- 03.04.2021
- 6468 Просмотров
- Обсудить
- Владимир Рудольфович, как давно вы лично работаете с Linux?
- Где-то с 2006 года.
- Что тогда, в 2006 году, подтолкнуло вас к этому выбору?
- Стало просто любопытно. С Windows я уже был достаточно давно знаком, а вот Linux как альтернативная система вызывала интерес и была установлена параллельно. А потом стала основной, хоть и не единственной операционной системой.
- А когда ваш вуз взял курс на “линуксизацию”?
- Это происходило в несколько этапов. Часть серверов изначально работала на Linux (это было ещё даже до того, как я пришёл сюда работать), затем появились и клиентские компьютеры (в 2009 году была большая закупка и часть из них, в целях экономии средств, была оснащена этой системой). Но тогда мы использовали не отечественные ОС на базе ядра Linux, а одну из его общемировых версий – Kubuntu.
- Она удовлетворяла вашим запросам, позволяла выполнять те задачи, которые перед вами стояли?
- Если говорить об учебных компьютерных классах, то да, вполне. Ранее у нас компьютерные классы были оснащены Windows 98 и Windows XP, мы там проводили работы с виртуальными практикумами, изучали различные атласы, проводили тестирование, преподавали медицинскую информатику. Задания по преподаваемым на компьютерах дисциплинах были переписаны с учетом особенностей новой системы.
- И всё-таки… Каков же был главный мотив перехода на Linux? Представляю себе – живут люди, горя не знают, работают на знакомой системе, а потом вдруг ррраз! – и решили её поменять на что-то незнакомое.
- В основном, мотивы были экономическими. В вузах финансирование постатейное, и в 2009 году выделили средства на приобретение основного оборудования – в основном, большого количества компьютеров. А вот на закупку ПО средств, увы, не было. И возникла дилемма – либо подождать, пока появятся деньги на Windows, либо попробовать перейти на какую-либо альтернативную и доступную систему. Часть машин ушла в компьютерный класс, где оказалась очень к месту российская ОС «Альт Образование» от компании «Базальт СПО». А вот в подразделениях она не прижилась, поэтому туда потом пришлось докупать и устанавливать Windows.
- Почему же она не прижилась?
- Основная проблема была не с самой системой, а с офисным пакетом. Open Office не позволял использовать полный набор шрифтов, некоторые буквы просто не пропечатывались, а уже имеющиеся документы нередко открывались искаженными. То есть было очень непросто работать с текстами, созданными ранее в офисном пакете Microsoft. Также было сложно привыкнуть к английским названиям функций в электронных таблицах и небогатым возможностям редактора презентаций. Поэтому пользователи саботировали переход на Linux и потребовали оставить им Windows со знакомым софтом.
- Эксперимент на том и закончился?
- Нет, мы сделали новую попытку перейти на российские ОС на базе Linux пару лет назад, когда всерьёз заговорили об импортозамещении, а также возникли сложности с приобретением лицензии на Windows. Плюс с нас потребовали выполнить дорожную карту по переводу компьютеров на отечественный софт, поэтому мы и закупили старые-добрые ОС «Альт Образование», которыми до сих пор пользуемся. В компьютерных классах они себя полностью оправдывают и всех устраивают. На самом деле, у нас есть два блока дисциплин. Часть из них лишь опосредованно связана с компьютерами, там дистрибутив «Альт Образование» – лишь инструмент для тестов, практикумов, атласов и так далее. В этой части программы, унаследованные из Windows, легко запускаются под российские операционные системы на базе Linux и могут быть доступны с гаджетов. В другом случае – это дисциплины «Информатика» и «Медицинская информатика», которые, сами понимаете, должны преподаваться, в основном, на компьютере. Там всё переведено на «Альт Образование», задания адаптированы под него.
- Я так понимаю, дистрибутив Linux ведь поставляется с комплектом программ?
- Да, хотя тут есть некоторые юридические нюансы. Дело в том, что большинство из многочисленных дистрибутив Linux можно свободно загрузить из Интернета – бесплатно и со всем необходимым для работы. Но такие варианты не вписываются в программу импортозамещения, потому что при этом можно приобретать только то, что входит в реестр отечественного ПО. Там все программные средства разделены на категории: отдельно операционная система, офисный пакет, антивирус и так далее. И когда мы приобретаем операционную систему, несмотря на то, что в ней уже есть всё, что нужно, нам всё равно надо дополнительно приобрести то же самое из других разделов. Такая вот бюрократическая коллизия. И это довольно сильно увеличивает стоимость владения всем этим добром. В этом плане программа импортозамещения, судя по всему, призвана финансово поддержать отечественного производителя софта. А вопросы дополнительной безопасности или удобства использования тут глубоко вторичны.
