- 19.06.2023
- 1942 Просмотра
- Обсудить
Специалисты по внедрению бережливого производства часто сетуют, что привыкание к новым подходам на предприятиях идет с большим скрипом. Чтобы спасти проект, приходится продвигать бережливые идеи персоналу, объяснять и уговаривать, отнимая время и силы от основных бизнес-задач. Процесс становится сложным, дорогим, с негарантированным результатом.
А что если не нужно будет преодолевать сопротивление и переучивать? Если любой школьник — в буквальном смысле — будет знать, что такое бережливое производство, а специалисты с профильным образованием — владеть его методами? Очевидно, что стоимость внедрения бережливого производства снизится, а эффективность — кратно возрастет.
Вот почему сегодня, когда lean-концепция охватывает все больше предприятий, важно развивать холистический, системный подход к формированию бережливого мышления, поведения и культуры, вовлекая все образовательные ступени: школа — колледж — вуз. Предлагаем поговорить о том, кто, как и какими инструментами может строить такую систему. И подкрепляем свои рассуждения мнениями людей, которые занимаются проектами бережливого производства на разных ступенях российского образования.
Бережливое производство в образовании — еще идея или уже практика?
Современная экономика такова, что за год в ней может измениться все: технологии, потребительский спрос, внешняя ситуация. Предприятиям нужно постоянно адаптироваться и развиваться, а для этого им необходимы сотрудники, которые как можно быстрее включаются в процессы и начинают создавать ценность. Идеально, когда нового специалиста остается ввести только в специфику предприятия, так как основы производственной деятельности он знает. Бережливое производство уже вошло в массовую практику, а значит, и в число базовых компетенций специалиста. Система образования это видит и старается подстраиваться. Но пока медленнее, чем хотелось бы.
Интересно, что, по нашим наблюдениям, активнее всего идет продвижение на уровне среднего профессионального образования — в технических колледжах. С 2019 года ФГОС по некоторым специальностям уже включают компетенции в области применения бережливого производства.
Можно предположить, что дело в практической направленности среднего звена. Колледжи, техникумы всегда были связаны с работодателями. Они меньше ориентированы на теорию и больше — на реальные производственные задачи, часто напрямую взаимодействуют с конкретным (“шефским”) предприятием, готовят специалистов по его запросу.
Таким образом, процесс запустился самопроизвольно, естественным путем. У бизнеса сложился запрос на специалистов, владеющих бережливыми навыками, — подшефные колледжи начали создавать под него программы — успешная практика перешла в образовательный стандарт. Это сработало и дало первые результаты. Можно ожидать, что опробованные программы будут распространяться среди профильных ссузов.
Рассказывает Максим Долгополов, менеджер бережливого производства ООО “РЛЗ”, преподаватель Ростовского колледжа технологий машиностроения: «РКТМ тесно взаимодействует с холдингом Ростсельмаш, который активно использует методы бережливого производства. Поскольку многие наши выпускники трудоустраиваются на предприятия Ростсельмаша, несколько лет назад мы разработали программу по методологии и ее инструментам. Теперь она входит в официальный учебный курс по нескольким специальностям. Формат обучения собран так, что молодые специалисты больше не удивляются терминам “кайдзен-деятельность” и “SMED”, знают элементы системы 5S и понимают, почему нужно поддерживать порядок в цехах. Они быстрее осваивают рабочие процессы, им легче закрепиться на предприятии. Как бонус — способность оформить кайдзен-предложение помогает проявить себя, создать ценность для компании и получить дополнительную материальную мотивацию». |
С вузами ситуация сложнее. Общение показывает, что они чувствуют запрос рынка точно так же, как колледжи: работодатели ждут подготовленных выпускников, в том числе в области бережливого производства. Однако программа вузов строже регламентируется, ее труднее изменить на местах. Образовательные стандарты обновляются медленнее, и пока что выходом остается преподавание lean-концепции в рамках дополнительных программ.
За счет меньшей гибкости в высшем образовании путь оказывается длиннее, чем в среднем звене. Возможно, на этом направлении требуется более активное лоббирование с обеих заинтересованных сторон — и бизнеса, и вузов.
Теперь о школах. Конечно, вопрос изучения бережливых методов на школьном уровне не стоит так остро, как в профессиональном образовании. Но здесь все же есть предмет для обсуждения.
Идею о том, что профессия должна закладываться в школе, уже можно считать общепризнанной. Переходя в старшие классы, школьники выбирают образовательную траекторию и усиливают подготовку по нужному им направлению. С другой стороны, производственный бизнес живет в условиях дефицита кадров — в том числе из-за того, что инженерно-технические специальности выбирают не так много абитуриентов.
Программы обучения бережливому производству, организованные совместно с предприятиями, могут стать способом совместить интересы. Для бизнеса это возможность зайти в школы, познакомиться с подростками, вызвать интерес к профессии, то есть проактивно привлекать будущее поколение специалистов. Для учеников — расширить кругозор, овладеть базовыми навыками бережливого производства, которые будут востребованы во многих (не только производственных) видах деятельности. А возможно, и увидеть для себя карьерные перспективы.
Организационно школы действуют примерно как вузы. Обязательная программа расписана по часам, поэтому обучение или выводят в курс ДПО, или проводят в виде факультативных занятий, вовлекая заинтересованных ребят. Такие проекты уже есть, хотя пока их число невелико — можно говорить лишь об отдельных примерах, реализованных энтузиастами при поддержке активных предприятий.
Опытом делится Елена Сыродубова, инженер-конструктор “Севмаш” I категории, член Архангельского регионального отделения Союза машиностроителей России: «Как градообразующее предприятие, Севмаш ведет активную профориентационную работу на всех уровнях образования, от детского сада и школы до профильного института. У этой работы много направлений: лекции, практикумы, конкурсы. В рамках одного из проектов мы провели серию уроков по обучению бережливому производству для подшефных школ. С помощью тренера завода ребята (с 5-го по 11-й классы) познакомились с основами и инструментами методологии, а в конце сами подготовили проекты о том, как могут применить эти навыки в своей жизни. Занимаясь такими проектами больше десяти лет, мы уже видим в числе сотрудников тех, кого помним детьми. Сквозная система, которую мы построили, дает возможность постепенно вовлекаться в профессию, получать и теоретические, и практические знания — а мы в результате получаем специалистов действительно высокого уровня». |
Но вот что важно. Чтобы от обучения был толк, молодым людям должно быть: а) понятно, как это работает, и б) интересно. Ни подростки-старшеклассники, ни студенты не знакомы с реальным производством. Многое ли им будет понятно из объяснений “на пальцах”? Эта проблема решается с помощью инструментов, гораздо более наглядных, чем учебник и доска.
Условие успеха — обучение, которое увлекает
Специалистов, которые занимаются бережливым производством, не нужно знакомить с lean-тренажерами — они уже стали золотым стандартом в проектах внедрения. Но применительно к работе с молодежью их плюсы можно умножать на много.
Игровые формы позволяют сделать обучение увлекательным для любого возраста — будь то младшая школа или старшекурсники. Тренажер оживляет процесс и работает кратно лучше, чем сухой теоретический материал. Вместо абстрактных описаний игроки получают собственный опыт: наблюдают, как создается продукт, и участвуют в его создании, решают множество интересных задач, предлагают свои идеи и видят, как они работают. Добавляется еще и соревновательный элемент, усиливающий азарт и вовлеченность. Все это дает осознанное понимание подхода и мгновенный трансфер знаний в практику — даже если ребята никогда не были на настоящем заводе.
«У нас тренажеры включены в обучение как сопровождающий материал. После каждой темы, изучив теорию, мы проводим игру — 5s, SMED или Лин-эксперт, чтобы закрепить знания на практике. Обычно студенты делятся на команды и соревнуются в сборке “стульчиков” или другой целевой задаче. Механика в целом отработана, но всегда есть доля импровизации. Игровой формат максимально эффективен в обучении, студенты с удовольствием переключаются на другую деятельность. И главное, что здесь есть практика, которая помогает понять, как работают методы бережливого производства в реальном процессе». Максим Долгополов |
Кроме того, тренажер помогает улучшить образовательный процесс с точки зрения развития мышления учащихся. Если посмотреть на знаменитую “Таксономию образовательных целей Блума”, то на обычных уроках редко удается выйти за пределы первых двух уровней — запоминание и понимание. Тренажер проводит по всем шести: через понимание и применение, анализ и оценку — к созданию, возможности использовать знания, решить проблему и ощутить результат своей работы.
«Мы купили комплект тренажеров в 2019 году, за это время они окупились на 1000%. Отработали в школьном проекте, в тренингах на предприятии, затем мы передали их институту, где они вошли в постоянную практику обучения. Иногда задействуем в новых проектах: например, в прошлом году ездили с ними на профориентационную смену в лагерь “Орленок”. Детям интересно, они рады не просто послушать лекцию, а поучаствовать собственными руками в игровом производстве. Это отличается от привычных уроков и дает в остатке больше практических знаний». Елена Сыродубова |
Бережливое производство системно развивается на российских предприятиях сравнительно недавно, а уровень профессионального образования включился в этот процесс практически “вчера”. Многие учебные заведения понимают, что им нужны такие программы, чтобы студенты получали полноценные актуальные знания, а работодатели — специалистов, готовых к работе на современном предприятии. Но не все знают, как подступиться к делу.
Судя по нашим примерам, локомотивом этого тренда становятся колледжи и вузы, интегрированные с крупными предприятиями. Такая связка очень упрощает подготовку: конкретные задачи формируют запрос, который транслируется в учебную программу. Затем подтянутся и остальные. Насколько быстро — будет зависеть от многих факторов.
Следующие статьи мы посвятим именно практическим аспектам внедрения бережливого производства в образовательную систему. Расскажем подробнее о реальных кейсах, поделимся опытом их участников и мнениями о том, что нужно и чего не хватает, чтобы таких проектов становилось больше.
Автор статьи Ника Турбина, директор по развитию компании ГеймШторминг