Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » 2022 » Май » 12

Абитуриент в ситуации неопределенности: как помочь подростку выбрать профессию

«Окончание школы уже не за горами, а мы все еще не определились с профессией, помогите!» - такой запрос часто слышат психологи от родителей, обеспокоенных будущим своих сыновей и дочерей.

Беспокойство родителей легко понять - профессий много и сделать выбор действительно непросто. Какие специалисты окажутся востребованными? Как будет устроен рынок труда? Сколько лет надо осваивать профессию? Как помочь подростку выбрать профессию, которая подойдет именно ему? Надо ли торопиться с выбором? Вопросов много, особенно в ситуации неопределенности.

Старший преподаватель кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования» МГППУ Анна Хаперская считает, что родители могут помочь подростку самоопределиться и сделать собственный выбор. Это относится и к ситуациям, когда подросток не демонстрирует особого желания включаться в этот процесс.

«Отстань, я не хочу выбирать!»

✔ Сформируйте соответствующее информационное поле: предложите подростку прочитать конкретные научно-популярные книги по постановке целей и осуществлению выбора или посмотрите вместе фильмы и ролики в которых ставятся вопросы, связанные с принятием решений. Покажите подростку, что готовы быть его союзником в поиске материалов о профессиях.

✔ Если Вы считаете, что нужно привлечь специалиста, найдите психолога-консультанта, который вызывает у вас доверие, и предложите подростку посмотреть информацию о нем. Расскажите, чем может быть полезна его консультация.

✔ В случае отказа, не настаивайте! Покажите, что уважаете выбор подростка. Ваша задача – обеспечить его необходимой информацией, а выбор он сделает сам. Если он говорит: «Мне не нужно, я не хочу, отстань» — лучший ответ: «Хорошо, я просто оставлю тебе информацию. Если захочешь, посмотри. Я не настаиваю, это только твое решение».

«Я не знаю, чего хочу»

Встречаются люди, которые в детстве уже знали, что им нужно в жизни, однако так бывает не часто. Большинство людей, будучи детьми не знают, кем станут, когда вырастут. Повседневная рутина: школа, поиск работы, будничные заботы и обязанности могут замаскировать и, в итоге, отдалить нас от наших естественных импульсов и устремлений. Поэтому важно дать возможность подростку прислушаться к себе.

✔ Один из действенных инструментов хорошо сформулирован по-английски: TAKE YOUR TIME! Интерпретировать мы можем его как «Не торопись, на раздумья и принятие решений используй столько времени, сколько тебе нужно».

✔ Помогите подростку выработать привычку разбираться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности) и мыслить рефлексивно. Это требует отдельной тренировки, поскольку рефлексия - сложный процесс, позволяющий подростку осознать себя, свой внутренний мир, понять внутренний мир других людей и стать способным к полноценной саморегуляции.

Простые упражнения для развития рефлексии:


1. «Портрет» и «Автопортрет». Сначала предложите подростку детально описать кого-то из общих знакомых (внешность, качества личности, манера поведения, профессиональная деятельность). Такое описание может быть на первых этапах не слишком подробным, тогда попробуйте задавать дополнительные вопросы. Как только вы потренировались, можно переходить к упражнению «Автопортрет». Здесь стоит предложить подростку описать себя так, чтобы это как можно лучше соответствовало действительности и любой человек, услышавший такое описание, без труда узнал бы в описании самого автора.

Можно практиковать такие описания в вашем повседневном общении. Когда подросток что-то вам рассказывает, слушайте его как можно более внимательно и задавайте вопросы, детализируя описания людей, их особенности, черты характера. Это поможет не только развить его способность понимать людей и себя, но, вполне возможно, положительно повлияет на ваше общение в целом.

2. «А у нас учет!», учет качеств. Вместе с подростком составьте списки своих положительных, нейтральных и отрицательных качеств. Каждый составляет свой собственный список. Качеств должно быть не менее 24 (верхней границы по количеству нет). Теперь, когда списки составлены, каждому качеству выставляется субъективная оценка от 1 до 10 по степени того, насколько наличие этого качества «делает меня счастливым». Сравните списки. Обсудите, а затем допишите от 3 до 5 качеств в список другого. Обсудите еще раз и приведите примеры проявления определенных качеств. Упражнение помогает проанализировать свои качества, понять, что питает вашу самооценку и самооценку вашего сына или дочери.

3. «Цвета». Все мы слышали о цветовом тесте Люшера (если еще нет, то обязательно почитайте о нем). Цвета дают нам не только информацию о мире вокруг, но и о том, что происходит внутри нас. Договоритесь с подростком о том, что вы иногда будете спрашивать друг друга о настроении. Отвечать нужно, называя цвет настроения в данный момент (это можно делать даже в переписке). Вечером, после всех будничных дел, обсудите, изменился ли цвет настроения, какой он сейчас и что этот цвет выражает. Покажите подростку, что можно использовать не только цвета простого цветового круга, но и придумывать подходящие названия (например, цвет «пушистого рыжего котенка», цвет «густого тумана рано утром»). Упражнение помогает развить воображение, обсудить насущные трудности и проблемы, выразить свои чувства.

Важно: освободитесь от ошибочных установок и предрассудков

Зачастую мы не осознаем, что наши суждения о профессии зависят от ошибочных установок и предрассудков. Старайтесь не попадать в следующие ловушки и оберегайте от них подростка:
∙ Отношение к выбору профессии как к выбору постоянного островка в мире профессий. Распространено убеждение, что выбранная профессия остается с нами навсегда. Важно понимать, что это ложное убеждение. Если человек ни разу не сменил профессию за жизнь – это не «хорошо» и не «плохо», это выбор. То же самое работает и в обратном направлении: профессию можно менять множество раз.
∙ Предрассудки «чести»: когда некоторым профессиям присваивается ярлык профессии «второго сорта».
∙ Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием других людей.
∙ Перенос отношения с человека, представителя той или иной профессии, на саму профессию. Если я хорошо отношусь к человеку, — это не должно стать единственной причиной, по которой я выбираю его профессию.
∙ Увлечение внешней или частной стороной профессии. Проиллюстрируем это следующим примером: допустим, мне нравится, как живет тот или иной представитель профессии, скажем, блогер. Я хочу жить также, поэтому выбираю профессию блогера. Или другой пример: event-менеджеры организуют красивые мероприятия и получают благодарности, когда мероприятие удалось. Я ориентируюсь на это, но забываю, что благодарности - лишь одна сторона профессии. За кадром остаются горящие дедлайны, трудные переговоры и множество рутинных ежедневных дел, составляющих 90% этой деятельности.
∙ Отождествление школьного предмета с профессией. «Если мне нравится математика, значит я будущий математик или инженер». Интерес к предмету может отражать склонности подростка, однако важно не путать предмет и профессию. Прежде чем выбрать направление, стоит ознакомиться подробнее с тем, чем именно занимаются специалисты в выбранной области. Те, кому нравилась в школе математика, становятся порой прекрасными копирайтерами, а любители поэзии идут в машиностроение.
Мы будем рады, если подпишитесь на наш канал Профобразование. Нам есть что обсудить и о чем поговорить!


Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar