- 03.06.2012
- 9789 Просмотров
- 1 комментарий
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
(среднее специальное учебное заведение)
«Саткинский политехнический техникум имени А.К. Савина»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ
НА ТЕМУ: «Управление асинхронным двигателем»
(Для обучающихся СПТ имени А.К Савина)
Сатка 2012
Методические рекомендации для выполнения лабораторной работы по теме «Управление асинхронным двигателем». Даются методические указания по выполнению лабораторной работы.
Работа предназначена для обучающихся всех форм обучения и может быть использована при проведении производственного обучения.
Методические рекомендации предназначены для обучающихся СПТ имени А.К.Савина.
Разработчик: Андриянов Игорь Александрович, мастер производственного обучения
Рассмотрены и утверждены на заседании методической комиссии профессионального цикла. Рекомендованы для обучающихся СПТ имени А.К. Савина по профессии «Электромонтер по ремонту и облуживанию электрооборудования»
Протокол заседания методической комиссии профессионального цикла №
от «___»__________2012
Утверждено: Балчугова Н.Н. зам.директора по ТО
Пузрякова Л.В. методист
Содержание
Пояснительная записка 3
Информационный блок 5
Актуализация опорных знаний 8
Алгоритм проведения лабораторной работы 9
Порядок выполнения работы 11
Требования к оформлению отчета 13
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая лабораторная работа соответствует учебной программе начального профессионального образования по профессии «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования», дисциплина – «Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования».
Лабораторная работа предназначена для практического освоения на базе учебного заведения начального и среднего профессионального образования базового курса профессиональной подготовки обучающихся 2го курса по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электроооборудования».
В данных рекомендациях представлены перечни используемой при выполнении базовых экспериментов аппаратуры, схемы электрические принципиальные, а также указания по проведению базовых экспериментов призванных помочь обучающимся получить достаточно полное представление о наиболее часто используемых схемах управления асинхронными двигателями с короткозамкнутым ротором.
Комплекту типового лабораторного оборудования «Релейно-контакторные схемы управления асинхронными двигателями с короткозамкнутым ротором» присущи следующие качества.
УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ, которая выражается в возможности воспроизведения не только базовых экспериментов, но и более широкого круга задач моделирования.
ГИБКОСТЬ, которая обеспечивается возможностью компоновки требуемой конфигурации комплекта сообразно с задачами каждого конкретного эксперимента.
НАГЛЯДНОСТЬ результатов моделирования, которая обеспечивается их отображением на измерительных приборах комплекта.
НАДЁЖНОСТЬ, достигаемая за счет малой мощности силовых элементов, защитой электрических цепей от эксплуатационных коротких замыканий и неумелого обращения.
ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ, которая обеспечена выполнением элементов классом защиты от поражения электрическим током 01 и , а также применением устройства защитного отключения, защищенных гнезд и проводников.
КОМПАКТНОСТЬ, которая обеспечена малой установленной мощностью элементов и использованием только требуемых для данного эксперимента аппаратов.
СОВРЕМЕННЫЙ ДИЗАЙН комплекта с учетом требований эргономики, инженерной психологии и эстетики.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
В электроустановках напряжением до 1000 В дистанционное управление осуществляется преимущественно с помощью магнитных контакторов и пускателей.
Выпускаются магнитные контакторы постоянного тока на напряжение от 220 до 600 В и токи от 20 до 2500 А, постоянного и переменного тока на напряжение от 220 до 600 В и токи до 600 А, переменного тока на напряжение 380 и 600 В и токи от 40 до 1000 A.
Основными частями любого магнитного контактора являются силовые контакты и электромагнитный привод, состоящий из электромагнита и якоря, механически связанного с подвижными элементами силовых контактов. Кроме того, силовые контакты при больших токах закрывают дугогасительными камерами, и большинство контакторов снабжают вспомогательными контактами.
Магнитные пускатели предназначены для дистанционного управления трехфазными электродвигателями с короткозамкнутым ротором. Выпускаются нереверсивные магнитные пускатели для пуска и останова электродвигателя и реверсивные, позволяющие, кроме того, изменять направление вращения элек-тродвигателя. Обычно магнитные пускатели имеют средство защиты управляемых электродвигателей от перегрузки (пускатели с тепловыми реле). Распространены магнитные пускатели серии ПМЕ для электродвигателей мощностью от 0,27 до 10 кВт и серии ПА для электродвигателей мощностью от 4 до 75 кВт и ПМЛ с электротепловым реле.