Впрочем, у отечественных ОС на базе Linux есть свои преимущества, это мы уже видим на примере того, как работает «Альт Образование»: если администратор умеет их настраивать, они ничем не хуже любых других, иностранных, но при этом наши фирмы предлагают поддержку, включенную в стоимость владения лицензией.
- Попытаюсь рассуждать как классический «чайник» (то есть как среднестатистический читатель): без каких программ невозможно полноценно работать на компьютере?
- Помимо операционной системы там, конечно же, должен быть набор офисных программ, таких как текстовый редактор, без которого нельзя набирать тексты, редактор таблиц, программа для создания презентаций…
- То есть всё то, что есть в классическом пакете Microsoft – Word, Excel, Power Point…
- Совершенно верно. Но Windows OS и Microsoft Office – это два отдельных коммерческих продукта, и возможно именно из-за этого в каталоге отечественного ПО эти две позиции оказались разнесены по разным разделам и здесь тоже. Хотя в нашем случае данные параллели не вполне уместны, ибо, повторяю, российские ОС на базе Linux изначально поставляются с комплектом необходимых программ.
- Хорошо. Что ещё надо установить дополнительно на компьютер, где есть, к примеру, «Альт Образование»?
- Это зависит от потребностей. Есть некоторые аналоги графических редакторов – пакет GIMP для растровой графики или Blender для 3D моделирования, но привычных отечественному пользователю благодаря пиратству нулевых Photoshop, Illustrator или Corel Draw здесь нет. Проблема еще и в том, что форумов, документов, обучающих роликов, учебников, где рассказано, как работать в программах компании Adobe или Corel, существует огромное количество, а издательствам просто невыгодно делать то же самое под Linux с его программами.
- Если сравнить стоимость всего перечисленного вами со стоимостью лицензий на продукты от компании Microsoft, каково будет соотношение?
- Честно – не скажу. Последний раз мы Windows покупали очень давно, и с тех пор, насколько мне известно, у них сильно поменялась ценовая политика. Они активно поддерживают образовательные организации, пытаются удержать свою нишу. И, напомню, даже в рамках программы импортозамещения можно обосновать необходимость приобретения продукции зарубежных производителей, если не существует отечественных аналогов.
- И всё-таки, насколько Linux в целом способен конкурировать с Windows?
- Многое зависит от сегмента, в котором идёт соперничество. Например, в серверном сегменте дистрибутив «Альт Сервер» очень даже конкурентоспособен, здесь он реально составляет конкуренцию Windows, а то и доминирует. Но если брать персональные компьютеры, то цифры тут говорят сами за себя: значительная доля всех компьютеров в мире работает с продукцией Microsoft, на втором месте Apple, а на Linux приходится лишь малая часть всего остального. Тем не менее, на рынке операционных систем и ПО есть чёткое понимание того, кто на что способен и какие перспективы есть у той или иной платформы. Неслучайно в последних версиях Windows есть встроенная подсистема Linux. Для решения довольно специфических задач, в частности, для программирования, это очень удобно. Ожидается появление и подсистемы для приложений Android. На самом деле, рынок персональных компьютеров конечен и постепенно схлопывается, то есть домашние пользователи всё больше и больше предпочитают иметь дома не стационарный компьютер или ноутбук, а смартфон, планшет, смарт-телевизор и игровую консоль — то есть отдельное специализированное устройство под конкретную деятельность. А компьютер воспринимается только как средство работы и постепенно перемещается из дома в офис. Тут бы Windows просто удержать долю рынка. Как следствие – диверсификация, изменение моделей разработки, обновлений, и если раньше выходила какая-нибудь версия Windows, которая могла долгое время существовать в относительно неизменном виде, то теперь та же 10-я версия обновляется очень часто, и это всё больше и больше напоминает модель обновления Linux.
- Вернёмся к нашей теме. Вы сказали, что ваши компьютерные классы оборудованы дистрибутивами «Альт Образование». Но все ли студенты, которые к вам приходят, готовы полноценно работать на таких компьютерах? Или их надо этому предварительно обучить?
