- 01.07.2021
- 5964 Просмотра
- Обсудить
И пусть никто не уйдёт обиженный!
По традиции мы в самом начале опросили участников мероприятия, каковы их ожидания и с чем они сюда приехали.
- Я планирую получить много новой информации о том, как идёт процесс внедрения российских операционных систем на базе Linux в системе образования, какие угрозы возникают в связи с переходом на новое ПО, - признался Александр Клепалов, инженер-электронщик школы №100, Нижний Тагил, Свердловская область. - Хочу найти ответы даже на те вопросы, которые я сам ещё не могу сформулировать. Интересно изучить опыт школ, где это уже внедрено.
- Мы участвуем в этой конференции далеко не первый год, это даёт нам новые знакомства и партнёрства, - ответила Ирина Смирнова, заместитель директора ЗАО «Е-Паблиш», Москва. - Наш основной контингент – педагоги, и мы хотим узнать, каким образом можно облегчить им авторизацию через Единый центр идентификации и авторизации. А со своей стороны мы хотим рассказать о своём новом продукте, разработанном специально для создания сайтов образовательных организаций – Magic Site. Он работает под любой ОС и в любом браузере.
Инженер лаборатории общего и специального практикума Научно-исследовательского института ядерной физики МГУ Геннадий ШЕФЕЛЬ лишь планирует перевести свою лабораторию с Windows на российские операционные системы, поэтому здесь о собирается решить, какие решения лучше использовать. А менеджер по маркетингу компании Ред Софт Татьяна САБОВА, надеется побольше узнать об опыте обучения студентов в плане организации полноценного импортозамещения.
Самое интересное, что в итоге каждый получил то, на что рассчитывал, и даже больше.
По существу
- Я считаю, что ошибочно учить студентов современным информационным технологиям, потому что за 4 года технологии способны уйти вперёд очень далеко, - заявил директор ИПС РАН, член-корреспондент РАН, доктор физико-математических наук Сергей Абрамов. – При таком подходе на выходе у выпускника будет всего лишь 3-5% актуальных знаний. Поэтому надо постараться учить несуществующим, перспективным информационным технологиям. И здесь никак нельзя обойтись без Open Source, поскольку эти программы имеют открытые коды. Замечательно, что данное мероприятие проходит именно в нашем институте, поскольку как раз мы этими вопросами занимаемся очень давно.
Действительно, как подтвердил главный научный сотрудник ИПС РАН, доктор физико-математических наук, профессор Николай Непейвода, долгое время Институт программных систем был интересен ещё и тем, что здесь существовал свой Университет, который готовил кадры для IT отрасли России. И делал это весьма успешно, если судить по количеству и качеству его выпускников, многие из которых работают здесь до сих пор. Здесь функционировала отлаженная цепочка, которая включала в себя Детский сад «Почемучка», Лицейский класс, Летнюю школу юных программистов, Университет и Аспирантуру при нём. К сожалению, эта система была разрушена, а вуз разделил печальную судьбу многих других, коим было отказано в получении лицензии.
Хотя, как особо подчеркнул Николай Непейвода, согласно западным исследованиям, если ребёнок по окончании школы уехал из провинциального городка в мегаполис, за получением образования, он гарантированно не вернётся обратно. А вот если в его родном городке есть свой собственный вуз, тогда вероятность возвращения домой составляет 50/50. Следовательно, надо заниматься не сокращением количества провинциальных университетов, а, наоборот, их поддержанием и сохранением. Хорошо бы донести эту статистику до властей…
Вместе мы – сила!
Куда более оптимистичным было выступление исполнительного директора Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» Рената Лашина. Он рассказал о том, что ассоциация, которая объединяет более 200 российских IT-компаний, развивается весьма успешно и оказывает существенную поддержку отечественным производителям ПО. В частности, стараниями членов АРПП создан каталог совместимости российского ПО (https://catalog.arppsoft.ru/), который активно пополняется. Также удалось добиться ряда льгот, среди них – снижение налогов для IT-отрасли, уменьшение страховых взносов, что вполне можно считать беспрецедентной мерой.
А главное – идёт очень серьёзная работа в плане совершенствования законодательства. Как выяснилось, процесс перехода российских школ на отечественное программное обеспечение (мессенджеры, почта, ВКС, офисное ПО, операционные системы) усложняется целым рядом препятствий, среди которых, например, невозможность организации и проведения ЕГЭ, ОГЭ и КЕГЭ без установки зарубежных ОС, поскольку это требование прописано в официальных руководствах пользователя, утвержденных и рассылаемых по регионам. Кроме того, многие электронные формы учебников от ведущих российских издательств совместимы только с зарубежными ОС. И даже в рекомендациях по приобретению оборудования для обновления материально-технической базы общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций в рамках поставок по нацпроекту «Образование» федпроекта «Цифровая образовательная среда» нет никаких указаний на необходимость закупки отечественного ПО. Все эти моменты необходимо отследить и устранить, что, собственно, и делается.
