- 30.04.2023
- 1353 Просмотра
- Обсудить
«Нет желания думать о тексте»
Вокруг самого чтения — понятийный хаос, потому что оно быстро меняется как культурный феномен. Часто от какого-нибудь учителя можно услышать, что читать стали меньше, но это спорно. Если понимать чтение как «беру толстую книгу и погружаюсь в процесс», да, а если смотреть более широко — нет: многое в повседневной активности мы даже не осознаём как чтение, но письменные тексты играют всё большую роль. Не случайно голосовые сообщения многих раздражают (не на что опереться взглядом), а знаменитая некогда соцсеть ClubHouse так и не «выстрелила». Прежде чем говорить о развитии чтения, нужно понимать, какое чтение и как мы хотим культивировать? Более того, операции чтения трудно отделить от операций мышления, это триада «читаю — думаю — транслирую» (как можно понять, что человек что-то прочитал, если он не в состоянии это объяснить?), и именно с этой позиции стоит подходить к проблеме чтения в университете.
«Когда студент поступает в университет, то сталкивается со множеством незнакомых форм работы, причем, самостоятельной. Чтение играет в них главную роль, потому что экспериментальная работа начнется позже. Если правильно заложить навык чтения, объяснить, как им владеть, то студент сможет выработать гибкий стиль учебного поведения».
Константин Кокарев
заведующий лабораторией академических компетенций и управления знаниями ТюмГУ
заведующий лабораторией академических компетенций и управления знаниями ТюмГУ
Цель курса, разработанного в Тюмени, обозначена как «формирование базового навыка для освоения профессионального знания в дальнейшем». Студентов учат по-разному работать с разными типами письменных источников, это вариативность даже не типов информации, а мышления. Авторы курса, Марина Бояринцева и Константин Кокарев, называют главной проблемой, которую с его помощью можно преодолеть — «отсутствие желания думать в связи с текстом».
Учить всех, но по-разному
Прежде чем приступить к курсу, студенты проходят многоступенчатую диагностику читательских навыков. Это три блока, каждый из которых раскрывает особенности: восприятия печатного текста, логического мышления и аналитических навыков работы с текстом. Это помогает правильно разделить курс на группы, потому что, как показало исследование, уровень сформированности навыка может быть абсолютно разный: одни сразу и хорошо понимают прочитанное, другие идут к пониманию постепенно и долго, многократно возвращаясь по тексту, третьи в принципе не могут выполнять сложные задания.
«На первом этапе диагностики проверяем, как вообще студенты воспринимают напечатанный текст, нет ли искажений, задача — выявить признаки несовершенства первичной обработки информации. Второй этап: проверка, как студент видит внутренние смыслы в тексте, логические связи. На третьем этапе нужно понять уровень развития аналитических навыков: предстоит найти информацию, заданную в явном и неявном, сформулировать выводы, интерпретировать и обобщить информацию, провести анализ и оценку содержания текста, его языковых особенностей и структуры».
Марина Бояринцева
научный сотрудник лаборатории академических компетенций и управления знаниями ТюмГУ
научный сотрудник лаборатории академических компетенций и управления знаниями ТюмГУ
Дефициты, выявленные на разных этапах диагностики, позволяют делать разные акценты в самом курсе: так, для тех, у кого проблемы на базовом уровне чтения, уменьшают объем текстов, а для дефицитов второго уровня полезна работа с аудиальной информацией.
Конспекты на все случаи жизни
Сам курс состоит из четырех блоков занятий: мотивационного, инструментального, дискуссионного и практического. На первом этапе со студентами разбирают, зачем и когда читать, какие виды чтения возможны, почему нужно читать по-новому в университете и чем это отличается от «школьного» чтения. В частности, осваивают разные типы конспектирования — чтобы поставить специфические интеллектуальные навыки. Первый тип развивает умение просто «схватить» смысл, второй — «вытащить» суть из малоупорядоченного массива информации, третий — умение классифицировать и собирать смысловую основу из разрозненных источников, четвертый — навык создания баз данных, картотек.
На практических занятиях последовательно проводят пять операций:
— выделение темы и идеи текста, нужно доказать, что это главное утверждение автора;
— выделение ключевых слов в тексте;
— выделение тезиса как центральной идеи;
— поиск причинно-следственных связей;
— поиск скрытых предпосылок в тексте.
«Мы долго боролись с преподавателями, чтобы они не готовили тексты заранее. Пусть студенты сами попытаются их подобрать. Все тексты делятся на девять типов, есть универсальные, есть подходящие только для сильных групп (например, аналитический отчет), а есть — для слабых (например, словари)».
Константин Кокарев
заведующий лабораторией академических компетенций и управления знаниями ТюмГУ
заведующий лабораторией академических компетенций и управления знаниями ТюмГУ
Иллюзия умения читать
Отсутствие понимания миссии курса встречается не только у студентов, но и у отдельных преподавателей: «во многом курс все еще остается непонятым», признают авторы доклада. Константин Кокарев объясняет это иллюзией читательских компетенций: мол, как я научился читать в первом классе, так и продолжаю — дополнительно учиться не надо.
«Наверняка студенты, о которых вы говорите — инженеры и математики. Мы тоже с этим столкнулись, когда изучали вопрос: у разных специальностей разное отношение к чтению. Некоторые преподаватели математических дисциплин, например, вообще не считают, что студенты должны читать. Тезис, что цифры это тоже текст, их не убеждает».
Лытаева Мария Александровна
академический руководитель магистерской программы «Педагогическое образование»
академический руководитель магистерской программы «Педагогическое образование»
Один из интересных итогов введения курса такого рода — эффект не только для студентов, но и преподавателей, особенно тех, кто по специальности не связан с темой чтения, восприятия текстов напрямую. Работа с текстом развивает и их навыки тоже. По задумке создателей, курс носит трансформирующий характер как для отдельного студента и преподавателя, так и для всего университета в целом.
Полная видеозапись семинара здесь
Презентация (PDF, 155 Кб)
Источник: ioe.hse.ru
Мы будем рады, если подпишитесь на наш канал Профобразование. Нам есть что обсудить и о чем поговорить!
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.