Пускатели этих серий выпускают реверсивные и нереверсивные, открытые (без защитного кожуха), защищенные (с кожухом, не имеющим уплотнений), пылебрызгонепроницаемые, с тепловыми реле и без них, разных габаритов.
В обозначение пускателя кроме буквенной части, указывающей серию (ПМЕ или ПА), входят три цифры, которые означают; первая - его величину (от нуля до шести), вторая - исполнение по степени защиты от окружающей среды (1 - открытое, 2 - защищенное, 3 - пылезащищенное, 4 - пылебрызгонепроницаемое), третья - другие конструктивные признаки (1 - нереверсивный без теплового реле, 2 - нереверсивный с тепловым реле, 3 - реверсивный без теплового реле и 4 - реверсивный с тепловым реле).
Основным элементом каждого магнитного пускателя является магнитный контактор переменного тока (реверсивные пускатели имеют два магнитных контактора).
Рассмотрим схемы управления электродвигателем нереверсивным ПМЕ-212 и реверсивным ПМЕ-214 пускателями.
Рисунок 1 Схема нереверсивного пуска
При нереверсивном управлении (рис. 1, для пуска электродвигателя М нажимают на кнопку SBC (пуск), при этом катушка контактора КМ подключается к сети, контактор сработает и замкнет свои контакты (силовые 1, 2, 3 и вспомогательные 4 и 7), разомкнув вспомогательные контакты 5 и 6. Контактор КМ остается включенным и после отпускания кнопки SBC, поскольку питание к его катушке будет подводиться через вспомогательный контакт 4. Отключение электродвигателя при перегрузке производится тепловым реле КА, а в нормальном режиме при нажатии кнопки SBT (стоп). В обоих случаях цепь катушки контактора КМ разрывается и двигатель останавливается.
Универсальные кнопки К-20, К-23 и К-ОЗ, предназначенные для установки на панелях щитов, служат для работы в цепях управления, защиты блокировки и автоматики напряжением до 220 В постоянного тока и 380 В переменного тока. Кнопка К-20 имеет два замыкающих контакта, К-23 - два размыкающих, а К-ОЗ - замыкающий и размыкающий. На рис. 2, а, б показана универсальная кнопка К-ОЗ. В корпусе 2 с фланцем 5 размещены неподвижные размыкающий 10 и замыкающий 1 контакты, винтовые зажимы 12 для подключения проводов и штифт 6, в нижней части которого находится изоляционная втулка 9 с кольцевыми контактными элементами 8 и 11, а в верхней - кнопочный элемент 4. Для закрепления кнопки на панели щита служат винты 3 с гайками.
При внешнем воздействии на кнопочный элемент 4 штифт 6 перемещается вниз, в результате чего сначала размыкается контакт 10, а затем замыкается контакт 1. После прекращения внешнего воздействия на кнопочный элемент 4 штифт 6 под действием пружины 7 возвращается в исходное положение (как показано на ри¬сунке).
Рисунок 2 Универсальная кнопка а – общий вид; б - устройство
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
1.Назовите контакты каких аппаратов выполняют блокировку при нереверсивном пуске двигателя?
2.Охарактеризуйте принцип действия магнитного пускателя при нереверсивном пуске двигателя.
3. Охарактеризуйте устройство кнопки управления.
Цель: Закрепить знания у обучающихся о принципе действия схемы нереверсивного пуска асинхронного двигателя, научить обучающихся правильному выполнению комплекса простых операций по монтажу вторичных цепей, приобретение обучающимися навыков и трудовых приемов коммутации блока реверсивного пуска (соединения и подключения по эл. принципиальным схемам коммутационных аппаратов) Формирование скоростных и точностных навыков выполнения работы. Формирование навыков планирования трудового процесса.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1
по теме: «Нереверсивное управление асинхронным двигателем
с помощью кнопочного поста»
Материально - техническое оснащение и УМО:
Обозн. Наименование Параметры
М1 Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором 120 Вт / ~ 380 В / 1500 мин1
QF1 Автоматический трехполюсный выключатель ~ 380 В / 6 А
SF1 Автоматический однополюсный выключатель ~ 230 В / 0,5 А
КМ1 Магнитный пускатель ~ 380 В / 10 А
КК1 Электротепловое реле ~ 660 В / 10 А / уставка 0,42…0,58 А
SB1, SB2 Кнопка ~ 380 В / 10 А
HLR1, HLG1 Лампа индикаторная ~ 220 В
РV1 Вольтметр ~ 0…500 В
РA1 Амперметр ~ 0…2 А
УМО: схема электрическая – принципиальная блока реверсивного пуска, методические указания по выполнению лабораторной работы.
