- 29.07.2023
- 1702 Просмотра
- Обсудить
Александра Ченцова и Надежда Авдеенко предлагают начать эмпирические исследования, чтобы понять, к каким результатам приводит преподавание литературы. В том числе — через сравнение подходов, популярных у педагогов разных стран. Для начала они обобщили четыре подхода американской и британской школ.
— Консервативный подход . Предмет дает то, что должен знать каждый культурный человек. Даже если в итоге это знание на уровне «Анна Каренина — это которая изменила мужу, а потом бросилась под поезд». Поэтому жесткие списки «великих» книг неизбежны. Такой подход распространен и в российской школе, не случайно в общественных дискуссиях периодически предлагают официально утвердить список книг, которые обязательно должен знать каждый выпускник, потому что это «наш культурный код».
— Неолиберальный подход . Польза от литературы должна быть в первую очередь практической, а еще надо дать возможность выбора, что читать. Всё это значительно сужает пространство для использования единых списков. Сами произведения на таких уроках зачастую вторичны: они лишь помогают развивать технику чтения, критическое мышление и коммуникацию.
— Критический подход : какие ценности транслирует произведение? Это не совсем «Что хотел сказать автор?», а ревизия из сегодняшнего дня. Вы вряд ли догадывались, что «Золушка» транслирует и колониализм, и гендерные ожидания (только покорные девочки могут рассчитывать на «счастливый финал» — свадьбу с принцем), поэтому, по мнению британской исследовательницы, ее надо уравновешивать «контр-текстами». Конечно, есть угроза упрощенного взгляда.
— Социальный реализм : идея сильного знания, которое прокладывает мостик между бытовым и научным, обеспечение всем ученикам доступа к этому знанию. Литература — хороший способ показывать сложность, с которой дети сами не сталкивались: это касается и содержания текстов, и самой эстетики. Говоря о книгах, школьники учатся выражать сложные чувства, переходят от наивного чтения к осмысленному. В российской школе это ближе всего к традиции медленного вопрошающего чтения. Но, конечно, если весь урок разбирать тонкости двух строчек стихотворения, длинные списки обязательных книг здесь нереальны.
Это только начало исследований эффектов курса литературы: понимание, чего и как мы хотим добиться, поможет сделать этот предмет полезнее и интереснее.
Подробнее
Мы будем рады, если подпишитесь на наш канал Профобразование. Нам есть что обсудить и о чем поговорить!
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.