☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆       
    +16

Главная » 2012 » Май » 14 » Какой учитель нужен современной школе.
22:57
Какой учитель нужен современной школе.
Какой учитель нужен современной школе.
Автор – Балина Т. И. – преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СПО РПТ МО.

Каждый человек за свою жизнь много раз побывал и в роли ученика, и в роли учителя. Поэтому профессия педагога – одна из важнейших в мире. Педагог – человек, который ведет ребенка. Но сейчас педагогами называют людей, имеющих соответствующую подготовку и профессионально занимающихся педагогической деятельностью, т. е. вопросами воспитания, образования и обучения. Стоит обратить внимание на слово «профессионализм». Педагоги занимаются педагогической деятельностью профессионально.
Какие же факторы больше всего влияют на успех педагога? Определенные способности (1).
1) конструктивные (способность к проектированию личности, содержания, средств осуществления педагогических целей);
2) организаторско – коммуникативные (способность устанавливать взаимоотношения с воспитанниками);
3) гностические (способность приобретать и использовать знания).
В профессиональной деятельности педагога выделяют четыре группы функций:
1) обучающая, воспитывающая, развивающая, мотивирующая,
2) конструктивная и исследовательская:
3) организаторская и коммуникативная;
4) самосовершенствование.
Профессионализм и педагогическое мастерство учителя.
Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям
На уровне бытового сознания люди понимают, что получение выпускником вуза диплома – это еще не признак его профессионализма. Таким образом, наличие у человека диплома, сертификата, подтверждающего уровень его квалификации – необходимое (но не достаточное) условие для последующего становления профессионализма. Человек может приобрести это свойство в результате специальной подготовки и долгого опыта работы. Но может и не приобрести его, а лишь «числиться» профессионалом.
Говоря о фундаментальности педагогического образования, мы имеем в виду не только предметную область, но и область психолого-педагогическую, поскольку они неразделимы в подготовке учителя. Профессионализм учителя включает в себя, помимо разносторонних знаний, умений и навыков, такие важнейшие составляющие, как опыт и профессионально значимые личностные качества творческого плана. «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь», — писал выдающийся русский историк В.О. Ключевский. В нашей отечественной традиции образование понимается как двуединый процесс обучения и воспитания. Формирование готовности выпускников к осуществлению задач воспитания — это одна из первоочередных проблем. Мы знаем, насколько непроста сейчас морально-нравственная атмосфера в обществе. В условиях кризисов и катаклизмов, которые не раз переживало наше Отечество, именно учитель всегда становился главным оплотом и хранителем лучших духовных ценностей. А сегодня школа — один из немногих социальных институтов, уроки жизни в котором проходят все граждане нашей страны.
Требования к компетентности современного педагога.
Начало школьного обучения становится стартом нового в развитии ребенка, на котором возникают новые взаимные формы сотрудничества со взрослыми, со сверстниками. Взаимоотношения школьника с другими людьми понимают как один из важнейших факторов его личностного развития, объединение их усилий с целью достижения общего результата. Особая роль этого взаимодействия принадлежит учителю. Педагог способствует сближению детей, созданию атмосферы для общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. От того, какой учитель, во многом зависит успешность и самореализация ученика в будущем.
Самой главной составляющей профессионализма является компетентность (способность к актуальному выполнению деятельности). А. К. Маркова (2) выделяет четыре вида профессиональной компетентности:
1. Специальная или деятельностная характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.
2. Социальная характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества.
3. Личностная характеризует владение способами самовыражения и саморазвития. Умение планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.
4. Индивидуальная характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, наличие устойчивой профессиональной мотивации.
В динамике можно выделить четыре стадии развития профессионализма:
Допрофессионализм, когда человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, да и результативность его деятельности недостаточно высока.
Собственно профессионализм, когда человек становится профессионалом, демонстрирует стабильно высокие результаты; эта стадия включает в себя совокупность последовательно сменяемых фаз.
Суперпрофессионализм или мастерство – приближение к вершине профессиональных достижений.
«Послепрофессионализм», когда человек может остаться профессионалом в прошлом, а может оказаться советчиком, наставником для других специалистов.
Учитывая активную роль человека в процессе профессионализации можно выделить три критерия по Ю. В. Поваренкову (3):
1. Профессиональная продуктивность характеризует уровень профессионализма человека и степень соответствия его социально – профессиональным требованиям. Этот критерий характеризуют такие объективные показатели результативности, как количество и качество произведенной продукции, производительность, надежность профессиональной деятельности.
2. Профессиональная идентичность характеризует значимость для человека профессии и профессиональной деятельности как средства удовлетворения своих потребностей и развитие своего индивидуального ресурса. Оценивается на основе субъективных показателей, включая удовлетворенность трудом, профессией, карьерой, собой.
3. Профессиональная зрелость свидетельствует об умении человека соотносить свои профессиональные возможности и потребности

