Меню Федеральное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » »

Организация интерактивных форм поддержки гражданских инициатив студентов

Поделитесь с коллегами

Ольховская Татьяна Петровна, преподаватель
ФГБОУ «Колледж радиоэлектроники имени П.Н.Яблочкова» СГУ имени Н.Г.Чернышевского г.Саратов

Все образовательные учреждения системы начального и среднего профессионального образования вот уже пятый год работают по программам Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). В требованиях к условиям реализации основных профессиональных образовательных программ (ФГОС) сказано: «При формировании основных профессиональных образовательных программ образовательное учреждение… должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся». Осуществляемая ныне реформа образования требует новых подходов к обучению студентов в условиях работы колледжа.

Происходящие в российском обществе перемены обуславливают формирование нового ценностного сознания, объединяющего лучшие культурно-исторические традиции духовности и гуманизма с новым мышлением, связанным с процессами глобализации, охватившими экономическую, политико-правовую, информационно-технологическую, культурно-бытовую сферу жизни.

Особую роль в формировании активной жизненной позиции студентов играют процессы, влияющие на ценностное сознание молодёжи, особенно это важно в отношении потенциальной интеллектуальной, политической, экономической, культурной элиты общества, каковую представляет студенчество.

Сегодня изменился социальный заказ на выпускника: нужен не исполнитель, не просто специалист, а личность, способная проявить творческую инициативу, умение ставить цели и достигать их, самостоятельность в решении личных и общественных проблем, развивать способности, чувство собственного достоинства, гражданскую активность. Становление личности специалиста, компетентного, разносторонне образованного, нестандартно мыслящего и профессионально подготовленного к работе по избранной специальности является важнейшей задачей, которая сегодня стоит перед средне - специальным образованием. В современной ситуации в стране и обществе как никогда актуальной становится проблема поддержания и развития гражданских инициатив молодых людей.

Первым этапом решения этой проблемы является организация в студенческой группе интерактивных форм поддержки активности и инициативы студентов через включение их в общественно полезную деятельность.
Формирование активной жизненной позиции, сложный и трудоёмкий процесс. Перед педагогами при формировании такой позиции, стоят следующие задачи:
1. Создание условий для развития лидерских качеств и привлечения молодежи к решению социально-значимых проблем.
2. Формирование у молодежи духовно-нравственных начал, ориентира на позитивные события в жизни.
3. Развитие у молодого поколения нравственных и гуманистических идеалов, формирование экологической культуры.
4. Решение проблем творческой реализации молодежи. Нужно создать все условия для реализации таланта: организовывать больше мероприятий, в которых будет возможность поучаствовать и научиться чему-либо новому у других талантливых студентов.

Активное включение студентов в гражданские инициативы и акции является значимым фактором становления и развития гражданского самосознания. В рамках студенческих дел, акций, студенты получают "живое" знание, возможность позитивной самореализации, возможность самостоятельно осуществлять свои действия в контексте общей направленности, воплощать замыслы, видеть их результаты как результаты общественного полезного дела. Оптимальная организация учебной работы студентов, пробуждение интереса к учебной деятельности, побуждение к активности, успешность профессиональной деятельности после окончания колледжа во многом зависит от уровня адаптации студентов к новой образовательной среде. Под адаптацией мы понимаем процесс привыкания, приспособления личности к новым условиям.
В этом немалую роль играет то, насколько эффективно студент-первокурсник приспособится к окружающей его среде.

Развитие воспитательной деятельности в Колледже радиоэлектроники им. П.Н.Яблочкова СГУ им. Н.Г.Чернышевского неразрывно связано с учебой студентов, с их досугом, с системой самоуправления студентов. Воспитательная работа в Колледже направлена на развитие и реализацию творческих возможностей студентов, формирование активной гражданской позиции, помощи в профессиональной подготовке.
Это требует расширение спектра форм, методов и средств педагогического воздействия на студентов, необходимых для осуществления государственной политики в области патриотического и гражданского воспитания.

