы народов.
– Борис Борисович, расскажите о международных интеллектуальных состязаниях по астрономии. Как вы оцениваете успехи наших сборных команд?
В Международной олимпиаде по астрономии и астрофизике принимают участие более 40 стран. В этом году она проводилась дистанционно, в ней участвовали 285 ребят. На международной олимпиаде наши ребята демонстрируют выдающиеся результаты, которые с каждым годом растут. В 2020 году был поставлен очередной рекорд. В нашу основную команду вошли пять человек, и все они получили золотые медали, заняв в рейтинге 2, 3, 4, 5 и 7 места. Это значит, что и дети у нас умные, и система подготовки работает успешно.
– Что представляют собой задания международной олимпиады?
Олимпиада состоит из трех туров – теоретического, обработки данных и наблюдательного. Теоретический тур – самый сложный и самый весомый, он дает 50% общего результата. Обработка данных – это элементы исследовательской деятельности, когда ребятам дают фотографии, графики, таблицы, их нужно обработать и получить результат. Наблюдательный тур обычно проходит на астрономических площадках или в планетариях: участникам нужно посмотреть в телескоп, найти на небе определенные объекты, провести измерения, определить координаты в том числе. В этом году все «наблюдения» проводились в онлайн-формате.
– В сентябре начался новый цикл всероссийской олимпиады школьников. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития олимпиады по астрономии в нашей стране?
Участие в олимпиаде интересно детям, и в этом залог его дальнейшего развития. Всероссийская олимпиада стимулирует возникновение в регионах астрономических кружков. Заключительный этап всероссийской олимпиады, в котором принимают участие ученики 9-11 классов (в редких случаях – 7 и 8 классов) – это большой спорт, но для достижений в большом спорте нужна физкультура, то есть школьный, муниципальный и региональный тур. В этом году мы хотим организовать отдельную олимпиаду регионального уровня для учеников 7-8 классов – по аналогии с олимпиадой Максвелла по физике и олимпиадой Эйлера по математике. Региональный этап олимпиады в последние годы проводят порядка 70-75 регионов, в остальных нужно больше заинтересованных преподавателей, а значит и детей, способных демонстрировать высокие результаты. Поэтому хотелось бы, чтобы во всероссийскую олимпиаду школьников по астрономии были вовлечены все регионы. И здесь, конечно, также важна заинтересованность региональных органов управления образованием.
– Насколько олимпиада по астрономии сегодня популярна среди школьников?
В целом по стране в олимпиаде участвуют порядка 40-50 тыс. школьников. Основные регионы, где интерес к олимпиаде особенно велик, – Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Белгородская область, Краснодарский край, Свердловская область. В последнее время о себе заявляют Калининградская, Томская, Омская, Иркутская и Новосибирская области.
– И напоследок, поделитесь, пожалуйста, что бы вы порекомендовали начинающему участнику олимпиады?
Главный совет – найти в интернете сайты российских астрономических олимпиад. Там размещены примеры заданий, с помощью которых можно попробовать свои силы. Также, на сайтах аналогичных олимпиад других стран (например, Италии, Болгарии и Польши) есть хорошие задачи. Участвовать можно не только во всероссийской олимпиаде школьников, но и в перечневых олимпиадах по астрономии, список которых есть на сайте Российского совета олимпиад школьников. В целом, информация об олимпиаде по астрономии (в отличие от многих других школьных предметов) не всегда на поверхности. Так что потенциальным участникам стоит проявлять инициативу, заранее узнавать об имеющихся возможностях.

Об особенностях международной и всероссийской олимпиады школьников по астрономии и о том, как к ним подготовиться, рассказал Борис Эскин, старший преподаватель СПбГУ, руководитель российской сборной, член центральной предметно-методической комиссии по астрономии.
Оператором всероссийской олимпиады школьников в 2020 году является Академия «Просвещение», входящая в одноименную Группу компаний. Участие сборных команд в международной олимпиаде организует Российский университет дружбы народов.
– Борис Борисович, расскажите о международных интеллектуальных состязаниях по астрономии. Как вы оцениваете успехи наших сборных команд?
В Международной олимпиаде по астрономии и астрофизике принимают участие более 40 стран. В этом году она проводилась дистанционно, в ней участвовали 285 ребят. На международной олимпиаде наши ребята демонстрируют выдающиеся результаты, которые с каждым годом растут. В 2020 году был поставлен очередной рекорд. В нашу основную команду вошли пять человек, и все они получили золотые медали, заняв в рейтинге 2, 3, 4, 5 и 7 места. Это значит, что и дети у нас умные, и система подготовки работает успешно.
– Что представляют собой задания международной олимпиады?
Олимпиада состоит из трех туров – теоретического, обработки данных и наблюдательного. Теоретический тур – самый сложный и самый весомый, он дает 50% общего результата. Обработка данных – это элементы исследовательской деятельности, когда ребятам дают фотографии, графики, таблицы, их нужно обработать и получить результат. Наблюдательный тур обычно проходит на астрономических площадках или в планетариях: участникам нужно посмотреть в телескоп, найти на небе определенные объекты, провести измерения, определить координаты в том числе. В этом году все «наблюдения» проводились в онлайн-формате.
– В сентябре начался новый цикл всероссийской олимпиады школьников. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития олимпиады по астрономии в нашей стране?
Участие в олимпиаде интересно детям, и в этом залог его дальнейшего развития. Всероссийская олимпиада стимулирует возникновение в регионах астрономических кружков. Заключительный этап всероссийской олимпиады, в котором принимают участие ученики 9-11 классов (в редких случаях – 7 и 8 классов) – это большой спорт, но для достижений в большом спорте нужна физкультура, то есть школьный, муниципальный и региональный тур. В этом году мы хотим организовать отдельную олимпиаду регионального уровня для учеников 7-8 классов – по аналогии с олимпиадой Максвелла по физике и олимпиадой Эйлера по математике. Региональный этап олимпиады в последние годы проводят порядка 70-75 регионов, в остальных нужно больше заинтересованных преподавателей, а значит и детей, способных демонстрировать высокие результаты. Поэтому хотелось бы, чтобы во всероссийскую олимпиаду школьников по астрономии были вовлечены все регионы. И здесь, конечно, также важна заинтересованность региональных органов управления образованием.
– Насколько олимпиада по астрономии сегодня популярна среди школьников?
В целом по стране в олимпиаде участвуют порядка 40-50 тыс. школьников. Основные регионы, где интерес к олимпиаде особенно велик, – Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Белгородская область, Краснодарский край, Свердловская область. В последнее время о себе заявляют Калининградская, Томская, Омская, Иркутская и Новосибирская области.
– И напоследок, поделитесь, пожалуйста, что бы вы порекомендовали начинающему участнику олимпиады?
Главный совет – найти в интернете сайты российских астрономических олимпиад. Там размещены примеры заданий, с помощью которых можно попробовать свои силы. Также, на сайтах аналогичных олимпиад других стран (например, Италии, Болгарии и Польши) есть хорошие задачи. Участвовать можно не только во всероссийской олимпиаде школьников, но и в перечневых олимпиадах по астрономии, список которых есть на сайте Российского совета олимпиад школьников. В целом, информация об олимпиаде по астрономии (в отличие от многих других школьных предметов) не всегда на поверхности. Так что потенциальным участникам стоит проявлять инициативу, заранее узнавать об имеющихся возможностях.
Пресс-служба Группы компаний «Просвещение»
Мы будем рады, если подпишитесь на наш канал Профобразование. Нам есть что обсудить и о чем поговорить!
Поделитесь с коллегами