- 0 Загрузок
- 3362 Просмотра
- Обсудить
Поделитесь с коллегами
Калуга Юлия Вячеславовна, преподаватель
ОБПОУ «Курский электромеханический техникум»
ОБПОУ «Курский электромеханический техникум»
«...в игре человек испытывает такое же наслаждение от свободного обнаружения своих способностей,
какое художник испытывает во время творчества».
Ф.Шиллер
какое художник испытывает во время творчества».
Ф.Шиллер
На сегодняшний день наряду с другими инновационными технологиями в учебном процессе широко используется технология имитационного моделирования.
Эта технология представляет собой использование готовой модели, в которой происходит ролевое взаимодействие в условиях учебных задач, направленных на развитие знаний, умений, навыков студентов с последующей возможностью воспроизведения этой деятельности в реальных условиях.
Технологию имитационного моделирования можно разделить на игровые и неигровые формы.
Основной особенностью имитационно-игровой технологии является имитационное моделирование важнейших признаков реальности с чертами игровой деятельности, которое в основном осуществляется за счет наличия разнообразных ролей. В процессе ролевого взаимодействия происходит решение учебных и смоделированных практических задач, обмен ценностями, знаниями, умениями в ходе реализации конкретных педагогических задач.
На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность. Сценарий имитационной игры, содержит сюжет события, описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.
Для повышения эффективности игры, технология ее применения должна отвечать определенной совокупности требований: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении обучающихся в игру; развития игровой динамики; поддержания игровой атмосферы. В процессе игры можно широко применять групповые и индивидуальные виды работы, проводить совместное обсуждение ситуации, осуществлять тестирование и опрос участников, создавать новые нестандартные ролевые ситуации.
В настоящее время в игровом имитационном моделировании широко представлены следующие методы:
стажировка с выполнением должностной роли — форма и метод активного обучения контекстного типа, при котором «моделью» выступает сама действительность, а имитация затрагивает в основном исполнение роли (должности). Главное условие стажировки — выполнение под контролем ее организатора определенных действий в реальных производственных условиях;
имитационный тренинг предполагает отработку определенных специализированных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами. В этом случае имитируется ситуация, обстановка профессиональной деятельности, а в качестве «модели» выступает само техническое средство (тренажеры, работа с приборами и т.д.).
разыгрывание ролей (инсценировки) представляет собой игровой способ анализа конкретных ситуаций, в основе которых лежат проблемы взаимоотношений в коллективе, проблемы совершенствования стиля и методов руководства. В качестве материала для разыгрывания ролей берут, как правило, типичные профессиональные ситуации, навыки или умения, т.е. происходит отработка действий игроков в заданных предметно-социальных условиях.
игровое проектирование является практическим занятием, суть которого состоит в разработке инженерного, конструкторского, технологического и других видов проектов в игровых условиях, максимально воссоздающих реальность. Этот метод отличается высокой степенью сочетания индивидуальной и совместной работы обучаемых.
деловая игра – способ определения оптимального решения задач путем имитации или моделирования ситуации и правил поведения участников игры. Применяется, когда необходимо смоделировать тот или иной процесс и опробовать различные способы поведения в нем, для дальнейшего переноса этого опыта в реальную ситуацию.
Любая игра по учебному предмету «Информатика» представляет собой коллективное мероприятие, где взаимодействуют несколько игроков, принимающих решения в ситуации, моделирующей реальную, а ведущий направляет игру, анализирует и оценивает действия игроков. Каждый из участников играет некоторую роль, он принимает решения (правильные или неправильные) и может быстро увидеть результат, приобретая, таким образом, свой собственный опыт.
Приведу несколько примеров деловых игр, используемых мною на уроках информатики.
Для закрепления знаний по теме «Решения задач в электронных таблицах» я использую деловую игру «Продажа автомобиля», которая имитирует работу фирмы по продаже автомобилей. Игровой моделью является рабочий день фирмы.
В данной игре предлагается ситуация: в городе работают две конкурирующие фирмы по продаже автомобилей. Фирмы состоят из сотрудников: директор, бухгалтер, менеджеры по продажам, представитель банка. Покупатель желает приобрести автомобиль со следующими характеристиками: тип кузова – седан, тип двигателя – бензиновый, с механической коробкой передач, объёмом двигателя 1,6 л. У покупателя имеется 200 тысяч рублей. Так как в городе две фирмы по продаже автомобилей покупатель может сделать выбор покупки в пользу той или иной фирмы.