Все это предполагает активное вовлечение студентов в различные виды социально значимой деятельности в рамках студенческого самоуправления, их участие в организации и проведении тематических, культурно - досуговых и спортивных мероприятий. Конечно, самое активное участие в организации интерактивных форм поддержки гражданских инициатив студентов должны принимать и принимают классные руководители групп.
Главное в деятельности классного руководителя – осуществлять воспитательный процесс в системе; сделать направления работы со студентами ценностно-ориентированными; создавать условия для индивидуального развития каждого студента; организовывать систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности.

Я являюсь классным руководителем группы студентов (сейчас уже) 2 курса (специальность – Техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования). В группе 23 юноши. Ребята пришли из разных школ, с разным уровнем образования, с разными характерами и привычками. Для того чтобы сформировалась хорошая учебная группа, я, в первую очередь, обратилась к психологу, который провел анкетирование и помог мне создать актив группы из самых активных и инициативных ребят. В дальнейшем, стараюсь привлекать всех студентов группы к различным видам деятельности. Студенты активно участвуют в самоуправлении колледжа, выступают с предложениями на студ.совете колледжа, являются инициаторами, организаторами и активными участниками многих мероприятий в группе и в колледже. В своей презентации я попыталась отразить интерактивные формы поддержки гражданских инициатив студентов моей группы.

День первокурсника;
13 сентября 2016 года в большом актовом зале колледжа прошел тематический классный час «Закон и порядок», в котором приняли участие студенты 1 курса.
27 сентября 2016 года на стадионе «Локомотив» состоялся праздник «Посвещение в студенты».
С 29 по 30 сентября 2016 года прошел туристический слет для первокурсников СГУ, в числе которых были студенты группы ЭО 12.
С 30 октября по 13 ноября 2016 года прошли городские соревнования юношей по баскетболу среди ССУЗов. За победу в составе команды колледжа боролся студент группы ЭО 12 Демидов Сергей.
19 ноября 2016 года в рамках проекта «Эстафеты молодежных инициатив» в колледже прошел танцевальный флеш-моб, организованный по инициативе студенческого актива колледжа. С огромным энтузиазмом студенты собрались на большой перемене в малом актовом зале.
День матери (29 ноября 2016г.) В празднике активно участвовали студенты моей группы.
14 февраля 2017года в колледже для студентов 1-2 курсов прошел праздник с романтическим названием «Взаимные симпатии». Студенты моей группы были активистами праздника.
5 марта 2017 года в Большом актовом зале колледжа прошло финальное шоу конкурса красоты, грации и творчества «Мистер и Мисс Колледж-2017».
С 12 по 17 марта 2017 года в колледже проходила Неделя иностранного языка. Студенты группы ЭО 12 приняли участие в полном составе.
1 апреля 2017 года студенты группы ЭО 12 были организаторами праздника «День смеха».
Просмотрев слайды моей презентации, можно определенно сказать, что у студентов группы формируется активная, деятельная инициатива.

Воспитание гражданственности предполагает формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, внутренней свободы и ответственности. Активное включение студентов моей группы в гражданские инициативы и акции является значимым фактором становления и развития гражданского самосознания студентов. Для того, чтобы студент проявил гражданскую инициативу (сейчас или в недалекой перспективе), был активен и способен к взаимодействию, необходимо приобрести первоначальный опыт, а также освоить в процессе работы новые умения и техники социального взаимодействия. Для этого в колледже радиоэлектроники им.П.Н.Яблочкова постоянно проводятся различные мероприятия, направленные на развитие творческих, гражданских и социальных инициатив студентов.

Основным источником развития активности является среда, под воздействием которой развиваются знания, умения и навыки действия.

В заключении, хочется сказать, что я полностью согласна с высказыванием нашего президента В.В.Путина, который сказал что, «будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов.… от мотивации к инновационному поведению граждан и от отдачи, которую приносит труд каждого человека, будет зависеть будущее России».

Оставьте свой комментарий
avatar