Схема электрическая принципиальная
Рисунок 3
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ
Данная работа включает в себя четыре последовательно выполняемых этапа.
ПЕРВЫЙ ЭТАП: ПРЯМОЙ ПУСК АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ
• Обеспечьте, чтобы шкаф управления асинхронным двигателем (далее – шкаф) был заперт и отключен от сети электропитания лаборатории внешним коммутационным аппаратом, например, автоматическим выключателем.
• Откройте дверь шкафа.
• Если включены выключатели QF1 и SF1, то отключите их.
• Соедините аппаратуру в соответствии со схемой электрической принципиальной. Для соединения аппаратуры, установленной на двери шкафа, с аппаратурой внутри шкафа используйте в качестве промежуточных контактов блоки зажимов Х5, Х6, расположенные на шасси шкафа.
• Если выступает шток электротеплового реле КК1, то нажмите его.
• Включите выключатели QF1 и SF1.
• Закройте дверь шкафа ключом.
• Подайте на шкаф электропитание от сети лаборатории. О наличии последнего должна сигнализировать загоревшаяся зеленая лампа HLG1 («ГОТОВ»).
• Нажмите кнопку SB1 («ВПЕРЕД»). В результате произойдет прямой пуск двигателя М1, о чем должна будет сигнализировать загоревшаяся красная лампа HLR1 («ВПЕРЕД»). Стрелки вольтметра РV1 и амперметра РA1 укажут напряжение и ток двигателя М1. Зеленая лампа HLG1 («ГОТОВ») погаснет.
• Нажмите кнопку SB2 («СТОП»). В результате произойдет отключение двигателя М1 от электрической сети и последующий его останов. Двигатель М1 будет готов к очередному пуску, о чем будет сигнализировать загоревшаяся зеленая лампа HLG1 («ГОТОВ»). Красная лампа HLR1 («ВПЕРЕД») погаснет.
ВТОРОЙ ЭТАП: МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРЫВА ФАЗЫ ДВИГАТЕЛЯ
• Осуществите повторный пуск двигателя нажатием кнопки SB1 («ВПЕРЕД»).
• Смоделируйте обрыв фазы двигателя М1 выниманием перемычки, например, в фазе «В» на его терминальной панели. Двигатель М1 начнет издавать характерный гудящий звук. Амперметр укажет увеличившийся ток двигателя М1. Через некоторое время должно сработать электротепловое реле, в результате чего двигатель М1 должен аварийно отключиться от электрической сети и остановиться.
• Устраните искусственно созданный обрыв фазы «В» двигателя М1.
• Отключите шкаф от сети электропитания лаборатории.
• Откройте дверь шкафа.
• Отключите выключатели QF1 и SF1.
ТРЕТИЙ ЭТАП: СОЗДАНИЕ МЕХАНИЧЕСКОГО МОМЕНТА СОПРОТИВЛЕНИЯ НА ВАЛУ ДВИГАТЕЛЯ, ИСКЛЮЧАЯ ЕГО ПУСК
• Для этого снимите кожух, защищающий от прикосновения к валу двигателя М1. Закрепите на валу двигателя стопорное устройство так, чтобы исключалось вращение вала в обе стороны.
• Нажмите выступающий шток электротеплового реле КК1.
• Включите выключатели QF1 и SF1.
• Закройте дверь шкафа ключом.
• Подайте на шкаф электропитание от сети лаборатории. О наличии последнего должна сигнализировать загоревшаяся зеленая лампа HLG1 («ГОТОВ»).
• Нажмите кнопку SB1 («ВПЕРЕД»). В результате произойдет подключение двигателя М1 к электрической сети, о чем должна будет сигнализировать загоревшаяся красная лампа HLR1 («ВПЕРЕД»). Стрелки вольтметра РV1 и амперметра РA1 укажут напряжение и увеличившийся ток двигателя М1. Зеленая лампа HLG1 («ГОТОВ») погаснет. Двигатель М1 останется неподвижным и начнет издавать характерный гудящий звук. Через некоторое время должно сработать электротепловое реле, в результате чего двигатель М1 должен аварийно отключиться от электрической сети.
