- 15.03.2023
- 1115 Просмотров
- Обсудить
ANCOR и президентская платформа «Россия – страна возможностей» изучили ситуацию со стажерами и разобрались с особенностями найма кандидатов без опыта работы.
В мартовском онлайн-опросе ANCOR и АНО «Россия – страна возможностей» приняли участие 1 737 компаний. Только 62% из них планируют проводить стажировки в этом году, в 2022 о наличии подобных программ сообщали 76%, а в 2021 – 82%. Основная причина отказа, по словам респондентов, – трудность привлечения стажеров (33%). Геополитическую обстановку отметили лишь 15% опрошенных. Если говорить о постоянной работе, то на нее молодых специалистов нанимают 77% компаний, а из воздержавшихся (23%) планируют привлекать в будущем – 96%. При этом в приоритете - мотивация и «мягкие навыки», а практические знания и понимание специфики работодателя второстепенны.
«Стажировки – это эффективный способ привлечения молодых талантов, который мы активно используем в ANCOR. Мы напрямую сотрудничаем с самыми привлекательными вузами страны, приглашая студентов и выпускников. При этом большой процент из них позже выходит к нам на постоянную работу. Найм HiPo молодежи (прим.: High Potential - сотрудники с высоким потенциалом) играет большую стратегическую роль в развитии практически любой компании», – рассказал генеральный директор стаффинговой группы ANCOR Сергей Саликов.
«Количество компаний, организующих стажерские программы, за два года сократилось на 20%. В то же время работодатели, которые продолжают развивать это направление, увеличили количество позиций в рамках данных программ более чем в 1,5 раза по сравнению с результатами 2022 года, а 38% не изменили число вакансий. Это означает, что работодатели по-прежнему готовы инвестировать время и средства в развитие потенциальных кадров, чтобы уже после стажировки предложить молодым специалистам трудоустройство. Партнерами платформы «Россия – страна возможностей» являются 1500 компаний, университетов, государственных организаций. Благодаря этому финалисты и победители большинства наших проектов получают возможность пройти стажировку или получить предложение о работе у ведущих работодателей страны. Уже тысячи выпускников прошли стажировки в компаниях мечты благодаря участию в наших конкурсах», – отметил генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей», и. о. ректора РАНХиГС Алексей Комиссаров.
Стажировок становится меньше
Наблюдается снижение числа работодателей, инвестирующих в стажерские программы в течение нескольких последних лет. В 2021 году 82% опрошенных компаний организовывали стажировки, в 2022 этот показатель снизился до 76%, а в 2023 году составил 62%. При этом большинство респондентов, работающих со стажёрами сейчас, делали это и в прошлом году. В основном подобное направление сохранили средние и крупные работодатели с численностью персонала свыше 250 человек.
Среди организаций, которые планируют привлекать стажеров в 2023 году, 42% увеличили количество позиций в рамках данных программ, 38% не изменили число вакансий, 12% уменьшили масштабы работы. Для 8% это был новый опыт, которого не было в прошлом году. При этом, по данным 2022 года, компании вели себя более настороженно – тогда лишь 26% организаций увеличили количество стажерских мест, а 43% сохранили прежнее количество. Это говорит о том, что сейчас работодатели чувствуют себя более стабильно и готовы вкладывать средства в обучение кадров. При этом средний процент закрытия оплачиваемых стажерских позиций составил в 2022 году 85%.
Рассказывая о причинах отсутствия у них стажерских программ, 46% отметили, что не запускали их ранее и не планируют в ближайшее время. 33% сказали о трудностях привлечения стажеров, 21% упомянули об ограничениях бюджета, 18% отложили привлечение стажеров на более поздний срок. 15% назвали причиной геополитические события, при этом год назад это был основной повод отсутствия стажировок (50%).
Особенности найма кандидатов без опыта
«Наша практика показывает, что многим компаниям необходима помощь в работе с молодыми сотрудниками без опыта работы. Речь идет о разработке специализированных программ адаптации, развитии в организации практики наставничества. Также большую роль играет повышение узнаваемости бренда работодателя среди студентов, что позволит компаниям эффективно привлекать и удерживать молодые таланты», - отметил генеральный директор ANCOR Сергей Саликов.
Три четверти опрошенных компаний (77%) привлекали в 2022 году на работу молодых специалистов без опыта, из воздержавшихся 96% хотели бы нанимать их в будущем. Реже других брали соискателей без практических навыков компании из сфер здравоохранения (40%), недвижимости и строительства (38%).
Возможность «вырастить» специалиста под свой запрос стала самой популярной причиной для привлечения юных талантов (92%). 39% рассчитывают таким образом повысить узнаваемость своего HR–бренда среди молодежи, 30% хотят передать таким сотрудникам рутинную работу, 29% видят среди плюсов экономию бюджета, 19% обуславливают свой выбор нехваткой специалистов, также 19% видят возможность по-новому оценить устоявшиеся процессы, 11% говорят о корпоративной политике и позиции руководства.