Выделим следующие компоненты профессиональной компетентности педагога:
Мотивационно – волевой компонент включает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии; предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности.
Функциональный ( от лат. – исполнение) проявляется в виде знаний о способах педагогической деятельности, необходимых учителю для проектирования и реализации той или иной педагогической технологии.
Коммуникативный ( от лат. – связываю, общаюсь) компонент компетентности включает умение ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог.
Рефлексивный (обращение назад) компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; сформированность таких качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу. Рефлексивный компонент является регулятором личностных достижений, поиск личностных смыслов в общении с людьми, самоуправления, а также побудителем самопознания, профессионального роста, совершенствование мастерства, смыслотворческой деятельности и формирования индивидуального стиля работы.
Указанные характеристики профессиональной компетентности педагога нельзя рассматривать изолированно, поскольку они носят интегративный, целостный характер,
Какими хотят нас видеть родители и ученики?
Учебное заведение может привлекать абитуриента разными сторонами. Это может быть сам процесс приобретения знаний и навыков, который приводит к расширению горизонтов и жизненных возможностей ребенка. Это может быть чувство радости от пребывания в коллективе от общения со сверстниками. Это может быть волнение от общения с педагогом, открывающее для его духовного мира нечто новое.
Понятно, что педагог – именно та ключевая фигура, которая в период обучения занимает мысли ученика и играет в его жизни важную роль.
Каждый день, входя в класс, преподаватель или мастер становится объектом внимания. Впечатления об образовательном учреждении, сложившегося у подростков, часто остаются неизменными на всю жизнь. Уже превратившись в родителей, они рассказывают своему ребенку, про математичку, историка и физрука с теми самыми чувствами, которые сформировались еще тогда, в юношеские годы.
Отношения учителя и ученика, как правило, неравноценны. По праву «сильного» учитель всегда может высказать ученику (и высказывает) все, что он о нем думает. А вот ученику практически никогда не удается во всеуслышание заявить о своей «оценке» учителя.
Вот выдержки из сочинений детей лицея № 103 г. Раменское Московской области: «Учитель как человек старший и более умный должен вести себя достойно, сдержанно, контролировать перепады настроения, чтобы был строгим и человечным, требовательным и мягким» (Учащаяся гр. 709 Власенко А.). « Я хотела бы видеть учителя добрым, приветливым, всегда в хорошем настроении» (Учащаяся гр. 802 Хорошева А.). « Я думаю, что учитель должен быть строгим, образованным, справедливым, умным, хорошо знать свой предмет, быть внимательным к ученикам» (Учащаяся гр. 713 Мельникова Е.). «Я бы хотела, чтобы мой учитель был доброжелательным, аккуратным, терпеливым, мог поддержать в любых ситуациях, понять, общаться со всеми на одном уровне» ( Учащийся гр.825 Пугачев П.).
Недавно в нашем лицее прошел педагогический совет на тему: «Личность педагога в современной школе», на котором выступила психолог Мещерякова Юлия Николаевна. Она провела исследование среди учащихся на данную тему и пришла к выводу, что для ребят важно в педагоге:
1. Доброта – 65 %
2. Знание предмета – 25 %
3. Внимательность – 24 %
4. Понимание – 23%
5. Вежливость – 17 %
6. Ответственность – 16%
7. Ум – 14%
8. Строгость – 13 %
9. Терпеливость – 11%
10. Уравновешенность – 11%
11. Опрятность – 7 %
12. Культура – 8%
13. Грамотность – 6%
14. Честность – 5 %
15. Скромность – 5%
На вопрос: « Что не должен делать современный педагог?» Были получены следующие результаты:
1. Повышать голос – 78 %
2. Оскорблять – 26 %
3. Бить – 17 %
Таково мнение наших студентов относительно качеств идеального педагога. Но, как мы все знаем, идеального человека нет. Но в любом случае, учителю, как представителю творческой профессии, всегда есть к чему стремиться.
Эти результаты можно сравнить с официальными исследованиями (2):
1. Широкая эрудиция.
2. Склонность замечать в людях доброе и хорошее.
3. Преподавательское мастерство.
4. Любовь к детям.
5. Любовь к профессии.
6. Умение доводить начатое дело до конца.
7. Творчество в работе.
8. Доброта, терпимость.
9. Требовательность к детям.
10. Коммуникативность.
11. Использование нового, передового в работе.
12. Скромность.
13. Самостоятельность.
14. Привлекательность.
Ученики и родители ожидают от педагога мудрых действий, умений разрешать различные ситуации спокойно и справедливо, отличных знаний, любви к детям и профессии.
Учителем может быть только тот, кто является личностью.
Личность – человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств, качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Социальная структура личности.
(по Г. Смирнову (5))