• По завершении эксперимента отключите шкаф от сети электропитания лаборатории, снимите стопорное устройство с вала двигателя М1 и установите защитный кожух.
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП: « ДЕМОНТАЖ СХЕМЫ РЕВЕРСИВНОГО ПУСКА»
• Проверьте отключение шкафа от сети электропитания лаборатории.
• Откройте дверь шкафа.
• Отключите выключатели QF1 и SF1.
• Выполните демонтаж соединительных щупов, уложите их в ящики столов.
• Закройте шкаф.
• Уберите рабочие места.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА
1. Начертите схему электрическую принципиальную нереверсивного пуска двигателя.
Дайте ответы на вопросы:
1. Что вы узнали в результате проделанной работы?
2. Как можно исследовать обрыв фазы?
3. Как влияет механический момент сопротивления на вал двигателя?
4. Охарактеризуйте принцип действия схемы нереверсивного пуска двигателя.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2
на тему: «Нереверсивное управление асинхронным двигателем
с помощью коммутационного переключателя»
Материально - техническое оснащение и УМО:
Обозначение Наименование Параметры
М1 Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором 120 Вт / ~ 380 В / 1500 мин1
QF1 Автоматический трехполюсный выключатель ~ 380 В / 6 А
SF1 Автоматический однополюсный выключатель ~ 230 В / 0,5 А
КМ1 Магнитный пускатель ~ 380 В / 10 А
КК1 Электротепловое реле ~ 660 В / 10 А / уставка 0,42…0,58 А
SА1 Коммутационный переключатель ~ 220 В / 2 А / 3 положения
HLR1, HLG1 Лампа индикаторная ~ 220 В
РV1 Вольтметр ~ 0…500 В
РA1 Амперметр ~ 0…2 А
УМО: схема электрическая – принципиальная блока реверсивного пуска, методические указания по выполнению лабораторной работы.
Схема электрическая принципиальная
Рисунок 4
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ
Данная работа включает в себя три последовательно выполняемых этапа
ПЕРВЫЙ ЭТАП: ПРЯМОЙ ПУСК АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ
• Обеспечьте, чтобы шкаф управления асинхронным двигателем (далее – шкаф) был заперт и отключен от сети электропитания лаборатории внешним коммутационным аппаратом, например, автоматическим выключателем.
• Откройте дверь шкафа.
• Если включены выключатели QF1 и SF1, то отключите их.
• Установите коммутационный переключатель SA1 в положение «СТОП».
• Соедините аппаратуру в соответствии со схемой электрической принципиальной. Для соединения аппаратуры, установленной на двери шкафа, с аппаратурой внутри шкафа используйте в качестве промежуточных контактов блоки зажимов Х5, Х6, расположенные на шасси шкафа.
• Если выступает шток электротеплового реле КК1, то нажмите его.
• Включите выключатели QF1 и SF1.
• Закройте дверь шкафа ключом.
• Подайте на шкаф электропитание от сети лаборатории. О наличии последнего должна сигнализировать загоревшаяся зеленая лампа HLG1 («ГОТОВ»).
• Переведите переключатель SA1 в положение «ВПЕРЕД». В результате произойдет прямой пуск двигателя М1, о чем должна будет сигнализировать загоревшаяся красная лампа HLR1 («ВПЕРЕД»). Стрелки вольтметра РV1 и амперметра РA1 укажут напряжение и ток двигателя М1. Зеленая лампа HLG1 («ГОТОВ») погаснет.
• Переведите переключатель SA1 в положение «СТОП». В результате произойдет отключение двигателя М1 от электрической сети и последующий его останов. Двигатель М1 будет готов к очередному пуску, о чем будет сигнализировать загоревшаяся зеленая лампа HLG1 («ГОТОВ»). Красная лампа HLR1 («ВПЕРЕД») погаснет.
ВТОРОЙ ЭТАП: МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРЫВА ФАЗЫ ДВИГАТЕЛЯ
• Осуществите повторный пуск двигателя переводом переключателя SA1 в положение «ВПЕРЕД».
• Смоделируйте обрыв фазы двигателя М1 выниманием перемычки, например, в фазе «В» на его терминальной панели. Двигатель М1 начнет издавать характерный гудящий звук. Амперметр укажет увеличившийся ток двигателя М1. Через некоторое время должно сработать электротепловое реле, в результате чего двигатель М1 должен аварийно отключиться от электрической сети и остановиться.
• Устраните искусственно созданный обрыв фазы «В» двигателя М1.
• Верните переключатель SA1 в положение «СТОП».
• Отключите шкаф от сети электропитания лаборатории.
• Откройте дверь шкафа.
• Отключите выключатели QF1 и SF1.
ТРЕТИЙ ЭТАП: МЕХАНИЧЕСКИЙ МОМЕНТ СОПРОТИВЛЕНИЯ НА ВАЛУ ДВИГАТЕЛЯ М1, ИСКЛЮЧАЮЩИЙ ЕГО ПУСК
• Создайте механический момент сопротивления на валу двигателя М1, исключающий его пуск. Для этого снимите кожух, защищающий от прикосновения к валу двигателя М1. Закрепите на валу двигателя стопорное устройство так, чтобы исключалось вращение вала в обе стороны.
• Нажмите выступающий шток электротеплового реле КК1.
• Включите выключатели QF1 и SF1.
• Закройте дверь шкафа ключом.
• Подайте на шкаф электропитание от сети лаборатории. О наличии последнего должна сигнализировать загоревшаяся зеленая лампа HLG1 («ГОТОВ»).
• Переведите переключатель SA1 в положение «ВПЕРЕД». В результате произойдет подключение двигателя М1 к электрической сети, о чем должна будет сигнализировать загоревшаяся красная лампа HLR1 («ВПЕРЕД»). Стрелки вольтметра РV1 и амперметра РA1 укажут напряжение и увеличившийся ток двигателя М1. Зеленая лампа HLG1 («ГОТОВ») погаснет. Двигатель М1 останется неподвижным и начнет издавать характерный гудящий звук. Через некоторое время должно сработать электротепловое реле, в результате чего двигатель М1 должен аварийно отключиться от электрической сети.
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП: « ДЕМОНТАЖ СХЕМЫ РЕВЕРСИВНОГО ПУСКА»
• По завершении эксперимента верните переключатель SA1 в положение «СТОП»
• Отключите шкаф от сети электропитания лаборатории
• Снимите стопорное устройство с вала двигателя М1 и установите защитный кожух.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА
1. Начертите схему электрическую принципиальную нереверсивного пуска двигателя.
Дайте ответы на вопросы:
2. Что вы узнали в результате проделанной работы?
3. Как можно исследовать обрыв фазы?
4. Как влияет механический момент сопротивления на вал двигателя?
5. Охарактеризуйте принцип действия схемы нереверсивного пуска двигателя.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3
Реверсивное управление асинхронным двигателем
с помощью кнопочного поста
Материально - техническое оснащение и УМО:
Обозначение Наименование Параметры
М1 Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором 120 Вт / ~ 380 В / 1500 мин1
QF1 Автоматический трехполюсный выключатель ~ 380 В / 6 А
SF1 Автоматический однополюсный выключатель ~ 230 В / 0,5 А
КМ1, КМ2 Магнитный пускатель ~ 380 В / 10 А
КК1 Электротепловое реле ~ 660 В / 10 А / уставка 0,42…0,58 А
SB1, SB2, SB3 Кнопка ~ 380 В / 10 А
HLR1, HLR2, HLG1 Лампа индикаторная ~ 220 В
РV1 Вольтметр ~ 0…500 В
РA1 Амперметр ~ 0…2 А
УМО: схема электрическая – принципиальная блока реверсивного пуска, методические указания по выполнению лабораторной работы.
Схема электрическая принципиальная
Рисунок 5
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ
Данная работа включает в себя четыре последовательно выполняемых этапа
ПЕРВЫЙ ЭТАП: ПРЯМОЙ ПУСК АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ
• Обеспечьте, чтобы шкаф управления асинхронным двигателем (далее – шкаф) был заперт и отключен от сети электропитания лаборатории внешним коммутационным аппаратом, например, автоматическим выключателем.
• Откройте дверь шкафа.
• Если включены выключатели QF1 и SF1, то отключите их.
• Соедините аппаратуру в соответствии со схемой электрической принципиальной. Для соединения аппаратуры, установленной на двери шкафа, с аппаратурой внутри шкафа используйте в качестве промежуточных контактов блоки зажимов Х5, Х6, расположенные на шасси шкафа.
• Если выступает шток электротеплового реле КК1, то нажмите его.
• Включите выключатели QF1 и SF1.
• Закройте дверь шкафа ключом.
• Подайте на шкаф электропитание от сети лаборатории. О наличии последнего должна сигнализировать загоревшаяся зеленая лампа HLG1 («ГОТОВ»).
