Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » 2023 » Январь » 13

Любознательность спасет от фейков. Ученые ВШЭ предложили новый подход в исследовании восприятия дезинформации

Мы живем в эпоху фейков и конспирологических теорий. Некоторые из них безобидны, но некоторые могут приводить к страшным последствиям. Например, во время пандемии новой коронавирусной инфекции распространение фейковой информации о ковиде и вакцинации привело к значительному росту заболеваемости и смертности.

Все острее встает вопрос, как можно защититься от воздействия дезинформации, но для этого нужно понять механизмы ее действия: кто склонен доверять фейкам, почему и т.д. Новый подход предложили в Центре нейроэкономики и когнитивных исследований Института когнитивных наук НИУ ВШЭ. На семинаре стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» Ольга Кускова, стажер-исследователь центра, рассказала о результатах изучения восприятия дезинформации с помощью электроэнцефалографии.

Нельзя сказать, что индивидуальная склонность доверять фейкам не интересовала ученых прежде. Уже существуют исследования, которые связывают это с такими характеристиками, как возраст, уровень образования, политические взгляды и т.д.

«Однако до сих пор не было исследований того, что происходит на уровне психофизиологии во время восприятии дезинформации. И пока не ясно, возможно ли зафиксировать влияние психологических и иных факторов устойчивости к дезинформации с помощью методов когнитивных нейронаук. Если это осуществимо, в дальнейшем можно прогнозировать степень влияния дезинформации с помощью анализа активности головного мозга во время восприятия информационного контента», — говорит Ольга Кускова.

В исследовании приняли участие 62 человека. Каждому демонстрировали 5 видеороликов — фрагменты как псевдодокументальных фильмов, развивающих конспирологические теории, так и нейтральное бессодержательное видео. Среди фильмов были и нашумевшие — с «доказательствами» того, что земля плоская, или с аргументами, что пандемию организовал Билл Гейтс, чтобы уменьшить население Земли до «золотого миллиарда». Во время просмотра активность мозга зрителя измерялась с помощью ЭЭГ.

«Для анализа электрического сигнала мозга мы использовали метод межсубъектных корреляций (Inter-Subject Correlation, ISC-показатель). Суть его применения сводится к тому, что люди, которые смотрят один и тот же видеоматериал, демонстрируют синхронную активность мозга, связанную с восприятием этого видеоматериала. Если группа людей смотрит один фрагмент фильма, и этот фрагмент интересен, то группа показывает высокую синхронизацию мозговой активности на „пиковых“ эмоциональных моментах. Метод позволяет зафиксировать эмоционально вовлеченное внимание и сравнивать, на каких моментах был больший и меньший всплеск вовлеченности», — говорит Ольга Кускова.

Проверялась значимость трех факторов — опыта критического анализа медиаконтента, уровня медиаграмотности и потребности в познании. Поскольку все испытуемые были студентами Вышки, установить эти три характеристики для каждого было несложно. В частности, по опыту критического анализа респондентов делили на тех, кто прошел или не прошел соответствующий спецкурс в ВШЭ, уровень медиаграмотности оценивали по специально разработанной пятибалльной шкале, а потребность в познании проверяли тестами.

«Результаты исследования показали, что опыт критического анализа медиаконтента влияет на восприятие дезинформации мало. Восприятие роликов в двух группах — имеющих и не имеющих опыт критического анализа — почти не отличалось. Зато при разном уровне медиаграмотности сразу видно различие. Те, у кого низкий уровень медиаграмотности, гораздо более эмоционально вовлечены в просмотр фейковых документальных фильмов, а кроме того, они более мотивированы смотреть такое видео.

Что касается потребности в познании, то группа с низкой потребностью была больше вовлечена в просмотр фейков эмоционально. Пики корреляции оказались связаны с моментами, когда в видео присутствовали эмоционально нагруженные элементы (например, шокирующие кадры или напряженная музыка). Кроме того, ответы на специально подготовленные вопросы до и после видео показали, что группа, у которой низкая потребность в познании, чаще меняла мнение, когда дело касалось конспирологии», — рассказывает Ольга Кускова.

Это только начало больших исследований, но уже понятно, что найденный учеными Вышки принцип — применение метода межсубъектной корреляции на материале электроэнцефалографии — открывает большие перспективы в изучении восприятия дезинформации, а значит, может внести вклад в борьбу с фейками и конспирологией.

Подробнее на: stratpro.hse.ru

Мы будем рады, если подпишитесь на наш канал Профобразование. Нам есть что обсудить и о чем поговорить!


Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar