- 09.11.2021
- 8078 Просмотров
- Обсудить
Заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций, Доктор педагогических наук
Клинк Ольга Фридриховна
Руководитель базового центра подготовки кадров ( Национальное агентство развития квалификаций ), Кандидат педагогических наук
Общие компетенции
Современный мир меняется стремительно. Выигрывает в нем тот, кто умеет жить в условиях неопределенности, спокойно выходить из зоны комфорта, кто открыт новым возможностям и толерантен к переменам. Успех сегодня зависит от того, насколько развиты у человека универсальные способности. Они помогают адаптироваться к незнакомым ситуациям, быстро восполнять недостающие умения и знания, менять профессиональную траекторию. Такие способности называют общими компетенциями (soft skills).
Исследования Гарвардского университета и Стэнфордского исследовательского института показали, что вклад общих компетенций в профессиональную успешность сотрудника составляет 85 %. Понимание особой роли таких компетенций привело к появлению большого числа их перечней. Свою версию списка soft skills представили Boston Consulting Group, Европейская комиссия. Этот вопрос регулярно обсуждается на Всемирном экономическом форуме. Участники отслеживают динамику потребности в общих компетенциях и дают прогнозы запроса на них в будущем. Компетентностные модели сотрудников разрабатывают крупнейшие российские компании: Сбербанк, Сибур, Газпром и др. В системе профессионального образования в течение последних десяти лет общие компетенции зафиксированы в результатах освоения образовательных программ.
Правда, как правило, представители бизнеса, образования, науки, различные группы экспертов формулируют их таким образом и в таком количестве, которые сами считают правильными. В результате - списки и модели компетенций часто не согласуются между собой. Кроме того, недостаточно просто предъявить перечни компетенций. Важно понять, как их оценивать и, главное, как их формировать и наращивать на протяжении всей жизни. Ответом на этот вопрос может стать рамка общих компетенций.
Проект такой рамки был разработан специалистами Базового центра Национального агентства развития квалификаций с участием экспертов, представляющих советы по профессиональным квалификациям, компании, образовательные организации, на основе анализа требований работодателей, больших данных (охват более 6,5 млн. вакансий), корпоративных моделей общих компетенций и практик их оценки, изучения отечественного и зарубежного опыта, мониторинга востребованности общих компетенций.
Для того чтобы систематизировать такой массив информации и свести его к понятному набору компетенций, было использовано несколько правил:
• компетенции отражают способности к продуктивной деятельности, к созданию объекта, который может оцениваться, включаться в систему социальных отношений и удовлетворять потребности других людей;
• описания компетенций должны быть дифференцированы по уровням квалификаций, установленным в Российской Федерации;
• компетенции комплексны (нельзя ставить знак равенства между отдельными умениями, знаниями и компетенциями, они соотносятся как часть и целое) и диагностируемы (проявляются в результатах деятельности, имеют поведенческие индикаторы);
• перечень и описания компетенций носят надпрофессиональный характер, но на их основе могут конструироваться компетентностные профили (наборы компетенций, их отдельных характеристик) для различных профессий.
В результате из многочисленных и разнообразных списков были сформированы четыре интегративных компетенции, которые связаны с ключевыми характеристиками деятельности:
• «решение проблем и принятие решений»,
• «работа с информацией»,
• «работа в команде и управление людьми»,
• «самоменеджмент».
Деятельность реализуется как процесс - от определения потребности, выбора цели до ее реализации (иными словами, от идентификации проблемы к ее решению). Деятельность невозможна без необходимых ресурсов (в современном мире в первую очередь – информационных). Деятельность всегда субъектна, предполагает активность индивида или группы.
Каждая из компетенций включает два-три компонента, которые описываются при помощи дескрипторов (ключевых признаков-определителей). Состав дескрипторов разработан для каждого из 9 уровней квалификации.
Рамка общих компетенций может использоваться для разных задач: профориентации, планирования карьеры, развития компетенций на разных уровнях образования и этапах профессиональной деятельности, формирования требований к работникам, подбора, оценки, повышения квалификации персонала, построения траекторий обучения.
Мы будем рады, если подпишитесь на наш канал Профобразование. Нам есть что обсудить и о чем поговорить!
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.