Учитель воспитывает в первую очередь своим предметом. Поэтому, заботясь об обновлении содержания образования, нельзя забывать о великой воспитательной роли таких школьных предметов, как русский язык, литература, история, изобразительное искусство, музыка. Им принадлежит важнейшая роль в формировании системы жизненных ценностей, центральное место в которой занимают патриотизм и гражданская ответственность, духовность и высокая общая культура. Это особенно важно сегодня, когда молодежь испытывает на себе агрессивное, разлагающее воздействие низкопробной массовой культуры. Но выполнить высокую миссию Учителя, «наставника разумного и сердечного», сможет тот, кто сам является личностью. Какой учитель нужен современной школе и что надо изменить в подготовке и переподготовке педагогических кадров, с тем чтобы они в большей степени отвечали запросам современного общества?
Система образования за последние годы серьезно изменилась. Она стала вариативной, учителя работают по различным программам, включая авторские; вводятся интегрированные, новые для школы курсы; действуют вариативные учебники; идет активная дискуссия о профильном обучении (хотя, как мы знаем, еще много неясностей даже с определением профилей, не говоря об их содержательном наполнении). От учителя требуются сегодня научно-исследовательские навыки, умение проектировать современный учебно-воспитательный процесс, владение современными средствами решения педагогических задач, умение строить содержание занятия в соответствии с целями.
Реализация профессиональных функций приводит к образованию трех основных подструктур личности педагога:
Профессиональной направленности;
Профессиональной компетентности;
Профессионально – важных качеств личности.
Профессиональная направленность – это качество личности, определяющее отношение к профессии, потребность в профессиональной деятельности и готовность к ней. Это качества: профессиональная позиция, ориентация, мотивы, призвание к педагогической деятельности, общественная активность, социальный оптимизм.
Профессиональная компетентность – это уровень осведомленности, авторитетности педагога, позволяющий ему продуктивно решать учебно – воспитательные задачи, создавая условия для формирования личности другого человека.
Профессионально – важные качества– это система устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения профессиональной деятельности.
Реализация воспитывающей функции требует от педагога комплекса значимых качеств: идейная убежденность, долг, гражданственность, коллективизм, ответственность и социальный оптимизм.
Педагогика лишь наполовину наука, а наполовину искусство. Поэтому на первом месте – наличие педагогических способностей. Успех в воспитании каждого человека зависит от многих факторов и условий. Педагог выступает своеобразным фильтром всех воспитательных влияний. А эти функции педагог может выполнять будучи разносторонне образованным человеком. Терпение и оптимизм – важнейшие профессиональные качества педагога. Еще одно качество связано с педагогическим общением. Эффективность педагогического воздействия во многом будет определяться волевыми свойствами педагога, его настойчивостью, инициативностью, целеустремленностью, решительностью и самостоятельностью.
П. Вайнцвейг (6) предложил 10 заповедей творческой личности:
1. Будь хозяином своей судьбы.
2. Достигни успеха в том, что ты любишь.
3. Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.
4. Строй свои отношения с людьми на доверии.
5. Развивай свои творческие способности.
6. Культивируй в себе смелость.
7. Заботься о своем здоровье.
8. Старайся мыслить позитивно.
9. Сочетай свое материальное благополучие с духовным удовлетворением.
10. Повышай культурный уровень.
Каким должен быть современный урок, чтобы говорить о профессионализме учителя?
1. Высокая результативность.
2. Высокий уровень познавательной активности учащихся.
3. Развитие познавательных способностей и творчества учащихся.
4. Высокий уровень культуры учебного труда.
5. Самостоятельность учащихся в познавательной деятельности.
6. Высокий организационно – методический уровень занятий.
7. Индивидуализация процесса обучения.
8. Рефлексия.
9. Компетентность педагога и учащихся.
10. Взаимодействие педагога и учащихся.
Идеал педагога – это сплав социального заказа общества и педагогическое кредо самого педагога. Он проявляется в осознании им своей миссии в видении себя в педагогическом процессе. Идеал педагога конкретизируется в системе задач, которые ему приходится решать повседневно. Именно это придает работе учителя неповторимый и творческий характер.

Литература:
1. О. В. Симен – Северская. Педагогическая компетентность и профессионализм учителя. Серия «Гуманитарная наука», выпуск 6.
2. А. К. Маркова. Психология профессионализма. М. «Международный гуманитарный фонд знаний», 1996 г.
3. Ю. В. Поваренков. Развитие коммуникативной компетентности педагога. М., 2002 г.
4. Г. М. Смирнов. Содержание профессиональной компетентности педагога профессионального обучения. М. 2010г.
5. П. Вайнцвейг. Десять заповедей творческой личности. М. «Прогресс», 1992 г.
Категория: Публикации, статьи, доклады. | Просмотров: 4700 | Добавил: balina-ti
Всего комментариев: 0
avatar