- 29.02.2024
- 1859 Просмотров
- Обсудить
Ко Дню Кощея Бессмертного, 29 февраля 2024 года, направление “Психология” в Skillbox и сервис онлайн-опросов Anketolog провели совместное исследование об отношении россиян к русским народным сказкам. Компании узнали о любимых героях и антигероях, лучших стратегиях преодоления трудностей и волшебных уроках.
Сказки были любимым литературным произведением большинства россиян (77%) в детстве. В топ-5 любимых русских сказок россиян вошли: “Морозко” (17%), “Колобок” (10%), “По щучьему велению” (10%), “Каша из топора” (7%), “Царевна лягушка” (7%). Подавляющее большинство россиян (95%) любят сказки с позитивной концовкой, когда главные герои обретают счастье. Более половины россиян (53%) знакомились со сказками из рассказов родителей, бабушек и дедушек, в то время как более трети соотечественников (39%) из книжек и мультфильмов.
Любимыми положительными героями стали Илья Муромец (18%), Иван Царевич (13%), Василиса Премудрая (11%), солдат из “Каши из топора” (11%) и Морозко (10%). При этом похожим россиянам хотелось бы быть на других героев. Самой популярной ролевой моделью стала Василиса Премудрая (27%), за ней Илья Муромец (21%) и Елена Прекрасная (15%).
Самыми популярными антигероями стали: Баба-Яга (31%), Кощей Бессмертный (18%), Домовой (13%), Змей Горыныч (12%) и Лиса из “Колобка” (8%). Кощей Бессмертный обозначился и в топе отталкивающих персонажей, набрав наибольшее количество голосов россиян (26%), следом за ним идет Соловей-Разбойник (23%), а у каждого десятого респондента (10%) это Водяной.
Самыми желанными волшебными предметами из русских сказок стали: щука, исполняющая желания (37%), шапка-невидимка (21%) и скатерть-самобранка (20%).
В сказках россиянам больше всего нравится чудеса и волшебство (33%), каждому четвертому (25%) — народная мудрость и жизненные уроки, каждому пятому (21%) — торжество добра над злом. Соотечественники выбрали также самый любимый способ преодоления трудностей в русских сказках. Большинству россиян (52%) нравится хитрость главных героев, почти каждому шестому в равной степени — открытый поединок с врагом (17%), смирение и вера в чудо (16%) и коллективное решение проблемы (16%). При этом в собственной жизни россияне предпочитают другие стратегии действий. Почти каждый третий полагается на хитрость (32%), а другая треть (32%) на коллективное решение проблем. Каждый пятый россиянин верит в чудо (20%) и каждый шестой (16%) вступает в открытое столкновение со сложностями. Сказки научили россиян чувству справедливости (27%), проявлению доброты к слабым (16%), терпению и упорству (14%), смелости перед испытаниями (11%), честности (9%).
«Ролевые модели персонажей из детских сказок участвуют в формировании нашего "я" и могут проявляться в поведении взрослого человека. Сказки оказывают комплексное воздействие на развитие ребенка, моделируя его мировоззрение и погружая в мир человеческих отношений. Так развивается эмоциональный интеллект и речь, познается культурный код, различия между добром и злом. Ролевые модели сказочных героев, которые наиболее сильно эмоционально зацепили — восхитили, вызвали отвращение или напугали — могут влиять на стратегии, которые человек использует в дальнейшей жизни. Однако далеко не всегда он действует так, как его любимая ролевая модель из сказок», — Ольга Константиновская, психолог и автор бесплатного курса “Твой путь. Как изменить жизнь” в Skillbox.
Большинство россиян (73%) считают, что детям сегодня нужно знать русские народные сказки, так как они прививают правильные моральные ценности. Большая доля россиян (40%) нейтрально относятся к современным творческим интерпретациям, а 38% отмечают, что сюжеты древности важно адаптировать под современность.
В исследовании приняли участие 1500 респондентов, проживающих преимущественно в городах-миллионниках: в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Казани и других.
________________________
Справка
Skillbox — образовательная платформа, которая предлагает прикладные курсы и программы от главных экспертов рынка, актуальные подходы к обучению, работу над реальными проектами, стажировки и трудоустройство в крупнейшие компании страны. В Skillbox обучают профессиям будущего, среди которых: UX-дизайнер, интернет-маркетолог, программист, motion-дизайнер и многие другие.
Anketolog.ru — компания, предоставляющая комплексные решения для проведения маркетинговых исследований и онлайн-опросов.