Студенты делятся на две команды, выбирают предложенные им роли. Далее выполняют задания, соответствующие выбранной роли, имитируют действия реального сотрудника фирмы. Например, задача директора, вместе с членами команды организовать автосалон (распределить должностные обязанности сотрудников фирмы), и дать ему название; задача менеджера по продажам - оформить бланк заказа на покупку автомобиля в программе MS Excel и представить отчёт директору по локальной сети. На основе предложенной модели реальной ситуации, в ходе игры, студенты не только закрепляют полученные знания и умения решать задачи в электронных таблицах, но и развивают организаторские, коммуникативные, коллективные способности.
Урок по теме «Современные виды связи в деловом общении в сети Интернет», провожу в форме деловой игры «Создание рекламы автосервиса». Студенты в форме игры имитируют работу рекламного агентства. В этой игре также присутствуют роли: директор, менеджеры по рекламе, сотрудники аналитического отдела, монтажник рекламы. Однако игра более приближена к реальной, так как задания для участников игры формулирует и оценивает реальный сотрудник автосервиса, используя возможности программы Skype.
Задача студентов проанализировать информацию об автосервисе, применяя средства связи сети Интернет, выделить в ней главное, и создать рекламу автосервиса в программе PowerPoint. В ходе этой игры студенты показали не только знания и умения работать с различными средствами связи в сети Интернет, но и свои предпринимательские, организаторские, творческие способности.
В зависимости от направленности будущей профессиональной деятельности обучающихся, за основу в данной деловой игре можно взять не только создание рекламы автосервиса, но и рекламы других организаций, с которыми в дальнейшем столкнутся будущие специалисты.
В курсе информатики изучается тема «Моделирование физических процессов». Данный урок я провожу в форме игры с решением нестандартных задач, в которой студенты на основе реальной жизненной ситуации имитируют работу сотрудников аналитического отдела, которым необходимо с помощью компьютерного эксперимента, получить модель физического процесса.
В начале игры студенты знакомятся с возникшей ситуацией: по дороге едут грузовой и легковой автомобили. На пути автомобилей на расстоянии 60 метров расположен нерегулируемый пешеходный переход, по которому передвигается пешеход. Необходимо проанализировать, при каких условиях движения транспортных средств не произойдёт ДТП с учётом длины тормозного пути, скорости движения автомобилей и качества дорожного покрытия (т.к. автомобили могут двигаться и по сухой, мокрой, заснеженной или обледенелой дороге).
Сначала студенты выдвигают различные гипотезы решения данной ситуации, затем алгоритм действий по их проверке. Далее проводят компьютерный эксперимент в программе MS Excel, разбившись на две группы. Первая группа выступает в роли сотрудников отдела по анализу легковых автомобилей, моделирует ситуацию для легкового автомобиля, вторая – для грузового. Создав компьютерную модель, т.е. рассчитав длину тормозного пути и построив графики зависимости длины тормозного пути от скорости движения транспортного средства при различных погодных условиях средствами программы MS Excel студенты делают выводы: с какой скоростью должны двигаться автомобили при различных погодных условиях, чтобы не произошло дорожно-транспортное происшествие.
В данной игре обучающиеся сначала анализируют будущую модель, проводят эксперимент, затем делают выводы. Полученные выводы и являются моделью физического процесса, т.е. решением нестандартной задачи.
Занятие по теме «История развития персонального компьютера» провожу в форме игры «Виртуальный музей». Здесь имитируется работа музея. Студенты получают роли экскурсоводов и посетителей музея. Экскурсоводы получают опережающее задание: изучить определённую тему в виртуальном музее информатики, который находится в сети Интернет. На уроке каждый экскурсовод с помощью виртуального музея информатики знакомит посетителей с историческими фактами развития компьютера. Модель такой игры даёт возможность заинтересовать студентов в получении знаний по данной теме.
Использование элементов технологии имитационно-игрового моделирования на уроках информатики даёт возможность студентом применить полученные знания, умения, навыков реальных жизненных ситуациях.
Список источников
1. Быстрова И.Н. Имитационное моделирование как современная технология обучения будущих специалистов в вузе. [Электронный ресурс] URL: https://www.yandex.ru/yandsearch?text=имитационное%20моделированиев%20обучении%20примеры
2. Виртуальный музей информатики [Электронный ресурс] URL: http://informat444.narod.ru/museum/
3. Имитационное моделирование и игровые технологии; их применение в обучении [Электронный ресурс] URL: http://metodist.edu54.ru/node/137161
4. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессианальной подготовке специалистов Ч.2 [Электронный ресурс] URL: http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch2/glava_2_1.html
5. Мащенко М.В. Использование тренинговых технологий для повышения познавательной активности учащихся при обучении информатике и ИКТ // Актуальные вопросы использования инновационных технологий в образовательном процессе. Материалы Всероссийской науч.-практич. конфер., Нижний Тагил, 2011 г.
6. Мухина С.А., Соловьёва А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. Серия «Среднее профессиональное образование». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 200
Оставьте свой комментарий