Отказываются же компании от найма людей без опыта из-за нехватки ресурсов для адаптации и обучения – 33%, видят сложности в особенностях нового поколения – 29%, смущены слишком высокими зарплатными ожиданиями новичков – 17%. Не могут предоставить полную занятость 16%, считают подобный найм неэффективной инвестицией 13%, просто не имеют выхода на молодежную аудиторию 11%, был ранее негативный опыт в этом направлении – 8%, недостаточно рабочих мест в офисе – 4%, сложности с оформлением документов – 2%.
Антирейтинг качеств юных соискателей возглавили: чрезмерная уверенность в своих силах, низкий уровень soft skills, опоздания на встречи и неграмотно составленное резюме.
Способы и сложности в привлечении молодых специалистов
Наиболее распространенные трудности при найме молодых специалистов – это дефицит кадров с необходимыми компетенциями (56%), непривлекательность условий работы для соискателей (51%), быстрое разочарование кандидатов в работе (29%), сотрудники быстро находят другую работу (22%). Только 18% ответили, что рекрутеры не сталкиваются с какими-то значительными сложностями. Еще 15% отметили, что молодежь не готова переезжать в регион работы работодателя, 11% – специалисты не готовы к неоплачиваемым стажировкам. И на последнем месте (6%) оказались сложности с нахождением общего языка с новым поколением.
Самым популярным источником привлечения молодых кадров остаются сайты поиска работы – их используют 77% опрошенных. Компании также активно сотрудничают с образовательными учреждениями (62%), чтобы привлекать начинающих специалистов. Интересно, что половина респондентов (52%), считают знакомства и «сарафанное радио» важным источником привлечения молодых сотрудников. Далее по убывающей идут соцсети и мессенджеры (51%), вакансии на сайте компании (47%), студенческие карьерные сайты (41%), молодежные мероприятия (20%), государственные сервисы («Работа в России», «Труд всем) – 18%, кадровые агентства (6%).
Какие форматы используют компании для привлечения юных сотрудников? Более половины компаний привлекают специалистов без опыта, организуя оплачиваемые стажировки (56%) и участвуя в ярмарках вакансий и днях карьеры (51%). Далее идут выступления представителей компании в вузах (48%), проведение рекламных кампаний (29%), дни «открытых дверей» (27%), решение кейсов компании (25%), присутствие на форумах (16%) и другие форматы. В итоге компании закрывают в среднем 88% позиций для недавних выпускников и сотрудников без опыта.
Значимость образования
«Мы выяснили, что 76% работодателей сотрудничают с вузами для привлечения студентов на практику – это самый популярный формат работы с начинающими специалистами. По мнению работодателей, в топ-5 российских вузов входят НИУ ВШЭ, МГУ, РАНХиГС, МГТУ им. Н.Э. Баумана и Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. Не менее важно и то, что теперь при найме молодых специалистов работодатели ценят надпрофессиональные навыки, такие как высокая мотивация, ответственность, трудолюбие и умение обучаться, профильное образование и инициативность. Именно поэтому наша платформа «Россия – страна возможностей» совместно с Минобрнауки России развивает в российских университетах Центры компетенций, где любой студент в дополнение к основным предметным навыкам, освоенным в университете, получает индивидуальный план развития своих надпрофессиональных компетенций, цифровое портфолио и доступ к вакансиям и стажировкам у работодателей», – добавил генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей», и. о. ректора РАНХиГС Алексей Комиссаров.
Наиболее важные критерии, на которые обращают внимание работодатели, привлекая молодых специалистов из определенных вузов, следующие: хороший уровень знаний и их актуальность, наличие профильной специальности/программы обучения, налаженная связь вуз-работодатель, современные подходы в обучении, уважаемый и практико-ориентированный профессорско-преподавательский состав. Менее важные, но актуальные параметры: наличие широкой сети филиалов по России, активная внеучебная жизнь студентов, большое количество выпускников, сильная научно-исследовательская деятельность, престиж и узнаваемость вуза.
Портрет респондентов
В онлайн-опросе приняли участие 1 737 представителей компаний. По сферам деятельности респонденты представляли разные отрасли: здравоохранение (15%), товары народного потребления (13%), строительство и недвижимость (11%), ИТ и телекоммуникации (11%), машиностроение (9%), розничная торговля (8%), услуги для бизнеса (6%), агропромышленный комплекс (6%), финансовые услуги (4%), индустрия гостеприимства (4%), автобизнес (3%), добыча и обработка (3%), Государственный сектор и НКО (2%), транспорт и логистика (2%), образование (1%), услуги для населения (1%).
По численности персонала распределение выглядит следующим образом: 31% – 1-5 тыс. сотрудников; 25% – 250– 1 000 сотрудников; 16% – менее 100 сотрудников; 14% – более 5 000 сотрудников; 13% – 100-250 сотрудников.