Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » 2022 » Апрель » 1

Виктор Неумывакин: «Проект «Профессионалитет» как локомотив системы СПО»

Нет сомнений: за последние годы система среднего профессионального образования в нашей стране достигла крупных успехов. Колледжи оснащены современным оборудованием, преподаватели прошли переподготовку, а учебные программы максимально приближены к потребностям экономики. В итоге количество абитуриентов, выбравших обучение в колледжах, превышает число поступающих в вузы. Между тем темпы перезапуска системы СПО все нарастают. Уже с сентября текущего года начнется реализация нового масштабного проекта «Профессионалитет». Об этом стратегическом проекте модернизации среднего профобразования и о других направлениях развития СПО журналу «Вестник образования» Минпросвещения России рассказал директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения Российской Федерации Виктор Неумывакин.

Виктор Сергеевич, отечественная система СПО укрепляется буквально на глазах. В чем, по-вашему, основные направления прорыва?

Действительно, современная молодежь все активнее делает выбор в пользу получения профессии в колледжах. Возрождается престижность и популярность среднего профобразования: мы уже не первый год отмечаем колоссальный рост поступающих в колледжи и техникумы. Более одного миллиона человек ежегодно выбирают колледжи для продолжения обучения.

Проведена масштабная и многовекторная работа по развитию системы СПО.

Одно из ключевых направлений – синхронизация системы подготовки кадров в среднем профобразовании и кадровых потребностей экономики страны. Минпросвещения разработаны методика и система показателей. Субъектам даны инструменты для обеспечения эффективной системы подготовки кадров.

Колледжи оснащаются современной материально-технической базой, открываются новые мастерские по различным компетенциям. Уже создано более 2200 мастерских, в этом году запланировано открытие 900 мастерских.

Комплексно обновляется и содержание СПО. Разработан новый макет федерального государственного образовательного стандарта СПО, который предусматривает одну широкую квалификацию. К этой квалификации приводится весь спектр видов профессиональной деятельности, из которых колледж сам выбирает те, которые включает в образовательную программу. По всем профессиям и специальностям введен цифровой модуль. Предусмотрено обязательное освоение основ бережливого производства и финансовой грамотности.

Для продолжения эффективной работы в этом направлении функционирует десять лабораторий по укрупненным группам профессий и специальностей СПО.

Важен вопрос общеобразовательной подготовки в колледжах. Ведется работа по обновлению методик преподавания общеобразовательных дисциплин с включением в них модулей профессиональной направленности программ СПО.

Активно продолжается внедрение демонстрационного экзамена как формы проведения промежуточной и итоговой аттестации. Он позволяет оценить готовность выпускника к профессиональной деятельности. В прошлом году демонстрационный экзамен по программам СПО сдали более 200 тысяч студентов.

И особенно важно, что в системе СПО формируется высокоэффективный кадровый потенциал. Организовано повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения. С 2016 года прошли обучение более 26 тысяч человек.

В регионах создаются центры опережающей профессиональной подготовки. Уже функционирует 44 таких центра, которые выступают агрегаторами образовательных ресурсов региона.

Впервые проведен Всероссийский конкурс «Мастер года», показавший, как виртуозны в своих профессиях его участники. Этот конкурс собрал более тысячи мастеров производственного обучения из всех регионов России, а абсолютным победителем стал Дмитрий Кадочников, преподаватель специализации «Поварское и кондитерское дело» Екатеринбургского экономико-технологического колледжа. В этом году конкурс продолжается. Как раз в эти дни дан старт второму Всероссийскому конкурсу «Мастер года». Его финал пройдет в сентябре в Екатеринбурге, на родине победителя. Жюри снова будет оценивать профессиональную эрудицию участников, знание передовых технологий, практическую подготовку, а также умение взаимодействовать с аудиторией.

Вот вся эта комплексная работа создает возможности выпускникам СПО для успешной социализации и построения профессиональной карьеры.

И все же было принято решение о перезагрузке системы. Чем оно вызвано?

Прогнозируемыми изменениями на рынке труда. Так, остро будет стоять вопрос по замещению возрастной категории 30–44 года, имеющей высокий уровень занятости, молодыми поколениями. Следовательно, нужно активное и более раннее вовлечение молодежи в работу на рынке труда.

Структурные изменения, связанные с технологической трансформацией и ускоренными процессами цифровизации, требуют от системы СПО больше адаптивности и быстрого реагирования на меняющиеся потребности рынка труда.

Работодатели нуждаются в работниках со средним специальным образованием. При этом взаимодействие с работодателями при подготовке кадров хромает: лишь 40% выпускников работают по специальностям, а половина работодателей не удовлетворена уровнем подготовки выпускников.

Сейчас экономика вынуждена нести дополнительные расходы на подготовку кадров, работодатели вкладываться в обучение работников при приеме на работу. Неоправданно долгим бывает и срок обучения по ряду программ СПО.

