- 30.01.2025
- 337 Просмотров
- Обсудить
Когда-то давным-давно писателями-фантастами были написаны книги о будущем, которое стало настоящим. Одна из двадцати новелл советских фантастов Аркадия и Бориса Стругацких «Полдень, XXII век», описывающая утопическое общество победившего коммунизма, в постсоветской реальности дала название технологической компании по производству беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Мы поговорили с ее руководителем Ильей Александровичем Таратоновым, как стратегические задумки серьезной технологической компании могут воплотиться в реальность руками студентов колледжей и вузов.
Начнем со свежего инфоповода: какие новейшие разработки у Вас реализуются в компании прямо сейчас?
- «ПОЛДЕНЬ. 21-Й ВЕК» сейчас разрабатывает систему бесспутниковой или комплексной навигации (СКН). Система учитывает и использует все виды измерений, различающиеся по физическому принципу: радио-, оптические, воздушные и так далее, объединяет их в некую модель и уже на базе этого строит навигационную картинку. Также создали новый автопилот: он стал проще в эксплуатации, там появились дешевые компоненты, и архитектура была модернизирована под отечественные процессоры. В целом, новостями компании можно следить в нашем Телеграм-канале https://t.me/zabotushi.
У наших читателей разный культурный код, поэтому расскажите, пожалуйста, кратко: откуда взялось название компании, и какова ее история?
- Название компании «ПОЛДЕНЬ. 21-Й ВЕК» - действительно прямая отсылка к утопии братьев Стругацких, но если в оригинале у героев был план построения общества победившего коммунизма, то в нашем случае, по заявлениям учредителей-акционеров – социума, в котором «безопасно, уютно и интересно жить». Нынешние сотрудники «Полдня» ранее трудились в другой больших технологических компаниях, которые специализировалась на микроэлектронике, авиации, машиностроении и производстве. В 2014-2015 году мы с коллегами поездили по всему миру и по всем компаниям, которые занимались БПЛА, обменивались опытом. После чего мы приняли решение создать свою компанию, которая должна была получать основной доход от «умных» теплиц, а под беспилотники предлагалась одна лаборатория для работы в свое удовольствие. Но так получилось, что мы сразу же сделали автопилот «БАРСУК» и успешно продали его.
Каковы требования к сотрудникам компании? Что они должны знать и уметь?
- Пришлось создать собственную образовательно программу чтобы подготовить наших сотрудников. Большинство работает у нас с институтской скамьи. Они должны знать математику, 3D-моделирование, теорию автоматического управления, анатомию, психофизиологию, программирование, основы производства, схемотехнику, психологию, робототехнику, эргономику и другие дисциплины, включенные в учебный план, к примеру, действующей в РосНОУ программы бакалавриата.
Как Вы попали в этот вуз и вообще узнали о нем?
- Мой опыт преподавательской деятельности – более 14 лет. У нас была магистерская программа в Московском Политехе. Созданная нами программа в 2017 году в Ижевске получила первое место среди ведущих вузов – МГТУ, МГУ, МФТИ и прочих – как лучшая образовательная программа в номинации «Информационные технологии в оборонно-промышленном комплексе». О нашей деятельности узнал ректор РосНОУ Владимир Алексеевич Зернов и пригласил команду на работу.
На сайте компании «ПОЛДЕНЬ. 21-Й ВЕК» отмечено, что к ее деятельности привлекаются студенты РосНОУ и других университетов. Каких именно вузов, и чем они конкретно занимаются?
- Практику проходят студенты Московского Политеха, МГТУ имени Баумана, РосНОУ. Собирают электронику, заняты на СМД-монтаже, выполняют расчетные и конструкторские работы.
Каковы перспективы дальнейшего распространения ныне действующей в РосНОУ программы бакалавриата «Беспилотная робототехника и эргономика»?
- Сейчас несколько сдвигаются приоритеты: если какой-либо вуз полностью возьмет на себя решение всех организационных задач, мы подумаем над этим. В августе компания «ПОЛДЕНЬ. 21-Й ВЕК» получила разрешение на осуществление образовательной деятельности на территории Инновационного научно-технологического центра МГУ «Воробьевы Горы». В этом центре собираются две программы – «Оператор БПЛА» и «Разработка БПЛА для руководителей», своего рода ликбез.
Сейчас есть план «научной экспансии» на МГТУ, уже партнерствуем с Ярославским государственным университетом (ЯрГУ), но многое зависит от ректора каждого вуза. Если бы Владимира Алексеевича Зернова, руководителя РосНОУ, с его энергией и дальновидностью можно было бы «растиражировать» на все вузы страны, высшее образование поднялось бы на небывалые высоты. Очень многое завязано на факторе личности в истории. В РосНОУ, к примеру, программа по беспилотникам благодаря содействию ректора реализуется первый год, а три человека из 15 обучающихся уже работают у нас.
Планируете ли Вы как-то тиражировать свои образовательные решения на школы и колледжи?
- Мы уже тиражируем. У нас заключено соглашение с Московским колледжем бизнес-технологий. Их студенты проходят практику у нас на производстве. Однако, хочу отметить особенность студентов колледжей: им гораздо сложнее, чем вузовским сверстникам, работать в условиях неопределенности и многозадачности. Им сложнее фокусировать внимание, а одну макрозадачу необходимо всегда дробить на несколько подзадач. Однако бывают талантливые ребята с любым уровнем образования. Также у нас есть удачные примеры по работе с ребятами из колледжа и желание привлечь к нашей деятельности как можно больше студентов СПО, представителей «рабочих» специальностей.
Как дела обстоят с трудоустройством выпускников Ваших программ? Каковы у Вас условия работы?
- Отлично: как только узнают, где они учились, вчерашних выпускников буквально «сметают» на рынке. Кого-то из них мы приглашаем работать в «1221». Как правило, самых лучших, причем, из системы СПО – в том числе. Наши сотрудники взаимозаменяемы: кто-то что-то делает лучше, кто-то – хуже, но, в целом, все умеют все. Например, все умеют запрограммировать микроконтроллер или нарисовать 3D модель или работать с различными станками и в случае каких-то ситуаций могут подменять друг друга. У нас гибкий график, как в любом творческом коллективе: часы работы завязаны на решении задач. Практически для всех сотрудников стерта граница между работой и жизнью, работа и есть жизнь, в хорошем понимании этого выражения. Почему-то во многих местах пытаются это разделять, но труд определяет культуру человека и его быт.
На базе компании «1221» для всех желающих предусмотрена программа трехмесячной стажировки, включая студентов колледжей. Перед приемом на стажировку с соискателем проводится беседа и определяется его психологическая предрасположенность к тому или иному виду деятельности. Затем к нему приставляют куратора и на протяжении 90 дней обучают программированию, 3D-моделированию или основам производства, в зависимости от склонностей и способностей, выявленных в ходе беседы.
Чем «ПОЛДЕНЬ. 21-Й ВЕК» отличается от конкурентов в лучшую сторону?
- Мы отличаемся от всех производителей беспилотников в полной системной проработке комплекса и способностью создавать дроны с высоким энергопотреблением. Высокие токи, в 2000А – для нас рабочая норма. Мы в полном смысле слова – системные разработчики: берем процессоры, резисторы, гироскопы, соединяем их, создаем для них программное обеспечение и превращаем все вместе в автопилот. Команда «Полдня» способна работать и на станках с ЧПУ, владеет 3D-моделированием, разработать математику, код, интегрировать операционную систему, разработать автоматику, спроектировать печатных плат. Сами компоненты, впрочем, мы не разрабатываем, руду не добываем и формулы не придумываем – физику не обманываем и фундаментальные частицы не ищем. Глобально занимаемся разработкой комплексов.
В чем ценность разработок именно для отечественной науки – вкратце?
