- 16.01.2023
- 1161 Просмотр
- Обсудить
92 процента — за общественно-полезный труд
Напомним, подготовить законопроект о трудовом воспитании в школе профильному комитету Госдумы на пленарном заседании с участием министра просвещения Сергея Кравцова в ноябре прошлого года поручил спикер нижней палаты парламента Вячеслав Володин.
Он обратил внимание, что депутаты много говорят о продвижении в школах отдельных учебных дисциплин, но не вспоминают об уважении к труду и о трудолюбии. В итоге ситуация доходит до абсурда. «Для того чтобы ребенок помыл доску, надо получить разрешение родителей. Чтобы он принимал участие в уборке класса, надо получить разрешение родителей. Но у нас те же родители просят, чтобы трудовое воспитание было неотъемлемой частью тех же программ», — отметил Володин.
Ранее, в апреле, в своем телеграм-канале спикер провел опрос среди подписчиков об их отношении к привлечению школьников к общественно-полезному труду. Тогда 92 процента россиян идею поддержали. И только восемь заявили, что в школе ребенок должен в первую очередь учиться.
Как узаконить дежурство по классу
Поправки в Закон «Об образовании», закрепляющие там понятие трудового воспитания, уже разрабатываются, сообщала «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова. Такой документ планируют внести в весеннюю сессию, рассказала депутат. При этом она отметила, что многие школы в России и сейчас прививают ребятам трудовые навыки. Но есть и такие, кого жесткая законодательная формулировка останавливает. А она сегодня, в частности, гласит: привлечение школьников к труду без согласия родителей запрещено.
«Поэтому мое предложение — поменять здесь минус на плюс, вместо запрета дать разрешение. Так и прописать в законе: привлекать к труду РАЗРЕШАЕТСЯ с согласия совершеннолетних обучающихся или с согласия родителей», — рассказала Казакова.
При этом она отметила, что в каждом конкретном случае следует учитывать возрастные особенности, состояние здоровья ребенка и другие факторы. Для этого в Госдуме планируют провести масштабные консультации с экспертами, педагогическим и родительским сообществом.
Производственная практика и трудовые бригады
Трудовое воспитание — это не только дежурство по классу, но и, например, производственная практика, опытные трудовые бригады и так далее, напомнила член Комитета Госдумы по просвещению Лариса Тутова. Поэтому не исключено, что поправки потребуется внести и в Трудовой кодекс, отметила депутат на заседании профильного комитета, где обсудили законодательное регулирование трудового воспитания в школе.
«Сейчас в Трудовом кодексе есть только понятие наемного труда. В этой ситуации учитель должен заключать некоторые договоры, например, для прохождения детьми производственной практики или участия их в опытных трудовых бригадах», — сказала политик.
Поэтому, по мнению Тутовой, в Трудовом кодексе должно быть не только понятие наемного труда, но и трудового воспитания. Его необходимо раскрыть, чтобы было понятно, что к нему относится: уборка листьев, уборка класса и так далее.
Уроки труда с первого по восьмой класс
О необходимости вернуть в школы не только практику на учебно-производственных комбинатах, но и уроки ранее говорил и бывший председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский.
«Необходимо ввести в обязательном порядке и закрепить данную инициативу законодательно — урок труда в школах. Необходимо сформировать учебную программу по данной дисциплине в соответствии с современными стандартами», — предлагал сенатор еще в 2017 году.
По его словам, уроки технологий, существующие сейчас в школах, ничем не отличаются от информатики, вплоть до преподавания обоих предметов одним учителем. «Но это совсем не одно и то же, что урок труда. Ребят не учат, к примеру, как сконструировать тот или иной гаджет, а просто как пользоваться им», — пояснял Рязанский.
При этом он подчеркивал, что трудовое воспитание должно начинаться с самого раннего возраста и продолжаться в школе — с 1-го по 8-й классы включительно, причем дисциплины должны отличаться для девочек и мальчиков по аналогии с советской школой, когда девочек учили домоводству — готовке, шитью, а мальчиков — азам простых хозяйственных и ремесленных работ.
Что же касается системы учебно-производственных комбинатов, которая также была в СССР, в результате чего школьники, например, могли получить разряд прядильщика-крутильщика, статус младшего лаборанта или ученика парикмахера, то ее нужно вводить с 9-11-го классов, отмечал бывший сенатор.
Табуреты и фартуки
Напомним, эксперимент по дифференцированному обучению и введению производственного труда в школах СССР ввели в середине 1950-х годов. Для этого в экспериментальных школах оборудовали столярные и слесарные мастерские, где мальчики делали, например, табуреты, а также кабинеты машиностроения, электротехники и черчения. Девочки же учились кройке и шитью, а начинали с самого простого — с фартука, а также готовке, которую осваивали с бутербродов.
Читайте нас в Telegram
Подробнее в ПГ: www.pnp.ru
Мы будем рады, если подпишитесь на наш канал Профобразование. Нам есть что обсудить и о чем поговорить!
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.