Для решения этих проблем и разработан проект «Профессионалитет», который нацелен на комплексную реструктуризацию системы СПО за счет объединения колледжей и предприятий и подготовки кадров под потребности отрасли и предприятий.

Расскажите, пожалуйста, поподробнее о программе «Профессионалитет».

Проект «Профессионалитет» стал одной из инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года.

Среди ключевых инициатив проекта – создание образовательно-производственных центров (кластеров). Они представляют собой интеграцию колледжей и организаций реального сектора экономики.

В кластере выделяется колледж, модернизируемый под ключ. В этом колледже при непосредственном участии опорного работодателя формируются новая управленческая структура, новый педагогический состав, новое содержание и структура образовательных программ, создаются учебно-производственные комплексы. При этом в состав кластера могут входить колледжи, имеющие мастерские по профилю кластера, и работодатели, выбравшие соответствующий уровень участия.

В рамках проекта будут внедрены новые образовательные программы – интенсивные, ориентированные на потребности отраслевых рынков труда и конкретных предприятий. Для формирования таких программ запланировано создание информационной платформы «Цифровой конструктор компетенций».

Весь кадровый состав образовательно-производственного центра (кластера) – педагогические работники, мастера производственного обучения, работники, ответственные за воспитание, и представители управленческих команд – пройдет обучение по компетенциям, необходимым для эффективной реализации проекта «Профессионалитет». Они получат педагогические, производственные, управленческие навыки, навыки конструирования образовательных программ под запросы работодателей и экономики.

Разработан новый механизм формирования и оценки общего объема региональных контрольных цифр приема. Отраслевые предприятия принимают непосредственное участие в формировании их структуры и объема, что позволит управлять развитием отрасли в части подготовки кадров.

Проект «Профессионалитет» станет локомотивом комплексной перезагрузки системы среднего профобразования. Основная наша задача, учитывая растущий интерес молодежи к обучению в колледжах, – широкое распространение отраслевой модели подготовки кадров и массовая подготовка специалистов по востребованным профессиям.

В чем Вы видите преимущества кластерно-отраслевого подхода?

Их несколько. Во-первых, с применением кластерной модели появляется возможность качественного и оперативного решения задач кадрового обеспечения отрасли и территории.

Во-вторых, работодатель получает возможность определять, каких специалистов готовить, с какими навыками и в каком объеме. Он также напрямую участвует в управленческих процессах колледжа, формировании кадрового состава, принимает участие в обновлении содержания образовательных программ, согласовании инфраструктурных листов учебно-производственного оборудования.

А еще кластерно-отраслевой подход позволяет эффективно использовать образовательные и производственные ресурсы, широко применять механизмы бизнес-менеджмента. В результате каждый участник кластерной модели получает свои преимущества. Предприятие – специалистов, готовых сразу приступить к работе с необходимыми знаниями и навыками. Выпускник – гарантированное рабочее место. Колледж – материально-техническую базу, соответствующую уровню развития производительных сил.

Какие отрасли экономики требуют первоочередного обеспечения новыми высококвалифицированными кадрами среднего звена?

В ходе проведенного Минпросвещения отбора поступили заявки на создание образовательно-производственных кластеров в атомной промышленности, железнодорожном транспорте, металлургии, легкой промышленности, химической и фармацевтической отраслях, что говорит о высокой потребности предприятий этих сфер в квалифицированных кадрах.
Безусловно, в условиях развития цифровых технологий, технологий машинного обучения и искусственного интеллекта IT-индустрия становится одним из востребованных и приоритетных направлений для подготовки кадров. Также большой спрос на кадры наблюдается в отраслях топливно-энергетического комплекса, пищевой промышленности, индустрии социально значимых товаров. Создание кластеров по данным направлениям планируется уже в 2023 году.

Минпросвещения России проводит работу с регионами по пересмотру подхода к формированию контрольных цифр приема по приоритетным отраслям экономики. По результатам приема заявок на участие в федеральном проекте «Профессионалитет» самыми востребованными направлениями стали машиностроение и сельское хозяйство. На них пришлось почти 50% от всех заявок.

Придется ли вновь перенастраивать систему СПО в связи с последними экономическими вызовами, возникшими перед нашей страной?

Система среднего профессионального образования – это основа и гарант успешного экономического развития России. Она уже доказала способность успешно решать задачи по подготовке рабочих кадров для страны.

И, конечно, в условиях импортозамещения система будет оперативно и гибко перестраиваться под запросы новой экономики. Именно новый отраслевой подход к подготовке современных профессионалов, который мы сейчас формируем в рамках проекта «Профессионалитет», позволит решать вопросы адресной подготовки кадров для приоритетных отраслей развития российской экономики. Уверен, что колледжи – участники проекта «Профессионалитет» станут реальными кадровыми центрами импортозамещения.
Мы будем рады, если подпишитесь на наш канал Профобразование. Нам есть что обсудить и о чем поговорить!


Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar