- 24.02.2023
- 3260 Просмотров
- Обсудить
Преподавателей все больше, а мастеров — все меньше
Начали с общей картины на основе статистики и мониторингов экономики образования. Всего в системе СПО работают почти 400 тысяч человек, численность их плавно, но увеличивается, контингент омолаживается. Но если взглянуть более детально, окажется, что ситуация не очень выигрышная для преподавателей рабочих специальностей (именно они были в центре обсуждения на семинаре).
«Прирост педагогов — главным образом, за счет преподавателей гуманитарных, математических, естественнонаучных, общеобразовательных дисциплин. А количество мастеров производственного обучения за 5 лет (2017 — 2022) сократилось почти на четверть»
Романова Ольга Анатольевна
научный сотрудник Центра развития навыков и профессионального образования
научный сотрудник Центра развития навыков и профессионального образования
Снижение среднего возраста преподавателей — тоже, в основном, за счет педагогов общеобразовательного профиля. Мастера «тяготеют к более возрастным когортам», что несет с собой риски: если эти кадры отвечают за профессиональные компетенции, то владеют ли они сами актуальными технологиями?
«Данные о сокращении количества мастеров интересно стыкуются с тем, что в последние семь лет прием на программы по подготовке рабочих стабилен. Скорее всего, это отложенные эффекты того, что 10-15 лет назад поток студентов на эти программы снижался в несколько раз»
Дудырев Федор Феликсович
Директор Центра развития навыков и профессионального образования
Директор Центра развития навыков и профессионального образования
Далеко не всегда умеем то, чему учим
Светлана Крайчинская рассказала об опыте и итогах проекта по налаживанию в России системы повышения квалификации преподавателей СПО, готовящих рабочие кадры (не все из них относятся к мастерам, но для краткости говорили — мастера). Создатели новой модели опирались на три правила: 1) мастер должен понимать, что происходит на передовом крае той рабочей специальности, которой он учит (оказывается, это далеко не всегда очевидно), 2) владеть педагогическими технологиями — как быстро и эффективно научить, а не только показать, «как надо», 3) уметь оценивать учеников, понимать, сформировался профессиональный навык или нет — это тоже происходит далеко не всегда.
Среди других базовых принципов новых моделей повышения квалификации — учиться не у тех, кто доступен, а у лучших (но, увы, далеко не всегда за забором колледжа передовое предприятие), и мастер должен уметь хорошо делать то, чему учит студентов.
«Когда мы говорили: приезжайте на курсы повышения квалификации со спецодеждой, часто слышали в ответ: зачем, я же буду сидеть и слушать. Да, к сожалению, у нас привыкли, что повышение квалификации часто воспринимают или как отдых, или, в лучшем случае, как «сидеть и слушать»
Крайчинская Светлана Брониславовна
Директор Академии Вордскиллс Россия
Директор Академии Вордскиллс Россия
В связи с этим принципом (мастер должен сам делать работу на отлично) и была введена оценка эффективности по модели демонстрационных экзаменов: преподаватель должен сдать экзамен ровно по тем правилам, по которым сдают его студенты в колледже. Чтобы было видно не только его владение профессией, но и он почувствовал себя в роли своего студента.
Мастера не хотят ни общаться, ни учиться?
За несколько лет работы проекта повышения квалификации его организаторы сформулировали несколько ключевых проблем — на основе опросов слушателей. Первая: большинство мастеров после завершения своего основного образования не повышали квалификации в той области, в которой учили студентов. Да, они проходят программы раз в 3 года, как положено всем педработникам, но часто обучаются или цифровизации, или педагогическим технологиям — но не самой рабочей специальности.
Вторая проблема: мастера варятся в собственном соку, почти не выезжают за пределы своего города или региона. А если колледж с тем или иным профилем — единственный в городе, то, получается, они и не учатся ни у кого, не развиваются. Благодаря курсам удалось формировать сообщества по определенным профессиям.
«Третья проблема — это, честно говоря, вообще был шок: когда сами преподаватели стали сдавать демонстрационные экзамены, на «хорошо» и «отлично» это сделали 18%. Остальные не справились с заданиями. Да, процент тех, кто справился, потом понемногу рос, но в целом мы должны сказать, что мастера сами не владеют тем, чему должны научить»
Крайчинская Светлана Брониславовна
Директор Академии Вордскиллс Россия
Директор Академии Вордскиллс Россия
Исследования академии выявили, что не совпадают запросы экономики и абитуриентов к СПО и самих преподавателей к системе повышения квалификации. Для «пользователей» рабочие специальности остаются в числе наиболее востребованных, а вот среди преподавателей желание повышать квалификацию в этой области не массовое. Что касается возраста мастеров, то ситуация неоднозначная. По словам Светланы Крайчинской, специалистов в возрасте 60+ много: «Их просто не отпускают, лелеют, умоляют, потому что у них мастерство на кончиках пальцев и они умеют учить. Их просто некем заменить».
Отрасли нужна инфраструктура для обучения мастеров, есть потребность в новых методиках и методистах — нужно приложить еще много усилий, чтобы преподавательские кадры соответствовали потребности экономики в рабочих специальностях.
Полная видеозапись здесь
Презентация (PDF, 1.00 Мб)
Источник: ioe.hse.ru
Иллюстрация: Юрий Пименов
Иллюстрация: Юрий Пименов
Мы будем рады, если подпишитесь на наш канал Профобразование. Нам есть что обсудить и о чем поговорить!
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.