- Для науки – это все равно, что задать вопрос: в чем ценность отечественной медицины. Наши разработки обеспечивают России технологический суверенитет в сфере производства БПЛА. Еще один плюс: наши разработки можно использовать в любой технической отрасли, где предусмотрена работа с процессорами.
Есть ли то, чем Вы хотели бы похвастаться от лица компании? В чем секрет эффективной работы вашей команды?
- Мы не любим участвовать в профильных конкурсах, если честно. Как правило, их результаты не демонстрируют реальное положение дел в отрасли. Что касается образовательных выставок, это – наша социальная ответственность, если пригласят – придем и разработки покажем. Компанию «1221» называют по-разному: мастерской, бутиком, лабораторией или еще как-то. По факту, мы – слаженная команда из 15-ти человек, которая может качественно делать интересные и полезные штуки. Например, когда мы работали над автопилотом, многие сомневались в успехе и предлагали купить китайские аналоги, а сейчас наши разработки очень востребованы и мы делаем уже 8-е поколение автопилотов. Подчеркну: из 15-ти человек коллектива 11 – разработчики, а в крупных технологических компаниях со штатом в 40 тысяч человек зачастую таких разработчиков – 2. Поэтому: смотря, в чем и чем замерять эффективность.
Справка:
Компания 1221 основана специалистами, имеющими многолетний опыт на предприятиях авиационной промышленности. До начала собственной коммерческой деятельности команда работала над созданием авионики для БПЛА массой от 3 кг до 2 тонн.
С целью развития собственных решений в части систем управления БПЛА, коллектив вложился в разработку и выпуск автопилота БАРСУК.
С 2016 года организована самостоятельная коммерческая деятельность. Параллельно специалистами 1221 была создана кафедра в российском вузе для подготовки разработчиков БПЛА полного цикла.
Изначально компания занималась интеграцией авионики, в частности автопилота БАРСУК, в БПЛА различного типа: мультироторного, самолетного, гибридного, вертолетного и других. Сильной стороной являлись компетенции в создании алгоритмов управления для БПЛА типа конвертоплан – как гибридных, совмещающих в себе квадрокоптерную и самолетную силовые установки, так и с поворотными моторами, в которых функция двигателей менялась с подъемных на маршевые.
Дополнительно компания оказывала услуги по созданию алгоритмов для БПЛА, построению математических моделей, разработке электронных интерактивных технических руководств, проведению эргономических экспертиз, аэродинамических расчётов, расчётов силовых схем, анализу компоновочных решений и проведению испытаний с применением БПЛА.
В 2017 году коллективом были выполнены расчёты и испытания силовых установок для БПЛА гибридного типа массой более 320 кг.
В 2018 году компания начала активную работу по разработке собственной линейки БПЛА и расширению решений по авионике, участвовала в создании прототипов систем противодействия БПЛА. В результате был разработан и продемонстрирован действующий образец комплекса в связке с внешним радаром, наземной оптической системой и различными БПЛА, в том числе с системой перехвата и доставки БПЛА нарушителя на базу.
В 2019 году создана система с дронопортом, успешно испытана и апробирована.
В 2020 году налажен выпуск собственных БПЛА и разработаны решения для применения в сельском хозяйстве.
В 2021-2022 годах проводились испытания различных сельскохозяйственных решений, отработаны компоновки БПЛА, в том числе управление несколькими БПЛА с одной наземной станции, запуск БПЛА с другого БПЛА, созданы несколько сменных видов полезной нагрузки, разработаны системы управления и контроля для БПЛА с двигателем внутреннего сгорания (ДВС).
В 2023 году проданы лицензии на производство наших БПЛА, получены патенты на ПО, включены в реестр Российского ПО разработки компании, проведены научные исследования с применением БПЛА для решения поисковых задач в автоматическом режиме.
В настоящий момент компания продолжает проводить научные исследования, разработку БПЛА и комплексов бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО). Партнерами 1221 являются отечественные и зарубежные компании-разработчики, производственные предприятия и образовательные учреждения.