- 24.03.2023
- 1289 Просмотров
- Обсудить
Департамент высшего образования Skillbox совместно с командой исследований VK выяснили, как родители участвуют в образовании детей и какие страхи относительно учебы в вузе испытывают. По результатам опроса, 45% респондентов доверяют выбор направления обучения своему ребенку. Соглашаются с этим выбором 58%, а 31% не одобряют решение, но и не вступают в конфликт. Опрос также показал, что 37% респондентов готовы оплачивать обучение ребенка в вузе, так как не находят желаемой профессии на бюджете.
Цель поступления и страхи родителей
39% респондентов хотят, чтобы ребенок получил высшее образования, так как именно оно может дать возможности для саморазвития, самореализации и личностного роста. 28% опрошенных считают, что высшее образование позволит получить новые знания, умения, навыки, опыт и систематизировать старые. 21% уверены, что оно позволит получать более высокий доход. Лишь 8% считают, что без высшего образования нельзя устроиться на работу. Примечательно, что так думают преимущественно жители Москвы (10%), тогда как в других городах-миллионниках в большинстве случаев не связывают наличие диплома с возможностью устройства на работу (4%).
Тревоги перед поступлением испытывают и дети, и родители. При этом в большинстве случаев они сфокусированы на школьных выпускных экзаменах (ЕГЭ) – так ответили 29% опрошенных. 24% переживают за выбор специальности для обучения, по 13% – за адаптацию к учебе в вузе и успеваемость во время обучения. И только 12% волнует выбор самого вуза, а 7% находят тревожным процесс подачи документов.
Помощь в выборе направления обучения
Больше половины (55%) родителей помогают детям в выборе направления обучения, а 45% полностью доверяют его ребенку. Лишь 1% опрошенных принимали решения за своих детей.
При выборе направления 44% респондентов отталкивались от интересов своих детей. 22% родителей подошли к вопросу более прагматично – изучили рынок и востребованность профессий и, исходя из этого, сделали выбор. 17% стараются дать разностороннее образование. 14% ориентируются только на баллы ЕГЭ – позволяют ли они пройти на бюджет, тогда как 11% опрошенных родителей, наоборот, смотрят на стоимость обучения и выбирают направление, отталкиваясь от доступности цены.
Из числа опрошенных, кто не помогал ребенку с выбором направления, 68% не делали этого, считая, что ребенок лучше знает, что ему интересно. 27% респондентов не участвовали, так как боялись надавить на ребенка и заглушить его желания собственными. 6% ответили, что им просто не важно, куда поступит их ребенок. По итогу в большинстве случае (58%) родители согласны с выбором ребенка. 31% – выбор не одобряют, но не конфликтуют с детьми по этой причине, тогда как 10% родителей не согласны с мнением ребенка и конфликтуют из-за выбора профессии.
Востребованные направления обучения
Чаще всего студенты выбирают для поступления или уже учатся на таких направлениях, как “Инженерное дело, технологии и технические науки”, “Социальные науки”, “Математика и естественные науки” – 19%, 21% и 20% соответственно. Медицину выбирает 19% детей, а гуманитарные науки – 8%. Искусство и сельскохозяйственные науки будут изучать по 5% детей респондентов. Еще 7% станут педагогами.
47% родителей гордятся профессией своего ребенка, 28% – считают ее общественно значимой, 21% – престижной, и 13% – прибыльной. Лишь 3% респондентов не испытывают гордости за профессию, которой обучается их ребенок.
Выбор формы обучения
Несмотря на то, что большинство вузов предлагают сегодня двухуровневую систему обучения (бакалавриат и магистратура), подавляющее большинство респондентов (61%) считают специалитет, который заканчивало большинство родителей, наиболее оптимальной формой обучения для своего ребенка. Среди опрошенных 83% хотели бы, чтобы их дети учились на очной форме обучения. Только 8% предпочли бы заочную форму, тогда как среди родителей первокурсников этот показатель увеличился до 14%.
Коммерческая и бюджетная основа
64% опрошенных рассматривают обучение исключительно на бюджетной основе, тогда как платить за семестры готовы 26%. При этом выбор на обучение на платной основе падает в большинстве случаев (37%) потому, что в университете по выбранному направлению нет бюджетных мест. 30% респондентов отказываются от бюджета из-за результатов ЕГЭ, тогда как 13% считают, что на платном обучении к ребенку будет более внимательное отношение.
“Сегодня в программе вузов появляются новые востребованные ИТ-специальности, как, например, веб-разработка или графический дизайн. Ранее студенты могли изучать их только в рамках дополнительных курсов, вузы же были сосредоточены на академической базе знаний (прикладная информатика, экономика и прочее). Интеграция таких профессий в список специальностей вуза зачастую возможна благодаря объединению университета с индустриальным партнером или EdTech-отраслью. Именно поэтому обучение возможно только на коммерческой основе. Сегодня мы наблюдаем тенденцию, что с каждым годом абитуриенты и их родители все лояльнее относятся к коммерческим программам обучения. Так, например, в 2022 году число поступивших на нашу программу онлайн-бакалавриата по веб-разработке увеличилось в 2 раза”, – комментирует Татьяна Курасова, руководитель программ направления “Высшее образование” в Skillbox.
Образовательная платформа Skillbox провела исследование методом онлайн-опроса в феврале 2023 года. В исследовании приняли участие 1105 родителей старше 35 лет из разных городов России.
О Skillbox
Skillbox — образовательная платформа, которая объединяет ведущих экспертов и практиков рынка, методистов и продюсеров образовательного контента. Платформа была запущена в 2016 году и на сегодняшний день предлагает более 780 образовательных продуктов: курсов по разным направлениям, комплексных программ по обучению новым и востребованным профессиям, онлайн-программы высшего и бизнес-образования вместе с крупнейшими университетами страны и корпоративное обучение для бизнеса. Также в компании есть площадка для вебинаров и Лекторий.
Skillbox работает на базе собственной инновационной платформы (LMS), разработанной для онлайн-обучения, и предлагает самый большой на российском рынке выбор курсов по разным направлениям — дизайн, программирование, управление, маркетинг, кино и музыка, разработка игр и т.д.
Компания входит в Skillbox Holding Limited — международный образовательный холдинг, в составе которого также GeekBrains, SkillFactory, Mentorama и Lerna (ключевой инвестор холдинга — VK). Холдинг работает с пользователями по всему миру. По итогу третьего квартала 2022 года на платформах холдинга зарегистрировано 12 млн млн пользователей, из которых 465 тысяч обучаются на платных программах. Холдинг занял первое место в рейтинге крупнейших EdTech-компаний России от РБК и Smart Ranking во втором квартале 2022 года.
В 2022 году Skillbox стал лидером по качеству организации обучения на российском EdTech-рынке в сегменте ДПО по данным исследования агентства Smart Ranking. В апреле 2022 года исследование РАЭК (кластер EdTech) выявило, что за три года (январь 2019 — январь 2022) 73% пользователей достигли своей образовательной цели. В сентябре 2022 года, исследователи НИУ ВШЭ зафиксировали, что 93% пользователей Skillbox считают, что онлайн-образование помогло им реализовать поставленную карьерную цель. При этом заработная плата у выпускников, нашедших работу в новой профессии, увеличилась в среднем на 38% за полгода после завершения обучения.
Подробнее на https://skillbox.ru
Фото: pixabay.com