- 01.02.2025
- 288 Просмотров
- Обсудить
27 января в Государственной Думе РФ прошёл «круглый стол» на тему «Закон об «удвоении» ЕГЭ: ошибка или провокация». Обсуждали идею проекта федерального закона № 805970-8 «О внесении изменений в статью 70 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"», внесённый группой депутатов 24 декабря 2024 года. Мероприятие собрало большое количество заинтересованных лиц, среди которых – депутаты Госдумы, члены Совета Федерации РФ, ректоры российских вузов, представители министерств, педагогической и родительской общественности.
Лидер фракции коммунистов Геннадий Андреевич Зюганов начал с того, что в который раз напомнил собравшимся о деструктивной деятельности Запада, направленной на разрушение нашей страны, и особенно - системы образования.
- После того как наша страна запустила в космос спутник, опередив американцев, они решили выяснить, в чём же состоял их промах, - рассказал депутат. – Был подготовлен огромный, 2000-страничный отчёт, согласно которому следовал однозначный вывод: именно советская школа смогла подготовить кадры, способные в конкурентной борьбе обойти другие страны. Но что в итоге? Американцы сделали правильные выводы, в корне пересмотрев свои школьные и вузовские программы, а также увеличив в 10 раз финансирование системы образования. А мы, к сожалению, в 90-е годы, наоборот, решили взять за образец их старую систему, введя ЕГЭ.
Геннадий Андреевич уточнил, что он не против ЕГЭ как инструмента оценки знаний, но ему категорически не нравится ажиотаж вокруг этого испытания. И тем более не нравится, что теперь огромное количество людей платит безумные деньги на репетиторов, которые готовят школьников к этому экзамену. Хотя готовить должна школа. Но в итоге выступающий всё свёл к тому, что аварию танкеров в Чёрном море под Анапой устроили те, кто сдавали экзамен в формате ЕГЭ, и такие же недоучки развязали войну на Украине.
По словам первого заместителя председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ Олега Николаевича Смолина, про ЕГЭ сегодня говорят, в основном, только плохое, и многие пророчат ему скорую гибель, однако на этом фоне депутатская инициатива выглядит более чем странно. Ведь предполагается обязать выпускников системы среднего профессионального образования сдавать единый государственный экзамен, если они собираются поступать в вуз на направление, не связанное с той специальностью, которую они получили в колледже.
- Инициаторы этого предложения считают, что это пойдёт на пользу вузам и ссузам, - отметил Олег Николаевич. – Однако я со всей ответственностью заявляю: вреда будет гораздо больше. Мы вообще с самого начала говорили, что у каждого выпускника школы должен быть выбор – сдавать экзамен в формате ЕГЭ или в классическом варианте, по билетам и перед комиссией. А тут ни предполагается никакого выбора – только ЕГЭ. Это ограничивает права учащихся. Также, я напомню, стоит задуматься вот над чем: оказывается, высокий балл ЕГЭ играет роль только при поступлении, но в дальнейшем, как правило – ко 2-3 курсам, такие студенты не подтверждают уровень своих знаний. Так чего ради мы должны ориентироваться на этот показатель, применительно к выпускникам ссузов, которые собираются поступать в вузы?
В числе других негативных последствий депутатской инициативы, по мнению Смолина – очень высокая вероятность, что учащиеся колледжей на старших курсах, как и старшеклассники в школах, тоже будут заняты только подготовкой к сдаче ЕГЭ, хотя должны главное внимание уделить получению профессиональных компетенций, освоению профессии и отработке навыков. А ещё систему образования ждёт ещё больший кадровый голод, ибо из неё уйдут те педагоги, которые предпочтут заняться репетиторством с учащимися системы СПО. Не говоря уже о том, что родителям не только учеников школ, но и учащихся колледжей придётся искать средства на это «удовольствие». Которое уже сейчас эксперты оценивают, минимум, в 450 миллиардов рублей в масштабах страны, а будет гораздо больше.
