Меню Федеральное интернет-издание о профобразовани России и СНГ
Назад » » » 2012 » Июль » 23

Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе

Одной из наиболее признанных инновационных педагогических технологий является дифференцированное обучение, которое, прежде всего, проявляется в применении разноуровневых заданий. Для меня это не очень разработанная тема, я не системно применяю разноуровневые задания, хотя успешность применения этой технологии как раз и зависит от системности её применения.
Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных». Дифференцированная работа требует предварительного деления учащихся на группы (варианты) по уровню обучаемости. В этом помогает входная диагностика.

Структура дифференцированного урока
1. Совместная постановка задачи;
2. Дифференцированное повторение необходимого материала;
3. Совместное изучение нового материала;
4. Дифференцированное закрепление;
5. Проверка работы каждой группы с участием остальных учеников;
6. Общая проверка усвоения материала;
7. Дифференцированное домашнее задание.

Рассмотрим некоторые этапы урока. Итак, второй этап – дифференцированное повторение. Здесь уместнее всего использовать уплотнённый опрос. (Методика проведения такого опроса хорошо разработана Богдановой Г. А. в книге «Опрос на уроках русского языка») Некоторым учащимся (6 ребятам) даётся задание на дифференцированных карточках. Кто-то выполняет работу на доске, кто-то на местах, на листочках. Сильный учащийся из группы А выступает у доски с устным монологическим ответом. Можно вызвать к доске и слабого учащегося, но он, например, может пользоваться при ответе планом ответа. Остальные учащиеся его оценивают ответ по предложенному плану. После устного ответа проверяется работа у доски. Ребята задают отвечающим дополнительные вопросы, оценивают их ответы. Работу ребят, которые выполняли её на листочках, проверяют консультанты из группа А. Таким образом в ходе уплотнённого опроса оценивается работа 10-15 учащихся.
Четвёртый этап – дифференцированное закрепление. Можно организовать работу в группах. Часто мы видим в ходе такой работы, как в группе проявляют инициативу мотивированные учащиеся, а инертные так и остаются без дела. Это большое недостаток организации групповой работы. Как же изменить эту ситуацию? Можно формировать группы по уровням усвоения материала, когда каждая группа получает посильное задание. Но в таком случае есть опасность того, что группа слабых учащихся будет чувствовать себя ущемлённой. Чтобы избежать этого, можно всё-таки попытаться организовать работу в разноуровневой группе. Сильный учащийся при этом играет роль эксперта, который организует и оценивает работу. Учащиеся группы Б подают идеи, а учащиеся группы В выполняют воспроизводящие задания, отбирают или оформляют материал. Лучше таким ребятам предлагать практические задания. Так, например, в 10 классе по теме «Фразеологизмы. Обобщение» проводился урок-практикум. Ребята были разделены на разноуровневые группы. Каждая получила своё задание. В течение 15 минут группа работала с заданием, оформляла его. При этом эксперт должен был наблюдать, чтобы участвовал каждый член команды. Во второй части урока группа докладывала о результатах своей работы. Лучше, чтобы защиту работы выполняли ребята группы Б, а то и В. На этом этапе урока есть опасность, что остальные группы не будут слушать выступления, а будут продолжать готовиться к своему. Здесь важно остановить работу, нацелить на оценку работы других групп, сообщив, что в конце урока будет небольшая работа по проверке усвоения материала. Также можно предложить оценить работу группы, задать дополнительные вопросы, самый интересный вопрос поощрить хорошей оценкой. Тогда в работу будут вовлечены все.
Перейдём к дифференцированному домашнему заданию. Этот вопрос наиболее изученный и внедрённый в практику. Есть несколько способов предложения домашнего задания. Первый – это задание на выбор, о чём уже говорилось выше. Для воспроизводящего уровня предлагается работа по образцу, по алгоритму. Для конструктивного уровня – собрать материал, обобщить, составить таблицу, опорный конспект. Например, выбрать из произведения примеры на какое-то правило, составить диктант, дополнить таблицу примерами. Для творческого уровня творческое задание проблемного характера, мини-проект. Например, можно предложить изложить содержание параграфа в виде лингвистической сказки, сценария телепередачи, мультфильма.
Второй способ – работа с дифференцированными карточками. Здесь уже каждому учащемуся предлагается конкретная карточка с заданием. Часто такие карточки я создаю для анализа большого произведения по литературе. Это, например, карточки к изучению романов Л. Н. Толстого «Война и мир», Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», М. Шолохова «Тихий Дон». Потом на уроке работа строится по этим заданиям. Карточки категории В рассчитаны на ребят, воспроизводящих знания. Такой ученик самостоятельно может прочитать текст, пересказать, подготовить выразительное чтение эпизода, но ему трудно сопоставлять, делать выводы, особенно, отвечать на проблемные вопросы. Карточки категории Б рассчитаны на учащихся, которые могут делать небольшие выводы, находить в тексте говорящие детали и ключевые слова. Карточки категории А для ребят, которые могут отвечать на проблемные вопросы, создавать свой текст, анализировать эпизод, сравнивать явления, героев. Такие карточки посильны для учащихся. Каждый ученик заранее знает, о чём его спросят, нет момента неожиданности, всё готовы, все получают положительные оценки. Ведь в нашей работе немаловажную роль играет ситуация успеха. Приведу пример карточек к изучению романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
Ещё один способ – работа с одарёнными учащимися при помощи индивидуальных заданий. Для этих ребят 7-11 классов я составила карточки, которые готовят к олимпиадам по русскому языку. Они получают эти индивидуальные задания, я их проверяю, оцениваю, даю образцовый ответ. Для таких ребят у меня заведён особый журнал, где учитывается, сколько заданий, каких, на каком уровне было выполнено. Такая работа развивает интерес к урокам, повышает мотивацию учащихся, формирует глубокие лингвистические знания.
Также для таких учащихся целесообразно давать задание выполнить краткосрочный или долгосрочный проект. Проект может быть как индивидуальным, так и групповым. Особый опыт у меня в организации групповых проектов. Ребята группы А собирают и обобщают теоретический материал, пишут сценарий. Ребята группы Б проводят социологический опрос, интервьюируют, обобщают сведения в виде графиков, диаграмм, делают выводы. Ребята группы В собирают иллюстративный материал, участвуют в инсценировках, оформляют результаты работы. Каждый получает задание к определённому дню. В этот день ребята отчитываются о проделанной работе, учитель вносит правки, даёт следующие задания. Так строится работа, которая часто занимает полгода. Но результат всегда превышает все ожидания. Всегда это интересная , практико-ориентированная работа. (Об опыте проектной деятельности можно прочитать в докладе «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы», а также на моём сайте в разделе «Проекты учеников»)
Полностью с работой можно ознакомиться здесь
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar