- 22.09.2023
- 1389 Просмотров
- Обсудить
Интернет дает современным людям информацию, знания и развлечения — через телефон или компьютер можно делать покупки, общаться с друзьями, смотреть кино и проверить банковский счет. С такой же легкостью в сети можно нарваться на мошенников, фейковые новости и травлю в комментариях.
Чтобы разобраться в этом дивном новом мире, человечеству приходиться осваивать новую грамотность — цифровую. Наука же пытается оценить и измерить этот навык.
Светлана Авдеева и Ксения Тарасова из Инобра предложили свою концептуальную модель измерения цифровой грамотности на основе анализа международных подходов.
Они подчеркивают, что общепринятое универсальное определение цифровой грамотности до сих пор не сформулировано.
Авторы предупреждают, что о цифровой грамотности нельзя судить по традиционным тестам компьютерной грамотности, то есть оценке технических навыков работы с ноутбуком, смартфоном, браузером или электронной почтой.
Скорее, цифровая грамотность связана с умением работать с информацией в интернете: общаться в чатах, читать блоги, играть в видеоигры, пользоваться социальными сетями, участвовать в обсуждениях на форумах, понимать мемы и анализировать результаты онлайн-поиска, а также проверять надежность источников и данных.
Чтобы понимать и передавать информацию в цифровой среде, необходимо сочетание мышления, поведения и реакций, и это — не набор каких-то определенных дисциплин или сфер деятельности.
Измерить цифровую грамотность сложно, так как она включает еще и знания об информационной безопасности, основы алгоритмической грамотности, этические нормы и способность фильтровать большой объем информации. Также нужны критическое мышление и коммуникабельность.
Авторы цитируют создателя первой модели цифровой грамотности, американского писателя и журналиста Пола Гилстера: «Концепция грамотности выходит за рамки простого умения читать; это всегда было умением читать со смыслом и понимать. Это фундаментальный акт познания».
Критерии цифровой грамотности по Гилстеру: медиаграмотность, навыки поиска нужной информации и инструментов работы с ней, умение быстро освоить эти инструменты (информационная грамотность); навыки общения с другими пользователями (коммуникативная компетентность); навыки производства информации в ее разнообразных формах и форматах (креативная компетентность).
В 2018 году эксперты ЮНЕСКО определили цифровую грамотность как способность получать доступ к информации, управлять, понимать, интегрировать, передавать, оценивать и создавать информацию, безопасно и надлежащим образом используя цифровые технологии, для обеспечения занятости, достойной работы и предпринимательства.
В Евросоюзе, после продолжавшихся восемь лет исследований, в 2013 году была предложена Европейская рамка цифровой грамотности DigComp — сейчас это стандарт для граждан ЕС.
Однако в 2022 году DigComp пришлось дополнить из-за очередных прорывов в цифровизации: развития искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности, роботизации, а также интернета вещей — это «умные» мобильные телефоны, часы, фитнес-трекеры, сигнализации, виртуальные помощники типа Alexa или Google Home.
С учетом мирового опыта, специалисты Инобра предлагают следующее определение цифровой грамотности — это способность безопасно для себя и других использовать цифровые технологии для поиска, анализа, создания, управления информацией, коммуникации и коллективной работы с целью решения задач в цифровой среде для удовлетворения личных и образовательных потребностей.
Что касается оценки, то исследователи Инобра рекомендуют тестовые задания сценарного типа, в которых действия описаны так, как они происходят в реальной жизни.
За основу авторы взяли метод доказательной аргументации, разработанный в начале 21 века на принципах формальной логики и реакциях тестируемого в процессе решения заданий.
Инструмент измерения был успешно применен во время тестирования школьников 7–8-х классов.
Метод может быть использован для модернизации и внедрения цифровых образовательных технологий в школах.
Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2022 году.