И всё это – на фоне неуклонного снижения качества общего образования наших учеников. Вина за которое, считает Смолин, тоже лежит на ЕГЭ.
- Мы выступаем на постепенный отказ от ЕГЭ, поскольку уверены: он разрушает нашу систему образования, - заявила Председатель комитета Госдумы РФ по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Александровна Останина. – При этом сначала надо сделать его добровольным, а затем, желательно, и вовсе от него отказаться. Законопроект значительно снижает возможности для выпускников колледжей поступить в вузы. Следовательно, с его принятием количество абитуриентов значительно уменьшится, что чревато недобором на целый ряд направлений. Красноречивый факт: в наш комитет поступило очень много обращений с осуждением данной инициативы, и ни одного – в её поддержку.
Законопроект наносит откровенный удар по престижу профессионального образования, уверена президент общероссийской общественной организации «Союз директоров организаций среднего профессионального образования России» Наталия Михайловна Золотарева. И чтобы утверждать, будто в итоге всем станет только лучше, нужны серьёзные исследования и конкретные примеры. А главное непонятно, для чего всё это затеяно, ведь у вузов с ссузами и так налажены отношения, и все вопросы они решают между собой, без ЕГЭ. Поэтому не стоит торопиться с рассмотрением этого законопроекта.
Примерно той же позиции придерживается и уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Николаевна Москалькова. Она заметила, что право на получение образования в списке общих прав человека стоит на втором месте после права на получение медицинской помощи. Следовательно, всё, что связано с образованием, играет огромную роль в жизни каждого.
- Уверена, авторы законопроекта преследовали исключительно добрые цели и старались сделать, как лучше, - сказала она. – Но поскольку у всех нас возникает очень много вопросов и к ним, и к этому документу, было бы правильно спросить их обо всём этом напрямую. Жаль, что никого из этих людей здесь нет. Что касается ЕГЭ, то эта инициатива в своё время очень долго входила в нашу жизнь, а теперь с ещё большим трудом из неё выходит. Точнее, даже не выходит, а трансформируется, поскольку любая иностранная идея, заимствованная нам, со временем изменяется у нас до неузнаваемости и очень мало походит на свой начальный вариант.
Как отметил ректор Московского финансово-юридического университета МФЮА Алексей Григорьевич Забелин, давно ушло в небытие представление о том, что в ПТУ (которых теперь больше нет) и техникумы (которые стали колледжами) идут только те школьники, которые не в состоянии учиться в старших классах по причине низкой успеваемости. На самом деле, сегодня в учреждения СПО подчас конкурс составляет больше, чем в иные вузы.
- Но надо понимать главное: одни ребята поступают в колледжи, чтобы поскорее получить профессию, пойти работать и стать материально независимыми, другие – чтобы поступить в вузы без ЕГЭ, - уточнил Алексей Григорьевич. – В этом нет ничего плохого, поскольку вузы, в любом случае, получают человека, получившего среднее профессиональное образование, то есть более мотивированного, нежели выпускник школы. И именно из таких студентов в дальнейшем вырастают настоящие лидеры, хорошие специалисты, руководители. Поэтому я бы предложил не мешать детям учиться, а преподавателям – учить.
Депутат Госдумы РФ Николай Васильевич Коломейцев сообщил, что сегодня примерно 60% студентов высшей школы учатся на платных отделениях. Но там довольно низкая посещаемость, поскольку многие считают так: если они заплатили за своё обучение, то вправе решать, каким ходить и как учиться. А хуже другое – вузы не хотят их исключать, поскольку в этом случае потеряют деньги, которые такие студенты всё равно платят. И, следовательно, сильно понизят своё материальное благосостояние.