Ничего личного, только цифры
Центр компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им.Н.Э.Баумана существует вот уже 30 лет. За это время здесь прошло обучение более 1300000 человек, включая как учащихся «бауманки», так и частных лиц. Разумеется, изначально подавляющее большинство граждан интересовали продукты и системы ведущих западных производителей проприетарного программного обеспечения. «Специалист» стал Учебным центром №1 Microsoft в России, приобретя высший партнёрский статус, здесь был выдан каждый третий в нашей стране сертификат Microsoft. Но всё проходит, всё меняется. И, спустя годы оказалось, что количество желающих изучать продукцию этой компании начало снижаться, зато стало расти количество тех, кому интересны программы с открытым кодом (рис. 1). Поэтому, как заявил директор Центра компьютерного обучения «Специалист» Дмитрий Гудзенко, дружба дружбой, а бизнес – бизнесом. Если людей всё больше интересует направление СПО, если они хотят лучше узнать об отечественных разработках, значит, необходимо предоставить им максимально полную информацию по этой теме.
Ты – мне, я – тебе
А заместитель генерального директора Postgres Professional Иван Панченко в своём докладе посмотрел на проблему с иного ракурса. В своём докладе он рассказал о том, чего ожидает бизнес (организации, производящие и эксплуатирующие ПО) от образования (государственных структур, обучающих людей), и что те, в свою очередь, ждут от бизнеса.
По его словам, получаемые в образовательных организациях знания, умения и навыки можно разделить на фундаментальные и практические. То есть необходимо давать не только основные принципы, развивать мыслительные функции, заниматься низкоуровневым программированием, воспитывать алгоритмическое мышление (что лучше всего получается на уроках математики, информатики и физики), но и давать вполне конкретные знания по использованию тех или иных прикладных программ. Беда, однако, в том, что школы и вузы нередко делают упор именно на втором аспекте, в результате чего выпускники умеют отлично управляться с программами, но не понимают, как эти программы работают, более того, стоит поменять интерфейс, и это вводит людей в ступор.
Поэтому бизнес весьма заинтересован как раз в том, чтобы образовательные организации были ориентированы, в первую очередь, на фундаментальную подготовку, потому что иначе в дальнейшем не получится добиться полного понимания работодателя с сотрудником и получить специалиста с независимым мышлением, способного создавать нечто новое с нуля.
Образование же, со своей стороны, ждёт от компаний поддержки лучших преподавателей, а также надеется, что кто-то из бизнесменов также согласится выступить в роли педагога. Очень важно, чтобы бизнес был открыт для организации практики, создания новых учебных курсов, образовательных консорциумов и так далее.
Картинка мира
То, что школа нередко бывает заточена на выработку именно практических навыков, а не на создание прочного фундамента знаний, – факт. Беда в том, что даже это она делает плохо, без учёта последних достижений педагогической науки. Об этом рассказал российский программист, автор учебников по информатике Яков Зайдельман. Его доклад был посвящён обзору семейства отечественных свободно распространяемых цифровых образовательных сред ПиктоМир - ПиктоМир-К - КуМир и опыту его использования.
Как отметил Яков Зайдельман, одна из важнейших целей преподавания математики и информатики – обеспечение освоения азов программирования всеми (!) школьниками. Сейчас по программе на программирование выделяется около 20 часов, за которые дети должны научиться составлять и запускать на компьютере программы, разрабатывать алгоритмы с использованием базовых программных структур, уметь создавать линейные программы и так далее. На самом же деле, освоение минимального ядра школами России сегодня никак не обеспечивается, несмотря на все требования ФГОС.
Причин тут три: с учителей этого никогда жёстко не требовали, их никогда не учили, как этого добиться, их не снабдили методикой и программным обеспечением. Соответственно, выход видится в том, что необходимо начать, наконец, требовать, научить, как добиваться результата, дать учителям те методики и программы, которые, на самом деле, есть.
