- 23.12.2022
- 1790 Просмотров
- Обсудить
Больше всего в России верят в гибридное обучение и в то, что будущее образования — за программами микроквалификации и совмещением учебы с практикой. Таковы результаты исследования влияния мировых трендов на российское образование, проведенного Лабораторией инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ совместно с Госкорпорацией «Росатом». Оно проводится уже во второй раз.
Чтобы узнать, какие инновации придут в 2023 году в образование и насколько совпадают российский и европейский «взгляды в будущее», исследователи взяли топ-10 новых мировых тенденций в педагогике. Они были выделены учеными из Института образовательных технологий в Открытом университете (Великобритания) в сотрудничестве с Открытым университетом Каталонии (Испания) и опубликованы в докладе Innovative Pedagogy. Влияние ведущих мировых трендов на российское образование оценивали отечественные инноваторы, эксперты, а также студенты и школьники. В опросе приняли участие 370 инноваторов из 60 регионов РФ.
Диана Королева
«Сфера образования, которая традиционно считается довольно консервативной, сегодня приспосабливается к жизни в условиях высокой неопределенности и постоянных изменений», — комментирует заведующая Лабораторией инноваций в образовании НИУ ВШЭ, директор Конкурса инноваций в образовании (КИвО) Диана Королева. Поэтому особую важность приобретает умение вовремя заметить новые тенденции и адаптировать свою стратегию. «Мы пригласили оценить актуальность мировых трендов для России тех, чья адаптивность наиболее высока: лидеров образовательных проектов, инноваторов в образовании и молодых участников образовательного процесса — школьников и студентов», — добавляет Диана Королева.
Тренд на гибридное обучение поддержали 61,8% российских респондентов. Эксперты отмечают, что он зародился как вынужденная мера, а сейчас направление можно назвать хайповым. В результате пандемии процесс обучения поменялся: учителя стали чаще использовать онлайн-инструменты наряду с традиционными уроками в классе. Многие преподаватели освоили видеосвязь и предлагают свои курсы в гибридном формате. Часть учеников подключаются онлайн, остальные проходят этот же курс в классе.
Однако при использовании гибридного формата обучения очень важна подготовка учителей и необходимая технологическая инфраструктура, предупреждают эксперты. Например, невозможен такой формат в селах. Кроме того, необходимо учиться управлять вниманием учеников.
46,1% респондентов выделили другой тренд — получение микроквалификаций. Его значимость подчеркивали респонденты из крупных городов. Опрошенные эксперты прогнозируют развитие этого тренда как в мире, так и в России. Связан он с тем, что работникам сегодня приходится постоянно приобретать новые навыки и знания.
В некоторых профессиональных сферах, например в программировании, юриспруденции или психологии, микрообучение давно является стандартом. Для других сфер такие программы становятся способом вхождения взрослых в новую профессию или перехода на новый карьерный уровень.
Павел Травкин
«В моем видении, микроквалификация — это больше, чем просто отдельный курс. Это должна быть часть целого диплома, блок из трех-четырех курсов, как некое уточнение того, что ты получил в университете. Человек окончил вуз в 22 года и будет трудиться до 60 лет. За это время явно жизнь изменится, произойдут глобальные технологические сдвиги, и невозможно будет работать на основании тех навыков, что были получены в процессе первого высшего образования. Необходимо будет их обновлять и обновлять, получать новые знания, даже новую профессию, и такой продукт, как микроквалификация, отлично ложится в эту логику», — комментирует Павел Травкин, заместитель проректора НИУ ВШЭ.
38,7% респондентов выделили в качестве тренда сочетание обучения с практикой. Его значимость подчеркнула в основном молодежь. При этом эксперты говорят о том, что этот тренд недостаточно поддерживается вузами, а студенты и школьники хотели бы, чтобы практика была оплачиваемой.
Совмещение учебы с практикой становится все более востребовано работодателем, и данный запрос будет возрастать в контексте быстрых изменений и новых запросов бизнеса, отмечает генеральный директор Корпоративной академии Росатома Юлия Ужакина. «Работодатели сами активно вовлекаются и создают разные возможности, чтобы вовлечь студентов как можно раньше в понимание профессии, — говорит она. — У нас 19 опорных вузов в России, а сейчас мы начали предоставлять возможность пройти практику и школьникам, обучающимся в наших отраслевых классах. Мы создаем экосистему, которая включает работу со школьниками, их родителями и педагогами, с учащимися колледжей и вузов, привлечение молодежи в STEM-профессии. В настоящее время работодатель готов инвестировать свои ресурсы в подготовку квалифицированных кадров, как никогда ранее».
В числе других значимых тенденций респонденты выделяют получение знаний в соцсетях, психологическое просвещение, активное участие родителей в образовании («учет домашней среды»). При этом к некоторым образовательным трендам у экспертов скептическое отношение. Например, это касается возможности обучения во время прогулок. Разделились мнения экспертов относительно возможности развития творческих навыков и критического мышления через совместный просмотр видеоконтента.
В целом признание российских участников исследования получили в первую очередь тренды на стыке онлайн- и офлайн-форматов: гибридное обучение, совмещение учебы и практики за счет цифровых технологий, микрообучение онлайн для прогресса в работе, отмечают исследователи. Для всех этих трендов особенно актуально умение учиться самостоятельно и проектировать собственный образовательный путь из маленьких шагов. В этом отношении тренд «автономное обучение» можно назвать ключевым для 2023 года, резюмируют они.
Наталия Дорпеко
«Это очень актуальное исследование, которое приобретает особый фокус в текущей международной ситуации, когда сокращаются совместные образовательные программы российских вузов с зарубежными университетами и сужается окно возможностей для обмена студентами по международным образовательным программам, — подчеркивает Наталия Дорпеко, исполнительный директор Ассоциации «Национальная сеть Глобального договора». — Эта ситуация является деконструктивной во всех смыслах. Образование должно сохранять интегрированный международный формат, для того чтобы обеспечивать соответствующий уровень знаний и компетенций будущим специалистам».
Источник: www.hse.ru