Меню Федеральное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » »

Использование методик личностно-ориентированного подхода в обучении информатике

Поделитесь с коллегами

Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании
Использование методик личностно-ориентированного подхода в обучении информатике
Афанасьева Ирина Эриковна, преподаватель
ГБПОУ СПО «Нефтекамский педагогический колледж»

Содержание:
Введение
Технология обучения в сотрудничестве
Метод проектов
Дифференцированный подход к обучению
Компьютерное тестирование

Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования необходимо применять на занятиях современные образовательные технологии и активные методы обучения, использование которых позволит развить у обучающихся познавательную, коммуникативную и личностную активность. В условиях обновленной стратегии образования перед преподавателем стоит задача моделирования системы работы, обеспечивающей формирование общеучебных и профессиональных компетенций.
К настоящему времени сложилось значительное количество разнообразных образовательных технологий. В основе всех технологий лежит идея создания адаптивных условий для каждого обучающегося, т.е адаптация к особенностям обучающегося содержания, методов, форм образования и максимальная ориентация на самостоятельную деятельность или работу обучающегося в малой группе.
Личностно ориентированное обучение призвано обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучаемого.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее универсальными являются обучение в сотрудничестве, метод проектов, дифференцированный подход к обучению.
Технология обучения в сотрудничестве в значительной мере может быть реализована при групповой работе с использованием компьютера и других технических средств. Обучающие программы, создание мультимедийных презентаций как нельзя лучше подходят для совместной работы пар или групп обучающихся. При этом участники работы могут выполнять как однотипные задания, взаимно контролируя или заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы.
При выполнении заданий в парах или группах не требуется одинакового уровня владения техническими средствами, в процессе совместной работы происходит и совершенствование практических навыков более «слабых» в этом отношении обучающихся.
В своей работе использую следующие варианты применения обучения в сотрудничестве: проверка правильности выполнения домашнего задания(в группах обучающиеся могут прояснить непонятные в ходе выполнения домашнего задания детали); одно задание га группу, с последующим рассмотрением заданий каждой группой (группы получают различные задания, что позволяет к концу урока разобрать большее их число); совместное выполнение практической работы (в парах); подготовка к тестированию самостоятельной работе(затем преподаватель предлагает выполнить задания или тест индивидуально каждому обучающемуся); выполнение проектного задания.
В качестве одной из технологий личностно-ориентированного обучения является метод проектов.
Цель метода проектов- индивидуализировать процесс обучения, дать возможность каждому студенту обучаться в наиболее удобном для него режиме.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых- индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.
Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Работа над проектом побуждает обучающегося не только к глубокому изучению какой-либо тему курса, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий. Несомненно, что здесь решаются многие задачи личностно ориентированного обучения.
Перед обучающимися в процессе выполнения практически любого проекта с использованием компьютерных технологий, вне зависимости от сложности решаемой задачи и выбранных для реализации проекта программно-инструментальных средств, встают следующие дидактические задачи: работа над дизайном(подбор фона, шрифтовое оформление текстов); подбор графической иллюстраций; фотографирование и сканирование необходимых материалов; структурирование материала и применение технологии гипертекста; подбор или запись звукового оформления; работа с видеоклипами.
Конечный результат работы даже над типовым учебным проектом может очень стильно отличаться у разных студентов.
Личностно-ориентированное обучение предусматривает по сути своей дифференцированный подход к обучению. Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности- раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.
По каждой теме программы для этого в папке с общим доступом создана файловая папка с теоретическим и практическим материалом. Процесс обучения становится более успешным, если обучающиеся имеют доступ к материалам файловой папки компьютерным программам. Это позволяет обучаемому изучить материал курса в темпе, удовлетворяющем его потребности, что помогает повысить качество обучения. наличие возможности самостоятельно добывать знания дает обучающемуся возможность глубоко изучать материал по разработанным методическим пособиям и файловым папкам.
Разработанные программы, поурочные планы, составленные практические задания обеспечивают создание реальных условий для индивидуализации обучения. Уроки с применением компьютера составлены таким образом, что каждый обучаемый работает в соответствующем ему индивидуально- психологическом темпе, что делает атмосферу на уроке комфортной.
Начиная с 1 практической работы от студентов требуется создание конкретных документов по определенным темам в личных папках на компьютере(портфолио).Система анализа портфолио обеспечивает индивидуализацию обучения. Скорость работы одних обучаемых позволяет им за время занятий освоить один учебный элемент, другие успевают проработать несколько и даже выполнить дополнительные задания. Индивидуальная работа обучающихся за компьютером превращает обучение в творческий и исследовательский труд.
Гибкость организации учебного материала на консультациях при помощи конспекта и файловой папки компьютера, где включены основные аспекты обучения по каждой теме.
Контроль по темам осуществляется чаще всего в виде индивидуальных зачетов или контрольных работ. Контрольные работы имеет разноуровневые задания, что дает обучаемым, уходя с урока, знать, какие оценки они заработали.
Компьютерное тестировании, как и любое тестирование, также дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровнеых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать «работу над ошибками».
Тестирование с помощью компьютера также гораздо более привлекательно для студента, нежели традиционная контрольная работа или тест.
Использование в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет обеспечить лучшую реализацию принципа вовлечения обучающихся в образовательный процесс, делает обучение разнообразным и увлекательным.

Список источников информации
1.Мухина С.С., Соловьева А.А. Современные инновационные технологии обучения.М .:ГЭОТАР- Медиа, 20015г.-с.12
2.Воронкова О.Б. Информатика: методическая копилка преподавателя.-Изд.3-е.-Ростов н/Д: Феникс,2016.-313.
3.http://festival.1september.ru/articles/310931/

Оставьте свой комментарий
avatar