Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2013 » Январь » 31

Авторский УМК по истории и географии

Авторский УМК по истории и географии (из опыта работы).
Л.А.Тюлина, учитель истории, обществознания и географии
МБОУ гимназии имени А.С, Пушкина
Вначале хотелось бы определиться с терминологией. Что такое УМК? Что в него должно включаться? К сожалению, здесь нет единства. Так УМК можно расшифровать как «учебно-методический комплекс» и « учебно-методический комплект» по предмету. Говоря об УМК как об учебно-методическом комплекте, прежде всего, имеется в виду «совокупность учебных и учебно-методических пособий по учебному курсу, подготовленных авторским коллективом на основе единой методологии». В этом смысле, например, по истории России в нашей гимназии ведется преподавание по истории России по УМК А.А.Данилова и Л.Г. Косулиной, по обществознанию – УМК А.И. Кравченко, по географии – УМК В.П.Дронова...
Если использовать УМК как учебно-методический комплекс (а именно о нем мое выступление), то и здесь мы сталкиваемся с двоякой трактовкой. Так Л.Н.Боголюбов, действительный член РАО, считает, что учебно-методический комплекс – это совокупность подготовленных единым авторским коллективом учебных книг по конкретному предмету. Второе толкование учебно-методического комплекса предлагают нам Е.Е.Вяземский, профессор федеральной Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, и О.Ю. Стрелова, профессор Дальневосточного государственного гуманитарного университета. Они включают в учебно-методический комплекс всю совокупность учебных пособий по предмету (учебник, программа, атласы, рабочие тетради, наглядные пособия и т.д.). Эта точка зрения на УМК для меня наиболее приемлема. Именно такие УМК я стремлюсь создавать в своей педагогической практике. И результатом этой работы сегодня хочу поделиться с вами.
Для систематизации УМК М.В.Короткова и М.П.Студеникин предложили такой вариант:
Учебные пособия Методическая литература Наглядность Интерактивные пособия
• Учебники
• Хрестоматии
• Книги для чтения • Рабочие тетради
• Сборники тестов
• Методички, пособия для учителя • Карты
• Настенные альбомы • Диски
• Видеофильмы
Этот вариант был предложен в 1999 году, когда компьютеризация школы, да и нашей жизни, только набирала обороты. Не были в большом количестве разработаны хорошо известные сейчас мультимедийные учебники, например 1С «Образовательная коллекция», они преподносились как панацея от многих проблем, существовавших и существующих в современной школе. Однако сейчас, когда электронные пособия на CD выпущены в большом количестве, разного качества и разного назначения, мне лично кажется нецелесообразным выделять их особо. Более логично, если их включать в другие разделы.
С другой стороны, в данном варианте систематизации не выделен один из ключевых разделов, а именно «Дидактические или раздаточные материалы», которые учитель использует на уроках. Поэтому для систематизации своей работы по созданию УМК я использую следующий вариант:
Учебники и учебные пособия Пособия для учителя Раздаточный материал Наглядность
• Учебники
• Рабочие тетради
• Атласы
• Хрестоматии
• Справочные пособия
• Электронные пособия • Методические пособия
• Дидактические материалы
• Дополнительная литература
• Литература по краеведению
• Мультимедийные учебники и пособия. • Документы
• Схемы
• Таблицы
• Планы лекций
• Задания для мультимедийных учебников
• Разнообразные материалы для проверки (проверочные работы, практикумы, тесты, тексты с ошибками и т.д.) • Электронные и настенные карты;
• Электронные и настенные картосхемы;
• Авторские презентации
Из этой таблицы видно, что интерактивные средства обучения представлены практически в каждом разделе, в зависимости от того, какую функцию они выполняют в процессе создания и проведения урока.
Более подробно мне хотелось бы остановиться на двух последних разделах, где почти все представленные материалы – мои, авторские.
