Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » 2023 » Июнь » 19

Чем раньше, тем лучше? Зачем учить молодежь бережливому производству и как построить сквозную систему обучения от школы до предприятия

Специалисты по внедрению бережливого производства часто сетуют, что привыкание к новым подходам на предприятиях идет с большим скрипом. Чтобы спасти проект, приходится продвигать бережливые идеи персоналу, объяснять и уговаривать, отнимая время и силы от основных бизнес-задач. Процесс становится сложным, дорогим, с негарантированным результатом.

А что если не нужно будет преодолевать сопротивление и переучивать? Если любой школьник — в буквальном смысле — будет знать, что такое бережливое производство, а специалисты с профильным образованием — владеть его методами? Очевидно, что стоимость внедрения бережливого производства снизится, а эффективность — кратно возрастет.

Вот почему сегодня, когда lean-концепция охватывает все больше предприятий, важно развивать холистический, системный подход к формированию бережливого мышления, поведения и культуры, вовлекая все образовательные ступени: школа — колледж — вуз. Предлагаем поговорить о том, кто, как и какими инструментами может строить такую систему. И подкрепляем свои рассуждения мнениями людей, которые занимаются проектами бережливого производства на разных ступенях российского образования.

Бережливое производство в образовании — еще идея или уже практика?

Современная экономика такова, что за год в ней может измениться все: технологии, потребительский спрос, внешняя ситуация. Предприятиям нужно постоянно адаптироваться и развиваться, а для этого им необходимы сотрудники, которые как можно быстрее включаются в процессы и начинают создавать ценность. Идеально, когда нового специалиста остается ввести только в специфику предприятия, так как основы производственной деятельности он знает. Бережливое производство уже вошло в массовую практику, а значит, и в число базовых компетенций специалиста. Система образования это видит и старается подстраиваться. Но пока медленнее, чем хотелось бы.

Интересно, что, по нашим наблюдениям, активнее всего идет продвижение на уровне среднего профессионального образования — в технических колледжах. С 2019 года ФГОС по некоторым специальностям уже включают компетенции в области применения бережливого производства.

Можно предположить, что дело в практической направленности среднего звена. Колледжи, техникумы всегда были связаны с работодателями. Они меньше ориентированы на теорию и больше — на реальные производственные задачи, часто напрямую взаимодействуют с конкретным (“шефским”) предприятием, готовят специалистов по его запросу.

Таким образом, процесс запустился самопроизвольно, естественным путем. У бизнеса сложился запрос на специалистов, владеющих бережливыми навыками, — подшефные колледжи начали создавать под него программы — успешная практика перешла в образовательный стандарт. Это сработало и дало первые результаты. Можно ожидать, что опробованные программы будут распространяться среди профильных ссузов.

 

Рассказывает Максим Долгополов, менеджер бережливого производства ООО “РЛЗ”, преподаватель Ростовского колледжа технологий машиностроения:

«РКТМ тесно взаимодействует с холдингом Ростсельмаш, который активно использует методы бережливого производства. Поскольку многие наши выпускники трудоустраиваются на предприятия Ростсельмаша, несколько лет назад мы разработали программу по методологии и ее инструментам. Теперь она входит в официальный учебный курс по нескольким специальностям. Формат обучения собран так, что молодые специалисты больше не удивляются терминам “кайдзен-деятельность” и “SMED”, знают элементы системы 5S и понимают, почему нужно поддерживать порядок в цехах. Они быстрее осваивают рабочие процессы, им легче закрепиться на предприятии. Как бонус — способность оформить кайдзен-предложение помогает проявить себя, создать ценность для компании и получить дополнительную материальную мотивацию».

С вузами ситуация сложнее. Общение показывает, что они чувствуют запрос рынка точно так же, как колледжи: работодатели ждут подготовленных выпускников, в том числе в области бережливого производства. Однако программа вузов строже регламентируется, ее труднее изменить на местах. Образовательные стандарты обновляются медленнее, и пока что выходом остается преподавание lean-концепции в рамках дополнительных программ.

За счет меньшей гибкости в высшем образовании путь оказывается длиннее, чем в среднем звене. Возможно, на этом направлении требуется более активное лоббирование с обеих заинтересованных сторон — и бизнеса, и вузов.

Теперь о школах. Конечно, вопрос изучения бережливых методов на школьном уровне не стоит так остро, как в профессиональном образовании. Но здесь все же есть предмет для обсуждения.

Идею о том, что профессия должна закладываться в школе, уже можно считать общепризнанной. Переходя в старшие классы, школьники выбирают образовательную траекторию и усиливают подготовку по нужному им направлению. С другой стороны, производственный бизнес живет в условиях дефицита кадров — в том числе из-за того, что инженерно-технические специальности выбирают не так много абитуриентов.

Программы обучения бережливому производству, организованные совместно с предприятиями, могут стать способом совместить интересы. Для бизнеса это возможность зайти в школы, познакомиться с подростками, вызвать интерес к профессии, то есть проактивно привлекать будущее поколение специалистов. Для учеников — расширить кругозор, овладеть базовыми навыками бережливого производства, которые будут востребованы во многих (не только производственных) видах деятельности. А возможно, и увидеть для себя карьерные перспективы.

Организационно школы действуют примерно как вузы. Обязательная программа расписана по часам, поэтому обучение или выводят в курс ДПО, или проводят в виде факультативных занятий, вовлекая заинтересованных ребят. Такие проекты уже есть, хотя пока их число невелико — можно говорить лишь об отдельных примерах, реализованных энтузиастами при поддержке активных предприятий.

Опытом делится Елена Сыродубова, инженер-конструктор “Севмаш” I категории, член Архангельского регионального отделения Союза машиностроителей России:

«Как градообразующее предприятие, Севмаш ведет активную профориентационную работу на всех уровнях образования, от детского сада и школы до профильного института. У этой работы много направлений: лекции, практикумы, конкурсы. В рамках одного из проектов мы провели серию уроков по обучению бережливому производству для подшефных школ. С помощью тренера завода ребята (с 5-го по 11-й классы) познакомились с основами и инструментами методологии, а в конце сами подготовили проекты о том, как могут применить эти навыки в своей жизни.

Занимаясь такими проектами больше десяти лет, мы уже видим в числе сотрудников тех, кого помним детьми. Сквозная система, которую мы построили, дает возможность постепенно вовлекаться в профессию, получать и теоретические, и практические знания — а мы в результате получаем специалистов действительно высокого уровня».

Но вот что важно. Чтобы от обучения был толк, молодым людям должно быть: а) понятно, как это работает, и б) интересно. Ни подростки-старшеклассники, ни студенты не знакомы с реальным производством. Многое ли им будет понятно из объяснений “на пальцах”? Эта проблема решается с помощью инструментов, гораздо более наглядных, чем учебник и доска.

Условие успеха — обучение, которое увлекает

Специалистов, которые занимаются бережливым производством, не нужно знакомить с lean-тренажерами — они уже стали золотым стандартом в проектах внедрения. Но применительно к работе с молодежью их плюсы можно умножать на много.

Игровые формы позволяют сделать обучение увлекательным для любого возраста — будь то младшая школа или старшекурсники. Тренажер оживляет процесс и работает кратно лучше, чем сухой теоретический материал. Вместо абстрактных описаний игроки получают собственный опыт: наблюдают, как создается продукт, и участвуют в его создании, решают множество интересных задач, предлагают свои идеи и видят, как они работают. Добавляется еще и соревновательный элемент, усиливающий азарт и вовлеченность. Все это дает осознанное понимание подхода и мгновенный трансфер знаний в практику — даже если ребята никогда не были на настоящем заводе.

«У нас тренажеры включены в обучение как сопровождающий материал. После каждой темы, изучив теорию, мы проводим игру — 5s, SMED или Лин-эксперт, чтобы закрепить знания на практике. Обычно студенты делятся на команды и соревнуются в сборке “стульчиков” или другой целевой задаче. Механика в целом отработана, но всегда есть доля импровизации.

Игровой формат максимально эффективен в обучении, студенты с удовольствием переключаются на другую деятельность. И главное, что здесь есть практика, которая помогает понять, как работают методы бережливого производства в реальном процессе».

Максим Долгополов

Кроме того, тренажер помогает улучшить образовательный процесс с точки зрения развития мышления учащихся. Если посмотреть на знаменитую “Таксономию образовательных целей Блума”, то на обычных уроках редко удается выйти за пределы первых двух уровней — запоминание и понимание. Тренажер проводит по всем шести: через понимание и применение, анализ и оценку — к созданию, возможности использовать знания, решить проблему и ощутить результат своей работы.

«Мы купили комплект тренажеров в 2019 году, за это время они окупились на 1000%. Отработали в школьном проекте, в тренингах на предприятии, затем мы передали их институту, где они вошли в постоянную практику обучения. Иногда задействуем в новых проектах: например, в прошлом году ездили с ними на профориентационную смену в лагерь “Орленок”.

Детям интересно, они рады не просто послушать лекцию, а поучаствовать собственными руками в игровом производстве. Это отличается от привычных уроков и дает в остатке больше практических знаний».

Елена Сыродубова

Бережливое производство системно развивается на российских предприятиях сравнительно недавно, а уровень профессионального образования включился в этот процесс практически “вчера”. Многие учебные заведения понимают, что им нужны такие программы, чтобы студенты получали полноценные актуальные знания, а работодатели — специалистов, готовых к работе на современном предприятии. Но не все знают, как подступиться к делу.

Судя по нашим примерам, локомотивом этого тренда становятся колледжи и вузы, интегрированные с крупными предприятиями. Такая связка очень упрощает подготовку: конкретные задачи формируют запрос, который транслируется в учебную программу. Затем подтянутся и остальные. Насколько быстро — будет зависеть от многих факторов.

Следующие статьи мы посвятим именно практическим аспектам внедрения бережливого производства в образовательную систему. Расскажем подробнее о реальных кейсах, поделимся опытом их участников и мнениями о том, что нужно и чего не хватает, чтобы таких проектов становилось больше.

 

Автор статьи Ника Турбина, директор по развитию компании ГеймШторминг

www.gamestorming.ru

Мы будем рады, если подпишитесь на наш канал Профобразование. Нам есть что обсудить и о чем поговорить!


Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar