- 4 Загрузки
- 2379 Просмотров
- Обсудить
Поделитесь с коллегами
ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», г. Барнаул
Современные образовательные реформы в Российской Федерации инициировали поиск новых инновационных форм и методов обучения и развития студентов в их будущей профессии. К ним, несомненно, относятся различные студенческие олимпиады, конкурсы и чемпионаты профессионального мастерства. Мероприятия такого рода способствуют повышению мотивации студентов к обучению, к получению глубоких знаний и опыта и умений их применять. Кроме того, обозначенные мероприятия способствуют реализации важнейшей задачи системы среднего профессионального образования - совершенствование подготовки специалистов и повышение уровня профессиональных знаний, формирование у студентов системного мышления, ориентированного на эффективное использования приобретенных навыков в будущей практической деятельности.
Необходимость участия в подобного рода мероприятиях также подкрепляется Указом Президента РФ от 6 апреля 2006 г. N 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи», включающим в себя:
1. Разработку и осуществление мер, способствующих интеллектуальному, нравственному, физическому развитию молодых граждан, приобщению их к участию в культурной жизни общества.
2. Разработку и реализацию мер стимулирования особо одаренных молодых граждан в области образования, науки, техники и культуры.
3. Проведение смотров, конкурсов, олимпиад, фестивалей, выставок по различным направлениям творческой деятельности молодежи.
Таким образом, наряду с олимпиадами и конкурсами небольшого уровня (городские, вузовские, среди учреждений среднего профессионального образования), где студенты могут попробовать свои силы и показать себя и свой уровень профессионального мастерства, важнейшее место занимают олимпиады и конкурсы всероссийского и международного уровня, поддерживаемые Министерством образования и науки и включенные в Перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений.
В приведенный перечень на 2016/2017 учебный год включены такие олимпиады и соревнования как:
1. Всероссийская олимпиада профессионального мастерства обучающихся по специальностям среднего профессионального образования.
2. Финал национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia).
3. Конкурс профессиональных достижений выпускников СПО «Профессионалы будущего».
На 2017/2018 учебный год среди олимпиад и конкурсов, в которых могут принимать студенты, обучающиеся по специальности «Программирование в компьютерных системах» в указанном перечне содержатся:
1. Всероссийская олимпиада профессионального мастерства обучающихся по специальностям среднего профессионального образования
2. Финал VI Национального чемпионата "Молодые профессионалы" (World Skills Russia)
3. Восемнадцатый всероссийский конкурс-конференция студентов и аспирантов информационной безопасности "SIBINFO-2018"
Олимпиады такого рода требуют от участников глубокого уровня знаний и умений в своей будущей профессии, творческого подхода, умения ориентироваться и принимать решения в нестандартных ситуациях, требуют знаний и умений работать с широким спектром программных продуктов, в комплексе их использовать для создания некоторой единой программной и (или) информационной системы. Победители такого рода чемпионатов действительно являются профессионалами в своей сфере.
Для студентов, обучающихся по специальности «Программирование в компьютерных системах», нами были выбраны для участия Региональные чемпионаты «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) по двум компетенциям: «Веб-разработка» и «ИТ-программные решения для бизнеса».
Компетенция «Веб-разработка» требует таких профессиональных умений, как графический дизайн веб-страниц, верстка страниц, умения программировать на стороне клиента и на стороне сервера, знания систем управления контентом (Content management systems) и умений работать с ними. По данным организаторов это самая востребованная компетенция на отборочных чемпионатах по профессиональному мастерству среди студентов вузов по данным исследования, проведенного Союзом «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)».
Компетенция «ИТ-программные решения для бизнеса» требует следующих профессиональных умений: анализ и проектирование программных решений, разработка программных решений, тестирование программных решений, документирование программных решений.
Обозначенные знания, умения и навыки обучающиеся приобретают за все годы обучения по специальности «Программирование в компьютерных системах» и, при условии высокой мотивации к обучению, достигают высоких результатов, как в учебной деятельности, так и на подобного рода соревнованиях.
Помимо чемпионата WorldSkills нами выбраны для участия конкурс IT-Планета - международные соревнования, направленные на выявление и поддержку способных и практически подготовленных студентов и молодых специалистов в сфере информационных технологий, соревнования по информационной безопасности CTF (AltayCTF, School CTF).
Данные мероприятия имеют широкий охват в области IT-направлений и позволяют заинтересовывать и привлекать к участию разносторонних студентов, способных реализовать себя в таких конкурсах. Зачастую, требуется сплоченная командная работа нескольких студентов, как в соревнованиях по информационной безопасности CTF.
По всем указанным соревнованиям и конкурсам у студентов имеется опыт успешного выступления: дипломы победителей и сертификаты участников.
Ежегодное участие в подобного рода мероприятиях – это итог работы преподавателей со студентами не только в ходе учебных занятий, но и во внеаудиторной обстановке. Приобретаемый студентами опыт очень важен для них и придает дальнейший стимул для совершенствования себя в данной сфере.
Таким образом, олимпиады, профессиональные конкурсы и чемпионаты профессионального мастерства являются эффективным средством формирования профессиональных компетенций будущих специалистов, необходимых для их личностного и профессионального самоопределения. Олимпиады и конкурсы стимулируют, и мотивируют личностное и интеллектуальное развитие молодого поколения, поддерживают одаренную молодежь, содействует их самоопределению и продолжению образования, развивают, и поддерживает интерес учащихся к познавательной деятельности. Олимпиады и конкурсы способствуют повышению интереса студентов к преподаваемым дисциплинам и модулям, развитию исследовательских умений, логического мышления, творческой активности, а в конечном итоге – совершенствованию качества подготовки будущих программистов.
Список литературы:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 октября 2017 г. N 1002 «Об утверждении перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2017/18 учебный год» Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/71792614/#ixzz4zhVfbpvQ
2. Указ Президента РФ от 6 апреля 2006 г. N 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» (с изменениями и дополнениями) Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/6198652/#ixzz4zhURGOUh
3. Панфилова Е.Н. Роль студенческих олимпиад и профессиональных конкурсов в подготовке специалиста [электронный ресурс] // http://www.informio.ru/publications/id1374/Rol-studencheskih-olimpiad-i-professionalnyh-konkursov-v-podgotovke-specialista (дата публикации 20.05.2015)
Оставьте свой комментарий