Неудобно, да и нецелесообразно ради одного – двух текстов на уроке нести хрестоматию, а порой и несколько. На слух исторический текст, особенно неадаптированный (например, из «Повести временных лет») воспринимается плохо. Поэтому при работе с историческими текстами для каждого ученика я делаю распечатку необходимых источников по истории, статистических данных по географии, проблемных текстов по обществознанию. Эти материалы остаются у детей, поэтому в процессе чтения они могут маркировать текст, выделять ключевые моменты, отмечать непонятные слова и выражения.
Схемы, таблицы, планы лекций, отпечатанные для каждого ученика, помогают значительно сэкономить время на уроке, освобождают ученика от необходимости записывать за учителем, а учителя по нескольку раз повторять одну и ту же фразу. Можно более рационально использовать учебное время на уроке, больше внимания уделить обобщению и закреплению материала. Кроме того, не секрет, что иногда учебный материал с трудом умещается в один урок, который отведен на его изучение по программе, такие раздаточные материалы позволяют не дергаться учителю, если что-то не успел сказать на уроке, дети из распечатки эту информацию все равно получат.
В этой же группе и задания для мультимедиа. С одной стороны, здорово, что вместо учителя на уроке может говорить голос за кадром, а на экране при этом мелькают карты, портреты, картины... Но картинки именно мелькают, а слова диктора часто пролетают мимо ушей. Сосредоточить внимание детей на мультимедиалекции позволяют учебные тексты с пробелами, когда недостающую информацию они списывают со слов диктора. В электронных учебниках по географии очень интересные задания в разделе «Практика», в электронном учебнике «История 20 века» А.А. Данилова в лекциях, но увы, они настолько мелкие, что текст задания не виден даже с первых парт. Для организации эффективной работы с такими заданиями заранее их необходимо для учеников набрать на компьютере.
Учебный кабинет, в котором я работаю, оборудован компьютером и телевизором с большим экраном, поэтому у меня не возникает проблем с использованием компьютерной техники на уроках. Именно поэтому в последней графе оставлены, в основном, электронные материалы. До появления компьютера, как и многие педагоги, искала настенные комплекты портретов исторических деятелей, вырезала из разных журналов репродукции картин, фотографии зданий и т.д. Эти подборки и сейчас у меня хранятся в кабинете, но за последние годы пользовалась ими лишь однажды, когда отключили электроэнергию для проведения работ. В памяти компьютера можно сохранить достаточно большое количество карт, иллюстраций, картосхем, плакатов, и выводить их на экран в нужный момент урока. Кроме того, компьютерный прием «Лупа» позволяет увеличивать нужные фрагменты карт или репродукций картин, что невозможно сделать, если используешь обычный бумажный формат.
На своих уроках я часто использую авторские презентации. Они могут включать задания для повторения и обобщения изученного материала, для иллюстрации слов учителя. Очень удобно на слайдах размещать план лекции, который ученики должны переносить к себе в тетрадь. Это избавляет учителя от необходимости несколько раз повторять одну и ту же фразу. Кроме того, позволяет одновременно демонстрировать текст и наглядность. Кроме того, авторские презентации могут служить педагогу долгие годы, а использование «управляющих кнопок» позволяет создавать качественные, современные материалы для работы в классах с разным уровнем подготовки. Использование гиперссылок в презентации дает возможность переключаться с одной авторской работы на другую, с презентации учителя на презентацию ученика.
Таким образом, в мой авторский учебно-методический комплекс, помимо учебников и методических пособий, выпускаемых издательствами, включаются мои авторские разработки, помогающие разнообразить, информационно насытить, обогатить новыми методами и приемами, каждый урок.
Использованная литература:
• Боголюбов Л.Н. Учебно-методический комплекс по обществознанию // Преподавание истории и обществознания в школе. 2006 №3
• Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Историческое образование в современной России. М.: 2002
• Короткова М.В. Студеникин М.Т. «Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях» - М.: Владос, 1999
• Настольная книга учителя истории.5-11 классы/ автор – составитель М.Н.Чернова – М.: Эксмо, 2006.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar