- 21.03.2012
- 4469 Просмотров
- Обсудить
Эссе.
«Сейте добрые семена в душах учеников
и не ждите, когда они вырастут.
Возможно, при своей жизни вы не увидите своих плодов,
но они обязательно будут в свое время».
Каким быть учителю в современное время? Чему учить подрастающее поколение? Как учить? Чего мы хотим от современного профессионального образования? Я часто задумываюсь над этими вопросами.
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Но роль учителя, преподавателя остается неизменной, не только как человека, передающего знания, но и как наставника, помогающего ответить на главные жизненные вопросы.
Учитель должен быть примером во всем. Профессиональные знания, полученные в училище, конечно же, важны. Но не менее ценно, если в учителе видят человека, друга. Чтобы быть настоящим другом для ребят, учитель должен быть способен эмоционально отзываться на переживания других людей, ценить их внутренний мир, понимать их мысли и чувства. Пожалуй, это и есть главная задача педагога – создать условия для раскрытия индивидуальности каждого учащегося, помочь ему реализоваться в учебе, общении и совместной деятельности.
Мою педагогическую философию лучше всего выразить словами Евтушенко: «Берегите эти земли, эти воды; даже малую былиночку любя,… Убивайте лишь зверей внутри себя». Учитель – связующая нить между прошлым и будущим. След человека – не только посаженные деревья и построенные дома. Тленны железо и камень, нетленно другое... Все, что тобой сделано, остается жить в тебе самом и в других людях, передается из поколения в поколение как незримое духовное богатство, как самая главная ценность. И с этой точки зрения учительская профессия – профессия счастливых людей.
Почему именно такой жизненный путь выбрала для себя? Часто размышляю над этим вопросом. Наверное, так предначертано судьбой. Еще, будучи ребенком, любила рассказывать сказки своим куклам, воображала себя в роли учителя. Как давно это было...
Впоследствии важно было понять, какой мне быть в своей профессии? В первый год своей педагогической деятельности я перечитала много литературы по педагогике и психологии. Мне на всю жизнь запомнилось высказывание
К.Д. Ушинского: «Педагог должен быть добрым, но без слабости, требовательным, но без придирчивости, ласковым, но без приторности, допускать шутку, но не превращать серьезное дело в шутку». И вот начался поиск своего «я» как педагога. Постепенно выбирала те направления, на которых и строится моя педагогическая философия.
Первое направление - это основные ценности, вечные и неизменные категории: доброта, любовь, справедливость, честность, требовательность. Быть доброй, но не добренькой, позволять и помогать ученику реализоваться, но не пускать все на самотек. Подбирать для каждого свою высоту планки, видеть и отмечать малейший успех. Справедливо указывать на промахи, но при этом не унижать самолюбие, давать возможность исправить ошибки. Ведь ученики – это мы, помолодевшие на 20-30 лет. Мы – это они, постаревшие на этот же срок. Только вертикальное доверие делает их и нас частью целого.
Второе направление – постоянно находиться в творческом поиске, находить ответы на любые вопросы, преодолевать себя.
Третье направление - спешить передать свои знания, учить не поучая, помня заповедь Сократа: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светиться».
Три основных направления моей философии, надеюсь, как три кита будут поддерживать меня в будущем, потому что учитель – это не профессия, а образ жизни. Я считаю, что в училище должны работать только те люди, которые любят именно подростковый возраст. И что не менее важно, учитель непременно должен быть оптимистом по натуре. Как бы ни было порой трудно, никогда нельзя опускать руки, ведь профессиональное училище – это своего рода присяга на верность подрастающему поколению и ощущение огромной ответственности за их взрослую жизнь.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.