А то, что такие методики есть – это, так сказать, медицинский факт. Например, для ребят в возрасте 6+ можно предложить бестекстовую пиктограмную учебную среду программирования ПиктоМир. Она позволяет ребенку «собрать» из пиктограмм на экране компьютера (или из кубиков с наклеенными на грани пиктограммами команд) несложную программу, управляющую виртуальным или реальным исполнителем-роботом. Среда ориентирована на тех детей, кто еще не умеет писать или не очень любит писать, но хорошо воспринимает язык картинок.
Учащимся старших классов, в особенности тем, кто знаком с операционной системой «Альт Образование», хорошо знакома полнотекстовая учебная среда программирования КуМир (Комплект Учебных Миров), которая поддерживает придуманный академиком А.П. Ершовым в 1985 году паскалеподобный Школьный Алгоритмический Язык. КуМир широко используется в системе школьного образования России и может запускаться под управлением российских операционных систем семейств Linuх, Microsoft и MAC OS.
А вот свободно распространяемая система блочно-текстового программирования ПиктоМир-К представляет собой гармоничное сочетание ПиктоМира и Кумира. Она позволяет осуществить ввод команд роботов и программных конструкций бесклавиатурный, пиктограммный, блочный, с блокировкой ввода синтаксически неправильных конструкций, что обеспечивает преемственность при переходе из ПиктоМира. При этом представление программы – текстовое, на школьном алгоритмическом языке, что обеспечивает преемственность при переходе в КуМир.
Честно говоря…
Простым и откровенным был рассказ учителя математики и информатики Усениновской школы Туринского района Свердловской области Андрея Иванова
- В школе я работаю давно, с 1986 года, - признался он. - И застал времена, когда программирование изучали без компьютеров. А в Екатеринбурге я регулярно проводу семинары и конференции по работе с СПО. И давно говорил учителям, что нехорошо использовать пиратский софт, надо всё делать честно и официально, а лучше - пользоваться открытыми программами на основе Linux. Сначала попробовали Ubuntu, но он не русифицирован и не адаптирован. Потом была государственная программа обеспечения «Первая Помощь», где присутсвовала ОС «Альт Линукс». Затем всё снова вернулось к Windows и школам пришлось каждый год продлять лицензии, что влетало в копеечку. В случае с «Альт Образованием» всё проще. Несколько лет назад «Базальт СПО» предоставил нам на безвозмездной основе пакет программ, который до сих пор успешно работает даже на старых компьютерах. Кроме того, у нас были маленькие нетбуки с диагональю всего 10-дюймов. Windows 7 они тянули с огромным напряжением, а вот Альт позволил вдохнуть в них новую жизнь. Кстати, сейчас нам надо использовать на ЕГЭ наблюдение, и «Альт Образование» на основе пакета XFE очень удачно помогает, поскольку поддерживает и камеру, и оборудование. А ещё, что очень важно, нет никаких проблем с драйверами.
Постоянно меняясь
Начальник отдела технической поддержки и администрирования «Базальт СПО» Андрей Черепанов рассказал собравшимся об истории развития российских ОС «Альт Образование» и новшествах последней (9.2) версии. По его словам, были учтены пожелания пользователей, изложенные, в том числе, на прошлой аналогичной конференции. Новые профили установки теперь содержат сервер видеоконференций (на базе Jitsi-Meet), образ диска уменьшен с 12,8 Гб (минимальная установка в версии 9.0) до 6,6 (версия 9.2), а кроме того появилась возможность отмены ранее обязательной образовательной компоненты, что даёт возможность устанавливать систему для АХЧ без обучающего ПО. Организована поддержка интерактивных досок (в профиль для учителя встроена среда OpenBoard, для настройки касаний – touchegg). Устаревший iTalc3, служащий для управления классом, заменён на более современный Veyon. Для поддержки разработчиков на Python добавлен pip для Python 2.x и Python 3.x. А в профиль для начальной школы добавлен trikStudioJunior.
И так далее, и тому подобное. Андрей Черепанов подчеркнул, что хорошо налаженная обратная связь между конечным потребителем и разработчиками всегда очень полезна, особенно когда общение происходит одновременно по нескольким каналам связи. Люди регулярно сообщают об ошибках, предлагают включить то-то, убрать то-то. И даже если не все их идеи можно реализовать сразу, наиболее интересные предложения откладываются на перспективу, то есть к ним обязательно возвращаются, спустя некоторое время. Хотя, подчеркнул Черепанов, оптимальная частоты выпуска новых версий «Альт Образование» - примерно раз в год, что вполне нормально.
…Это лишь малая часть из того, о чём говорили в Переславле.
Вадим МЕЛЕШКО
Мы будем рады, если подпишитесь на наш канал Профобразование. Нам есть что обсудить и о чем поговорить!
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.