- Почти все наши студенты владеют этими навыками примерно одинаково плохо, потому что в противном случае они бы поступали в другие вузы. Медикам ближе биология и химия, а математика, физика и информатика чужды и враждебны. Для них на первом курсе преподаётся предмет информатика, где они повторяют школьный курс применительно к тем задачам, которые им будут необходимы в их работе. Студенты вспоминают, как работают операционные системы, как устроен офисный пакет, как пользоваться Интернетом, а затем переходят на специализированные дисциплины, где им рассказывают о применении компьютеров в здравоохранении. При этом все вроде бы понимают, что современный врач должен уметь пользоваться компьютером хотя бы на уровне пользователя. А программировать ему ничего не нужно, для этого есть специалисты. В этом контексте не суть важно, работаешь ты в Windows, Linux или MacOS, какими программами пользуешься, главное – понять сам принцип их работы.
- В этом году многие образовательные организации работали в дистанционном режиме. Ваша академия не исключение?
- Да, конечно. Но у нас дистант не был привязан к какой-то отдельной системе. Неважно, у человека дома Windows или Linux, все курсы, созданные на платформе дистанционного обучения Moodle, исправно запускались и там и тут через браузер. Что же касается видеосвязи, то и здесь тоже не было конкретной привязки к какой-либо одной программе, кто-то использовал Zoom, кто-то Viber, кто-то Skype, а все они одинаково хорошо работают в любых вышеупомянутых операционных системах.
- Какова перспектива применения российских ОС, созданных на базе Linux, в вашем вузе? Предполагается, что количество машин с операционной системой «Альт Образование» увеличится или останется на этом же уровне?
- Нас государство подталкивает расширять это количество, поэтому тут всё вроде бы очевидно. Лицензии Windows мы уже перестали закупать, часть сектора закрыто старыми лицензиями, у которых ещё не закончился срок годности, а часть закрыта лицензиями Linux. При этом, повторяю, никто не запрещает нам использовать специфическое ПО, которое пока ещё не работает под Linux или работает, но плохо. Это касается, например, программ для создания цифровых подписей – там настройка и использование под Linux выглядит сложнее, чем под Windows. То же самое можно сказать и о некоторых бухгалтерских программах, а также программах для электронных торгов или отделов кадров.
- Самый неприятный сценарий. Если предположить, что кому-то взбредёт в голову полностью лишить нас возможности использовать иностранный софт, что нам светит в этом случае?
- Могу сказать о своей сфере: конкретно в медицинском образовании ничего катастрофического не произойдёт, у нас очень мало задач, заточенных только под Windows. Устаревшие технологии постепенно уходят со сцены и заменяются новыми, как это произошло, в частности, с Adobe Flash. Но это естественный процесс, он не связан ни с какими специальными санкциями против нас.
- И последнее. Владимир Рудольфович, по-вашему, каким образом следует скорректировать программу импортозамещения, чтобы она было более клиентоориентированной и по-настоящему замещала импорт, оправдывая своё название?
- Если программа решает задачу полностью заместить всё иностранное на отечественные аналоги, то это плохая идея. Мы здесь всегда будем отставать, просто потому, что у нас несоизмеримо меньше разработчиков ПО в сравнении со всем остальным миром. Попытка дублировать и клонировать каждую отдельную программу, не нарушая авторские права и не копируя её, обречена на провал. Но если задача программы – поддержать отечественных разработчиков, тогда она и правда может оказать большую помощь, особенно если попутно создать ряд заградительных законов и барьеров для использования и приобретения иностранного ПО. Хочу подчеркнуть – до появления этой программы мало какие организации сознательно покупали что-либо, сделанное российскими программистами, хотя, например, продукция семейства «Альт» от «Базальт СПО» существует уже достаточно давно и работает и в образовательных, и в медицинских учреждениях.
В общем, тут нужен разумный компромисс. С одной стороны, надо поддерживать отечественного производителя, с другой – обеспечить людям свободу выбора, предлагая лучшее из того, что есть. Но и не забывая про надёжность и безопасность!
Вадим МЕЛЕШКО
"Учительская газета"
"Учительская газета"
Мы будем рады, если подпишитесь на наш канал Профобразование. Нам есть что обсудить и о чем поговорить!
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.