• Нажмите кнопку SB1 («ВПЕРЕД»). В результате произойдет прямой пуск двигателя М1, о чем должна будет сигнализировать загоревшаяся красная лампа HLR1 («ВПЕРЕД»). Стрелки вольтметра РV1 и амперметра РA1 укажут напряжение и ток двигателя М1. Зеленая лампа HLG1 («ГОТОВ») погаснет.
• Нажмите кнопку SB3 («СТОП»). В результате произойдет отключение двигателя М1 от электрической сети и последующий его останов. Двигатель М1 будет готов к очередному пуску, о чем будет сигнализировать загоревшаяся зеленая лампа HLG1 («ГОТОВ»). Красная лампа HLR1 («ВПЕРЕД») погаснет.
• Нажмите кнопку SB2 («НАЗАД»). В результате произойдет прямой пуск двигателя М1 с обратным направлением вращения, о чем должна будет сигнализировать загоревшаяся красная лампа HLR2 («НАЗАД»). Стрелки вольтметра РV1 и амперметра РA1 укажут напряжение и ток двигателя М1. Зеленая лампа HLG1 («ГОТОВ») погаснет.
• Нажмите кнопку SB3 («СТОП»). В результате произойдет отключение двигателя М1 от электрической сети и последующий его останов. Двигатель М1 будет готов к очередному пуску, о чем будет сигнализировать загоревшаяся зеленая лампа HLG1 («ГОТОВ»). Красная лампа HLR2 («НАЗАД») погаснет.
• Осуществите повторный пуск двигателя нажатием кнопки SB1 («ВПЕРЕД»).
ВТОРОЙ ЭТАП: МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРЫВА ФАЗЫ ДВИГАТЕЛЯ
• Смоделируйте обрыв фазы двигателя М1 выниманием перемычки, например, в фазе «В» на его терминальной панели. Двигатель М1 начнет издавать характерный гудящий звук. Амперметр укажет увеличившийся ток двигателя М1. Через некоторое время должно сработать электротепловое реле, в результате чего двигатель М1 должен аварийно отключиться от электрической сети и остановиться.
• Устраните искусственно созданный обрыв фазы «В» двигателя М1.
• Отключите шкаф от сети электропитания лаборатории.
• Откройте дверь шкафа.
• Отключите выключатели QF1 и SF1.
ТРЕТИЙ ЭТАП: МЕХАНИЧЕСКИЙ МОМЕНТ СОПРОТИВЛЕНИЯ НА ВАЛУ ДВИГАТЕЛЯ
• Создайте механический момент сопротивления на валу двигателя М1, исключающий его пуск. Для этого снимите кожух, защищающий от прикосновения к валу двигателя М1. Закрепите на валу двигателя стопорное устройство так, чтобы исключалось вращение вала в обе стороны.
• Нажмите выступающий шток электротеплового реле КК1.
• Включите выключатели QF1 и SF1.
• Закройте дверь шкафа ключом.
• Подайте на шкаф электропитание от сети лаборатории. О наличии последнего должна сигнализировать загоревшаяся зеленая лампа HLG1 («ГОТОВ»).
• Нажмите кнопку SB1 («ВПЕРЕД»). В результате произойдет подключение двигателя М1 к электрической сети, о чем должна будет сигнализировать загоревшаяся красная лампа HLR1 («ВПЕРЕД»). Стрелки вольтметра РV1 и амперметра РA1 укажут напряжение и увеличившийся ток двигателя М1. Зеленая лампа HLG1 («ГОТОВ») погаснет. Двигатель М1 останется неподвижным и начнет издавать характерный гудящий звук. Через некоторое время должно сработать электротепловое реле, в результате чего двигатель М1 должен аварийно отключиться от электрической сети.
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП: ДЕМОНТАЖ СХЕМЫ
• По завершении эксперимента отключите шкаф от сети электропитания лаборатории
• Снимите стопорное устройство с вала двигателя М1
• Установите защитный кожух.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА
1. Начертите схему электрическую принципиальную нереверсивного пуска двигателя.
Дайте ответы на вопросы:
2. Что вы узнали в результате проделанной работы?
3. Как можно исследовать обрыв фазы?
4. Как влияет механический момент сопротивления на вал двигателя?
5. Охарактеризуйте принцип действия схемы нереверсивного пуска двигателя.
Поделитесь с коллегами