- Эту порочную практику необходимо менять! – категорически заявил Николай Васильевич. – Все образовательные организации должны получать полноценное бюджетное финансирование, и не заботиться о своём финансовом положении. Точно так же преподаватели должны получать хорошие зарплаты, которые не зависят от того, какие отметки они поставят своим студентам и ученикам. А колледжи нужно снова вернуть из муниципального подчинения в федеральное, потому что у многих регионов нет денег, и организации СПО недофинансируются.
Также докладчик отметил, что без сильной системы среднего профобразования нельзя говорить о технологическом суверенитете, а ЕГЭ вреден ещё и тем, что убивает политехничность, поскольку ориентирует учащихся на изучение чего-то одного. А будущий инженер просто обязан знать очень много обо всём.
Директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения РФ Виктор Сергеевич Неумывакин, выступления которого все так ждали, начал с уточнения – этот законопроект прошёл мимо его ведомства, и за его отвечает Минобрнауки (а от них на круглый стол никто не пришёл). При этом он привёл интересную статистику, согласно которой в СССР три четверти всех руководителей предприятий и начальников цехов были люди, закончившие не только вуз, но и ПТУ или техникум. Именно таким людям доверяли ответственные посты, зная, что они знают всё производство от начала до конца, ибо прошли все ступени профессионального развития. Сегодня же колледжи выбирают 62% выпускников 9-х классов.
- Однако в целом по России из выпускников колледжей сразу после их окончания в вузы поступает примерно 7,5%, - отметил представитель Минпросвещения. – Учитывая то, что ЕГЭ предлагается сдавать не всем, а только те, кто поступает не по своему профилю, законопроект затронет лишь небольшую часть из выпускников. И потом, хочу напомнить, что итоговая аттестация в самих ссузах тоже трансформировалась, в соответствии с требованиями времени. И теперь ребята сдают демонстрационный экзамен, без теории.
Светлана Даниловна Ермакова, директор Департамента науки и образования Министерства культуры РФ, также дистанцировалась от законопроекта, сказав о том, что в её системе, слава богу, всё нормально, им удалось сохранить традиции прошлых лет, и в вузы принимают только тех, кто проходит серьёзных отбор и сдаёт ряд внушительных дополнительных экзаменов. А поскольку в подведомственные им вузы абы кто обычно не приходит, и абитуриентами становятся почти всегда люди тоже из учреждений Минкульта, ЕГЭ тут и вовсе не нужен.
- А в целом мы поддерживаем предложение коллег не спешить с нововведениями и выступаем против потрясений! – подытожила Светлана Даниловна.
Представитель Российской академии образования, ректор Российского нового университета, академик-секретарь РАО Владимир Алексеевич Зернов предпочёл избежать резких оценок и взглянуть на ситуацию под иным углом.
- На мой взгляд, если разработчики и хотели сделать, как лучше, всё-таки стоит не спешить, а десять раз всё пересмотреть, проконсультироваться с представителями системы образования и педагогической общественностью, а внедрение отодвинуть, минимум, на несколько лет, - высказался он. - Иначе мы откровенно подставим тех, кто сейчас поступил в колледжи, совершенно не рассчитывая на такой сценарий. Также стоит более подробно изучить статистику, чтобы понять – на кого же именно нацелен законопроект. Ведь из колледжей в вузы поступает далеко не так много ребят, как кажется, и большинство из них идут как раз на направления, связанные с их основной специальностью. Кроме того, у вузов и сегодня есть право организовывать для абитуриентов дополнительные испытания, так что ЕГЭ здесь просто не нужен. Более того, это ещё одно потрясение, совершенно лишнее, в то время как все – и родители, и педагоги, и учащиеся – в одни голос призывают: «Хватит уже нововведений, дайте нам спокойно работать и учиться!»
В целом круглый стол прошёл в тёплой и дружеской обстановке. Хотя виновников торжества – авторов законопроекта, равно как и представителей Министерства образования и науки РФ, здесь откровенно не хватало. Впрочем, как говорится, не в последний раз. Судя по настроениям масс, предстоит ещё много встреч…
Вадим Мелешко
Фото автора